Основные философские учения и понятия
ФИЛОСОФИЯ
Содержание
Основные учения и понятия_______________________1-5
Предмет философии______________________________5
Специфика философии____________________________5
Функции философии______________________________5
Концепции бытия--------------------------------------------------5-6
Картины мира____________________________________6
Материя, движение, пространство-время_______________6
Диалектика_______________________________________6-7
Познание и сознание_______________________________7
Научное познание_________________________________7-8
Происхождение и сущность человека________________8-9
Ценности и смысл жизни__________________________9
Общество_______________________________________9-10
История философии_____________________________10-12
Основные философские учения и понятия
Агностицизм– учение, в котором отрицается познаваемость мира. Представитель в немецкой классической философии Кант.С точки зрения агностицизма,познаются только феномены (явления), сущность же – не познаваема (Кант).
Феноменология –разделяет позицию агностицизма.
Аксиология– учениео ценностях.
Альтруизм – позиция, которая выражается в признании блага других людей более важным, чем своё благо.
Анализ – метод познания объекта посредством разложения его на части.
Анархизм –учение, согласно которому необходимо уничтожение государства как института насилия над личностью. (Бакунин, Кропоткин)
Антисциентизм– учение, согласно которому достижения современной науки приносят вред обществу. (Против науки)
Антитехницизм – учение, согласно которому развитие техники становится самоцелью.
Антропный принципфиксируетсвязьмежду свойствами Вселенной и существованием в нём человека
Антропогенез – процесс становления и развития человека.
Артефакты – продукты и результаты человеческой деятельности, ставшие культурными объектами.
Аскетизм – ограничение материального потребления только самым необходимым.
Атеизм –отрицание Бога
Антропоморфизм – очеловечивание природы, заселение её человекоподобными существами: водяными, лешими, человекоподобными богами: Нептун-бог морей, Марс – бог войны и т.п.
Вера – оценка информации как истинной без достаточных логических и фактических обоснований.
Время характеризуется одномерностью и необратимостью
Гедонизм– учение, согласно которому смысл жизни в удовольствиях, наслаждениях.
Географический детерминизм – признание определяющей роли географической среды в существовании общества.
Герменевтика – учение о понимании (интерпретации) Основатель Шлейермахер (XIX в.), представитель Гадамер (XX в.)
Глобализация в экономической сфере выражается в выходе экономики за национальные (государственные) рамки.
Глобализация в политической сфере выражается в создании международных (межгосударственных) организаций и союзов.
Гносеологический оптимизм – точка зрения, согласно которой мир познаваем.
Гносеология (эпистемология) – учение о познании. Изучает 1) истину, 2) формы познания, 3) уровни познания, 4) методы познания.
Движение это любое изменение.
Дедукция – восхождение от общего к частному
Деизм – учение, согласно которому Бог выполняет в мире только функцию творения, а после сотворения мира он не участвует в его существовании, мир после сотворения существует по своим естественным законам.
Демографический детерминизм – признание определяющей роли народонаселения в существовании общества (Мальтус).
Детерминизм - учение о причиннойобусловленности явлений. Для метафизического материализма характерна линейная концепция причинности (создатель – Лапласс), для диалектического материализма характерна сетевая концепция причинности.
Диалектика – учение о развитии и взаимосвязи явлений.
Идеалистическая диалектика – учение о развитии объективного духа. Создатель – Гегель.
Материалистическая диалектика – учение о развитии материи. Создатели: Маркс, Энгельс.
Дуализм – учение, в котором признаётся два первоначала – материальное и духовное (дуа – два). Представитель – Декарт.
Заблуждение – непреднамеренное искажение знания
Законы диалектики:
Что есть философия
Предмет философии
Предмет философии – 1) всеобщее;
Человек в мире.
Специфика философии
Философия в переводе с греческого – любовь к мудрости.
Родина термина «философия» - Греция.
Философия – донаучное знание. Она имеет умозрительный характер, т.к. не опирается на факты и эксперименты. Поэтому философские знания нельзя ни доказать, ни опровергнуть.
Философия, как и наука, оперирует понятиями и представляет собой теоретический тип знания.
Сходство философии и искусства – в том, что они имеют личностную форму.
Философия и искусство отличаются тем, что художественное знание выражается в образах, а философское – в понятиях.
Философия отличается от религии тем, что 1) философское знание является результатом познания, а религиозное - результатом веры; 2) философское знание имеет теоретическую форму.
Философия – это форма общественного сознания, вырабатывающая систему знаний об основных принципах человеческого бытия в мире.
Поскольку философия изучает человека в мире, она является мировоззрением.
Мировоззрение– это система знаний о мире и месте человека в нём. Существуют: обыденное, религиозное, научное, философское и др. типы мировоззрения.
Философия является особым типом мировоззрения.
Функции философии.
Философия выполняет
- мировоззренческую функцию, поскольку изучает человека в мире;
- методологическую функцию, поскольку включает в себя теорию познания и определяет методы научного познания;
- логико-гносеологическую, поскольку обосновывает понятийные и теоретические структуры научного знани; разрабатывает философские методы.
- эвристическую, как следствие методологической, поскольку способствует открытию нового знания ( эврика – открыл);
- нравственную, культурно-воспитательную функцию, поскольку включает этику – учение о добре и зле;
- эстетическую функцию, поскольку включает эстетику как учение о прекрасном;
- аксиологическую, поскольку включает аксиологию – учение о ценностях;
- прогностическую; поскольку помогает прогнозировать (предсказывать) ход развития бытия
- гуманистическую, поскольку способствует совершенствованию человека;
- социальнаяфункция – в прогнозе будущего.
Философия бытия
Концепции бытия
Монистические – (монизм – признание одного первоначала: либо материального, либо духовного): 1) идеалистические (Платон, Гегель), 2) материалистические (Демокрит, Бэкон, Маркс, Энгельс),.
Дуалистические – (дуализм – признание двух первоначал: материального и духовного): Аристотель, Декарт.
Онтология как учение о бытии впервые возникла в философии Парменида.
Парменид: противопоставлялбытие небытию. Бытие- неподвижно, неизменно, умопостигаемо, совершенно. Три совершенных качества бытия: Истина, Добро и Благо. В отличие от «бытия» конкретные вещи изменчивы, конечны, несовершенны.
Досократики (древнегреческая философия) отождествляли бытие с космосом.
Гераклит (древнегреческая философия) признавал изменяющееся, становящееся бытие, бытие в движении, в противоречии. Основа бытия – огонь.
Демокрит, Левкипп: основа бытия – атомы.
Платон: противопоставлял истинное бытие вечных и неизменных идей неистинному бытию преходящих, недолговечных конкретных вещей.
Аристотель: бытие характеризуется формой и материей. Различал бытие возможное и действительное.
В религиозной философии противопосталялось божественное бытие (бытие Бога) сотворённому бытию (бытию сотворённых Богом вещей).
В философии Возрождения бытие – это природа, реальность, противостоящая человеку. Природа рассматривается вне отношения к ней человека.
Декарт: бытие связано с сознанием: «Мыслю – следовательно, существую».
Кант: бытие всего лишь способ связи понятий: «Человек есть существо нравственное».
Гегель: объективно-идеалистическое бытие, бытие объективного духа. Принцип тождества бытия и мышления.
Маркс, Энгельс: бытие природы, бытие общества, бытие человека. Сформулировали основной вопрос философии как вопрос об отношении сознания к бытию. Бытие – первично, сознание - вторично. Основа общественного бытия – способ производства. «Человек – это совокупность общественных отношений).
Фромм: противопоставлял бытие и обладание. Автор «Быть или иметь».
Сартр: противопоставлял материальное и человеческое бытие.
Хайдеггер:бытие конкретного индивида (здесь-бытие).
Картины мира.
Картина мира – это целостный образ мира, исторически обусловленный.
Философские картины мира:
- космоцентризм– картина мира, центром которой является космос; характерна для древней философии;
- теоцентризм – картина мира, центром которой является Бог (тео – Бог); характерна для средневековой философии;
- антропоцентризм – картина мира, центром которой является человек (антропос – человек).
Философско-мировоззренческий рационализм исходит из отрицания Бога.
Научные картины мира:
Механическая (Ньютоновская)картина мира базировалась на понятиях неделимой корпускулы, абсолютного пространства и времени, бесконечной скорости движения, непрерывности и др.
Квантово-механическая и релятивистская (Эйнштейн) картина мира базировалась на понятиях делимой корпускулы, относительности пространства –времени, Конечной скорости движения, дискретности и др.
Научная наиболее разработанная картина мира – физическая.
Связьмежду свойствами Вселенной и существованием в нём человека фиксируется в антропном принципе.
Религиозная картина мира
Религиозная картина мира характеризуется принципом творения и удвоения мира (на земной и потусторонний).
Мифологическая картина мира
Мифологическая картина мира характеризуется антропоморфизмом (наделением природы человекоподобными существами, перенесением на природу человеческих свойств).
Категории
Детерминизм – учение о причиннойобусловленности явлений. Для метафизического материализма характерна линейная концепция причинности, для диалектического материализма характерна сетевая концепция причинности.
Индетерминизм – это учение , отрицающее причинность.
Сущность – это категория, отражающая глубинные, фундаментальные свойства объекта.
Явление – это категория, отражающая поверхностные, чувственно воспринимаемые свойства объекта.
Сущность и явления взаимосвязаны и познаваемы (диалектический материализм).
Философия познания
Сущность и природа познания
Познание – это отражение действительности в сознании человека ( диалектический материализм).
Сознание – это способность человека отражать мир в идеальных образах. Оно включает в себя три сферы: 1) познавательную (мышление и чувства), 2) эмоциональную,3) волевую.
Главные свойства сознания: интенциональность, идеальность, активность.
Формы сознания:индивидуальное и общественное
Формы биологического отражения: ощущения, раздражимость.
Элементарные формы отражения – механическое, физическое.
Носитель познавательной активности – субъект (не индивид, а общество.)
Гносеологический оптимизм – учение, которое признаёт познаваемость мира. Существует материалистическое и идеалистическое направления гносеологического оптимизма.
В античной философии признаётся познаваемость мира (знание – копия предмета), но не учитывается активность субъекта (созерцательный материализм). (5в до н.э.)
В религиозной философии признаётся познаваемость мира, т.к. Бог наделил человека способностью познавать (идеализм).
Гегель: в основе мира лежит саморазвитие объективного духа. И объект, и субъект – формы духа. Дух в форме субъекта познаёт себя в форме объекта. Отсюда признание познаваемости мира (Идеализм). (19в)
Марксистская философия: признание познаваемости мира в процессе активной преобразовательной деятельности субъекта (диалектический материализм).(19-20вв.)
Агностицизм– учение, в котором отрицается познаваемость мира
Кант, Юм признавали познаваемость только ощущений, восприятий, получаемых от объекта, но не сам объект (субъективный идеализм, агностицизм).18в.).
С точки зрения агностицизма,познаются только феномены (явления), сущность же – непознаваема (Кант)
Конвенционализм– учение, согласно которому все теории – лишь удобные соглашения (Пуанкаре),разделяет позицию агностицизма.
Феноменология– учение,согласно которому задачей философии является описание феноменов.(Гуссерль).Разделяет позицию агностицизма.(20в.)
Теория символов– учение, согласно которому знание – это не образ, а только символ объекта(Гельмгольц). Разделяет позицию агностицизма.
Инструментализм– учение, согласно которому знание – это лишь инструмент для вычислений и предсказаний. ). Разделяет позицию агностицизма.
Проблема истины
Истина – это адекватное отражение объекта в сознании человека (классическая концепция), использует принцип корреспонденции.
Истина – это знание, которое ведет к успеху (прагматизм).
Гносеологический релятивизм отрицает возможность объективной истины
Критерий истины в диалектическом материализме – практика.
Научное познание
Наукавозниклав 16 – 17 вв.
Кумулятивизм - учение, согласно которому развитие науки представляет собой последовательное накопление истин.
Сциентизм – направление, преувеличивающее роль и возможности науки.
Экстернализм – учение, которое признает движущие силы развития науки во внешних факторах.
Интернализм – направление, согласно которому движущие силы развития науки – внутренние научные идеи.
Научная революция – процесс вытеснения старой парадигмы и замены ее новой.
Т.Кун – автор термина «парадигма».
К ненаучным формам познания относятся: паранаука, лженаука.
Период зарождения технических наук – вторая половина 18 в.
Научно-техническая революция – качественные изменения в технике и технологии 20 в.
Антитехницизм – направление, согласно которому техническое развитие становится самоцелью.
Критерии научного знания – объективность, системность.
Гипотеза – научное предположение.
Высшая форма научного познания – научная теория.
Формы научного познания
Чувственное познание - это отражение поверхностных свойств объекта, воспринимаемых органами чувств. Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.
Логическое познание, или рациональное познание, или абстрактное мышление – это отражение существенных, фундаментальных, глубинных свойств объекта, не воспринимаемых органами чувств. Формы рационального познания (логического мышления): понятие, суждение, умозаключение.
Понятие – это единица мысли, отражающая существенные признаки в форме слова.
Суждение – отражение существенных признаков в форме предложения, в котором что-либо утверждается либо отрицается.
Умозаключение – это отражение существенных признаков в форме совокупности предложений, связанных логическими правилами.
Уровни научного познания:
Методы научного познания
Эмпирическиеметоды – наблюдение, эксперимент
Наблюдение – это восприятие объекта в естественных условиях, которые субъект не может контролировать и воспроизводить.
Эксперимент – восприятие объекта в искусственно созданных условиях, которые субъект может контролировать и воспроизводить.
Общелогические методы (пути) познания: индукция и дедукция.
Индукция– восхождение от частного к общему.
Дедукция – восхождение от общего к частному.
Теоретические методы
Анализ – разложение на части.
Синтез – объединение частей в единое целое.
Моделирование – изучение объекта посредством замещения его моделью – физической или идеальной.
Философия человека.
Человек и природа.
Природа- не созданная человеком часть материального мира.
В качестве живого существа человек характеризуется физиологическими потребностями, деятельностью и способностями к ней.
Природные жизненные силы человека проявляются в его способностях и задатках.
Социал-дарвинизм – биологизаторская концепция человека и общества.
.
Артефакты – продукты и результаты человеческой деятельности, ставшие культурными объектами.
Отчуждение – существует тогда , когда результаты человеческой деятельности отделились от него и стали господствовать над ним.
Социальная философия.
6.1 Общество и его структура.
Общество – это надприродная, надиндивидуальная общность людей, являющаяся результатом их совместной деятельности.
Сферы общества: материально-производственная, социальная, политическая, духовная.
Производительные силы и производственные отношения – элементы материально –производственной сферы.
Классы – большие группы людей, различающиеся своим местом в общественном производстве (собственники и несобственники).
Географический детерминизм – признание определяющей роли географической среды в существовании общества.
Демографический детерминизм – признание определяющей роли народонаселения в существовании общества (Мальтус).
Технологический детерминизм – признание определяющей роли техники в развитии общества.
Теория факторов признаёт равнозначность экономических, технических, природных и др. условий в развитии общества.
Развитие общества
«Осевое время»- время, с которого началась история человечества(Ясперс)
Концепции общественного развития: формационная (Маркс) и цивилизационная (Шпенглер, Тойнби,)
Формационнаяконцепция существует в рамках марксистской философии общества– исторического материализма.
Формация – конкретно-исторический тип общества,выделяемый по способу материального производства.
Труд– целесообразная деятельность людей, направленная на преобразование природы и общества.
Мыслитель, утверждавший, что способ производства обуславливает социальные, политические и духовные процессы – Маркс.
В формационной концепции выделяют следующие ступени общественного развития: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.
Цивилизационный подход к историипредполагает признание множества равноценных по уровню зрелости культур.
Теория стадий роста существует в рамках цивилизационного подхода (Белл, Тоффлер). В этой теории выделяют: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную цивилизации.
Для доиндустриальнойцивилизации характерно аграрное производство,примитивные орудия труда.
Для индустриальной цивилизации характерно индустриальное производство, его механизация;
Для постиндустриального (информационного) общества характерны автоматизация и информатизация.
Главной особенностью постиндустриального производства является то, что наука становится определяющим фактором развития всех сфер общественной жизни.(Белл)
Главными социальными институтами постиндустриального общества стали университеты и научно-исследовательские организации.
Противопоставление культуры и цивилизациихарактернодля неклассической философии 19-20 вв.(Шпенглер)
Данилевский– создательтеории культурно-исторических типов.Автор книги«Россия и Европа».
Шпенглер – автор «Заката Европы», и он же считал цивилизацию завершающей ступенью культуры.
Понимание цивилизациикак стадии общественного развития, сменившей дикость и варварство, характерно для Энгельса.
Тойнби – философ, считавший, что развитие цивилизации обусловлено действием «вызова-ответа».
Гумилев – автор пассионарной теории этногенеза.
Сорокин – автор стратификационного подхода
Парсонс– представитель структурно-функционального подхода.
Философская школа, считающая, что глобализация – завершающая стадия капитализма, - транснационализм.
Главным признаком циклического развития являются волнообразные циклы.
С точки зрения аксиологического подхода, культура – это система ценностей.
Культура становится специальным предметом исследования в философии Просвещения (Гердер)
Культура – часть окружения, созданная самими людьми.
Культура– система надбиологических программ жизнедеятельности человека.
Культура–деятельность людей по воспроизводству и обновлению социального бытия, а также продукты и результаты этой деятельности,
В отличие от материальной, духовная культура направлена на совершенствование общественного сознания.
Бжезинский назвал современное общество технотронным
.
Человек и общество
История философии
Этапы исторического развития философии:
Философия 17 века.
Развитие капитализма и науки.
Главная проблема – разработка научного метода.
Главный раздел философии – гносеология (эпистемология)
Философия 19 в.
ФИЛОСОФИЯ
Содержание
Основные учения и понятия_______________________1-5
Предмет философии______________________________5
Специфика философии____________________________5
Функции философии______________________________5
Концепции бытия--------------------------------------------------5-6
Картины мира____________________________________6
Материя, движение, пространство-время_______________6
Диалектика_______________________________________6-7
Познание и сознание_______________________________7
Научное познание_________________________________7-8
Происхождение и сущность человека________________8-9
Ценности и смысл жизни__________________________9
Общество_______________________________________9-10
История философии_____________________________10-12
Основные философские учения и понятия
Агностицизм– учение, в котором отрицается познаваемость мира. Представитель в немецкой классической философии Кант.С точки зрения агностицизма,познаются только феномены (явления), сущность же – не познаваема (Кант).
Феноменология –разделяет позицию агностицизма.
Аксиология– учениео ценностях.
Альтруизм – позиция, которая выражается в признании блага других людей более важным, чем своё благо.
Анализ – метод познания объекта посредством разложения его на части.
Анархизм –учение, согласно которому необходимо уничтожение государства как института насилия над личностью. (Бакунин, Кропоткин)
Антисциентизм– учение, согласно которому достижения современной науки приносят вред обществу. (Против науки)
Антитехницизм – учение, согласно которому развитие техники становится самоцелью.
Антропный принципфиксируетсвязьмежду свойствами Вселенной и существованием в нём человека
Антропогенез – процесс становления и развития человека.
Артефакты – продукты и результаты человеческой деятельности, ставшие культурными объектами.
Аскетизм – ограничение материального потребления только самым необходимым.
Атеизм –отрицание Бога
Антропоморфизм – очеловечивание природы, заселение её человекоподобными существами: водяными, лешими, человекоподобными богами: Нептун-бог морей, Марс – бог войны и т.п.
Вера – оценка информации как истинной без достаточных логических и фактических обоснований.
Время характеризуется одномерностью и необратимостью
Гедонизм– учение, согласно которому смысл жизни в удовольствиях, наслаждениях.
Географический детерминизм – признание определяющей роли географической среды в существовании общества.
Герменевтика – учение о понимании (интерпретации) Основатель Шлейермахер (XIX в.), представитель Гадамер (XX в.)
Глобализация в экономической сфере выражается в выходе экономики за национальные (государственные) рамки.
Глобализация в политической сфере выражается в создании международных (межгосударственных) организаций и союзов.
Гносеологический оптимизм – точка зрения, согласно которой мир познаваем.
Гносеология (эпистемология) – учение о познании. Изучает 1) истину, 2) формы познания, 3) уровни познания, 4) методы познания.
Движение это любое изменение.
Дедукция – восхождение от общего к частному
Деизм – учение, согласно которому Бог выполняет в мире только функцию творения, а после сотворения мира он не участвует в его существовании, мир после сотворения существует по своим естественным законам.
Демографический детерминизм – признание определяющей роли народонаселения в существовании общества (Мальтус).
Детерминизм - учение о причиннойобусловленности явлений. Для метафизического материализма характерна линейная концепция причинности (создатель – Лапласс), для диалектического материализма характерна сетевая концепция причинности.
Диалектика – учение о развитии и взаимосвязи явлений.
Идеалистическая диалектика – учение о развитии объективного духа. Создатель – Гегель.
Материалистическая диалектика – учение о развитии материи. Создатели: Маркс, Энгельс.
Дуализм – учение, в котором признаётся два первоначала – материальное и духовное (дуа – два). Представитель – Декарт.
Заблуждение – непреднамеренное искажение знания
Законы диалектики: