Предмет и основные проблемы соц. Философии
Фундаментальной проблемой является проблема отношений между личностью и обществом. Общество представляет собой объективацию человеческих отношений. Внутри общества “я” может остаться единым и не встретиться с “ты”. Для социологии личность ничтожная часть, подчиненная обществу. Для экзистенциальной философии, напротив, общество являетется частью личности, ее социальной стороной. В личности имеется духовное начало глубина, которая не определяется обществом, в ней есть духовная основа. Человек принадлежит двум сферам: царству Бога и царству Кесаря. На этом основань права и свобода человека. Таким образом, существуют пределы власти государства и общества над человеком. Общество не есть организм. Реальность общества определяется реальностью человеческого общения, реальностью “мы”. Объективи рованное общество, подавляющее личность, возникает из разобщения людей, из их греховного эгоцентризма. В таком обществе существует коммуникация между, людьми, но нет общения. Высшим типом общества является общество, в котором объединены принцип личности и принцип общности. Такой тип общества можно было бы назвать персоналистическим социализмом. В таком обществе за каждой человеческой личностью была бы признана абсолютная ценность и высочайшее достоинство как существа, призванного к вечной жизни, тогда как социальная организация обеспечивала бы каждому возможность достижения полноты жизни. Необходимо стремиться к синтезу аристократического качественного принципа личности и демократического, социалистического принципа справедливости и братского сотрудничества людей.
предметом социальной философии является:
1) Общество, как целостная система, во взаимосвязи и взаимообусловленности всех его составных частей и элементов;
2) Генезис, динамика и движущие силы общественного развития;
3) Проблема человека, поведение и роль личности в системе общественных отношений;
4) Взаимосвязь внутренних и внешних общественных отношений.
При всём этом, центральной проблемой социальной философии является человек. Это философская наука о нас с вами, как социальных явлений. Философия выступает здесь как самопознание; помогает человеку осознать себя как личность, осознать свою роль как субъекта исторического процесса.
В эпоху активного вторжения масс в историю и головокружительного развития техники общество устраивается прежде всего технически. Человечество покидает органический ритм жизни и подчиняется механической, технической организации. Для человека как существа цельного это процесс болезненный и мучительный. Теллургическому периоду жизни человечества приходит конец. Власть машины означает начало нового периода: космогонического, потому что она подчиняет человека новому космосу. Человек живет уже не среди тел неорганических и органических, а среди тел организованных. Именно в такую эпоху особенно требуется укрепление духа и духовного движения для сохранения образа человека. Без духовного возрождения нельзя достичь социального переустройства.
Техника и все такое
Сущность революции в технике заключается в следующем:
1) происходит использование в технике все новых и новых видов энергии и вещества.(Вначале тепловая энергия, энергия химических соединений и разъединений, электрическая энергия, атомная, солнечная энергия, с появлением нелинейной оптики, энергия лазерных генераторов.)
2) происходит постоянное обновление материальной основы технических систем ( например: в радиотехнике – сначала появляются детекторные радиопередатчики, радиоприёмники, затем появляются ламповые, затем полупроводниковые печатные схемы (современные теле и радиоприемники)).
3)Происходит передача, во все большей степени, техническим средствам интеллектуальной или умственной деятельности человека. Это имеет важнейшие значение для развития производительных сил современного общества.
В целом, в настоящее время происходит одновременная революция в науке и технике, она осуществляется в их единстве и взаимосвязи. Открытие в науке приводит к открытиям в технике. Изобретения и открытия в технике приводит к новым открытиям в науке.
Всё это приводит к тому, что единая научно-техническая революция совершается с ускорением, происходит лавинообразное нарастание открытий в науке и изобретений в технике.