Происхождение и сущность человека.
Человек – результат не только земной биологической, но и всей космической эволюции. Человек не только земное, но и космическое существо. Космическое предназначение человека было определено в русском космизме.
Автор теории биологической эволюции – Дарвин.
Человек – это биосоциальное существо.
Согласно иррационализму, сущностью человека является воля.
Двойственность человека заключается в том, что он обладает телом и психикой.
Специфика философского подхода заключается в признании человека существом, способным к самосовершенствованию.
Индивид –характеризуется телесно-духовной целостностью и выступает конкретным субъектом деятельности.
В процессе социализации человек формируется как личность.
Совокупность устойчивых черт личности, определяющих типичное поведение –характер.
Нравственный центр личности – совесть.
Культура личности заключается в системе нравственных норм.
Нормативно одобренный образ поведения – роль.
Процесс становления личности идет двумя путями:
1. Социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм, знаний, навыков, позволяющих ему функционировать в обществе.
2. Индивидуализация - приобретение специфических черт личности.
Основные подходы к проблеме происхождения человека:
Основные подходы к проблеме происхождения человека: религиозный, научный и философские подходы.
Креационизм (рел.) – учение, согласно которому человек возник в результате целенаправленных творческих действий Бога.
Биологическая концепция – научное учение, согласно которому человек произошел от общих с обезьянами предков.
Трудовая концепция – учение Энгельса, согласно которому труд превратил обезьяноподобных предков в людей.
Генетическая (мутационная) – научное учение, согласно которому приматы превратились в человека вследствие мутаций.
Антропогенез – процесс становления и развития человека.
Социогенез – процесс становления и развития общества.
Основные концепции сущности человека
В древнегреческой философии: человек – это микрокосм.
Аристотель: сущность человека - это те его свойства, которые нельзя изменить, чтобы он не перестал быть самим собой.
Аристотель: человек – это политическое животное
Платон: двойственность человека: тело и душа.
В религиозной философии и в религии: человек – это божественное творение.
В христианстве человек – это образ и подобие Бога.
В философии Возрождения - человек подобен Богу своим творчеством. Человек – существо творческое.
В философии Нового времени тело рассматривается как машина, механизм.
Кант делил антропологию на физиологическую и прагматическую, первая исследует то, что делает из человека природа, вторая – то, что человек делает из себя сам.
Гегель: человек – субъективный дух, высшая ступень развития объективного духа
.
Основные подходы в философии человека
1. Натурализаторскийподход: изучение человека в качестве особого биологического существа(позитивизм, необихевиоризм, биоэтика, фрейдизм);
2.Экзистенциальный подход: изучение индивидуального человеческого существования, несводимого к общим законам существования человека (экзистенциализм, персонализм, феноменология)
3. Социологизаторский подход рассматривает человека в системе общественных связей
a) Марксизм – человек как совокупность всех человеческих отношений, субъект социальной практики (преобразовательной деятельности)
b) Структурализм рассматривает человека как элемент и функцию социальных структур (политических, идеологических, семантических)
.
Ницше: человек – это больное животное.
Кассирер: человек – это символическое существо.
Хайзенги: человек – существо играющее.
Человек и природа.
Природа- не созданная человеком часть материального мира.
В качестве живого существа человек характеризуется физиологическими потребностями, деятельностью и способностями к ней.
Природные жизненные силы человека проявляются в его способностях и задатках.
Социал-дарвинизм – биологизаторская концепция человека и общества.
.
Артефакты – продукты и результаты человеческой деятельности, ставшие культурными объектами.
Отчуждение – существует тогда , когда результаты человеческой деятельности отделились от него и стали господствовать над ним.