Кризис классической рациональности. Неклассическая философия Шопенгауэра, Ницше.
Шопенгауэр является основателем философии пессимизма. Он первым среди западных философов использовал в своей философии идеи восточных религий, точнее буддизма. Его главная книга называется «Мир как воля и представление», где весь мир отмечен представлением субъекта об этом мире и существует только для субъекта. Мир есть представление, которое доступно только через чье-то переживание. Шопенгауэр считает, что для европейца это открытие, а для востока – это изначальная позиция и отстаивает примат воли над разумом. Он представил волю независимой от контроля разума, превратил ее в абсолютно свободное желание, которое не имеет ни причин, ни оснований. Воля для Шопенгауэра есть первоначало всего и абсолют. Т.е. мир в изображении Шопенгауэра стал «волей и представлением». Мифология разума классической философии уступает место мифологии воли. Шопенгауэр считает, что воля объективируется. Значение философии Шопенгауэра.
1. Оказал глубокое воздействие на всю последующую философию, как западную, так и русскую.
2. Философия обсуждается до сегодняшнего дня, порождая дискуссии, споры и дальнейшее исследование.
3. Философия утрачивает черты академической дисциплины, в ней проглядываются элементы поэзии и искусства.
4. Проблема смысла существования получила дальнейшее развитие
Фридрих Ницше
В его творчестве прослеживаются три этапа философствования:
1. Проблема культуры. Увлечение музыкой Вагнера и философией Шопенгауэра.
2. Этап переоценки всех ценностей характеризуется созданием собственного учения о воле. Были написаны работы: “Человеческое, слишком человеческое”, “Утренняя заря” и “Веселая наука”.
3. Учение о воле к власти и сверхчеловеке. Работы “Так говорил Заратустра”, “По ту сторону добра и зла”, “Антихрист”, “Воля к власти”.
Переоценка ценностей
Философа уже не устраивают старые ценности. Выступая как «радикальный нигилист», он требует переоценки культурных ценностей, в первую очередь, ценностей религии и философии. Науку он не считает чем-то особо важным. Само понятие истины Ницше поставил под сомнение. Откуда известно, что истина есть? Философия Ницше обращается к индивиду, но индивид должен самоопределиться и выбрать для себя систему ценностей. Поэтому переоценка Ницше более всего относится к ценностям христианским, как к основным общественным ценностям того времени.
1. Ницше считал христианство ответственным за искажение ценностей человеческих. Христианство отрицало жизнь земную ради жизни загробной, что разрушило у людей инстинкт жизни.
2. Христианство создает покорность раба, раба божьего, используя при этом страх, наказание за грехи.
3. Христианство навязывает ответы на все вопросы. Оно основало доктринерскую мораль, что неправильно, т.к. жизнь не укладывается в простые схемы.
4. Христианство способствует вырождению человечества, ибо это “скрытый инстинкт уничтожения”, поэтому философия просто обязана стать теперь антихристианской.
5. Антихристианство Ницше было протестом против всякой косности, обывательского мировоззрения, порождающих сознание зависимости и несвободы.
25. Русская философия.
Можно сказать, что основы и традиции Русской философии были заложены в домонгольский период, который можно охарактеризовать как предысторию Русской философии.
Богатое и очень разнообразное культурное полотно дает много материала для философского анализа. Поэтому существует множество подходов, различные исследователи выделяют те или иные черты. Можно с определенностью сказать, что единого подхода к такому сложному и разнообразному явлению как Русская философия нет и быть не может в принципе, поэтому мы рассматриваем её трактовку, по возможности, как можно шире.
Характерные черты русской философии.
1. Отображение национального характера.
2. Решение проблемы «Кто мы такие есть и откуда пошли».
3. Поиск места человека в культуре и мире.
4. Аккумуляция чужих культурных традиций.
5. Двойственность и бинарные оппозиция основных течений для каждого времени.
6. Особый интерес к нравственному духовному миру человека.
7. Религиозность.
Философия свободы Бердяева
Русский религиозный философ(1874-1948) Теоретической основой стал апреоризм Канта. Разрешение любой мировоззренческой проблемы следует выявить через противоположность духа и природы. Дух-субъкт, воплощающий в себе свободу, творчество. Природа-объект, вещь, необходимость, пассивная деятельность. Бог есть дух.Также он рассматривает свободу как идею. Выделяет три вида свободы: иррациональную (неразумную), рациональную (исполнение морального долга), свобода проникнутая любовью к богу. Человеческая иррац. свобода коренится в ничто, из которого бог сотворил мир. Главную идею он заимствовал у Якова Бене. Из божественного ничто рождается Святая Тройца-бог творец=> сотворение мира богом творцом есть вторичный акт. Т.о. приходит в выводу, что и бог и свобода выступают из “ингрун” (первичного хаоса)Коль свобода богом не создается, а рождается из хаоса, то бог не несет ответственность за то, что он не создавал=> если человек выберет зло, то бог –отец не отвечает. Свобода первична по отношению к добру и злу. Зло появляется тогда, когда иррациональная свобода приводит к нарушению божественной иерархии бытия. Это возникает из-за гордыни духа, из-за желания, что приводит к распаду в сфере бытия и к рабству вместо свободы.
Западная философия XX века
Философия ХХ века представляет собой единое по существу, но разнородное целое. Одни философы удачнее реализуют научную, другие эстетическую или морально-практическую сторону философии. Еще отчетливее на разнородность современной философии указывает наличие различных философских школ. В англоязычном мире, то есть в таких странах как Англия, США, некоторых скандинавских странах доминирует аналитическая философия, в которой первостепенное значение придают анализу языка, логике, науке. Философы, говорящие на немецком языке, предпочитают феноменологию и герменевтику. Франко-говорящие увлекаются в основном постмодернизмом. Итак, в наши дни можно выделить четыре главных направления философии – это аналитическая философия, феноменология, герменевтика и постмодернизм. АФ - направление западной фил-и, кот. сводит фил-ю к анализу употребления языковых средств и выражений, толкуемому как подлинный источник постановки фил. проблем. Этот анализ в АФ рассматривается как единственный правомерный метод фил-го исследования и направлен на то, чтобы выявить действительность ситуации употребления языковых ср-в, порождающих философские проблемы. Его цель - пока-зать, что не существует реальных фил. проблем, а фил. проблема явл. либо псевдо-проблемой, либо носит логинолингвистический характер, либо предполагает конкрет-ное исследование. АФ сформировалась в США, Великобритании.
В АФ 2 направления: 1. логический анализ фил-и, кот. в кач-ве ср-ва анализа применяет аппарат совр. математ. логики; 2. лингвистическая фил-я, отвергает логическую формализацию как основной метод анализа и занимается исследованием типов употребления выражений в естесств., обыденном языке, в т.ч. когда он прим. при формулировке фил. понятий. Эти направления выражают различные умонастроения: в то время, как фил-я логич анализа считаес себя фил-ей науки, сторонники фил-и лингвистич. анализа выступают против к-л культа научного знания и отстаивают естесств. отношения к миру, выраженное в обыденном языке.
Родонач. лингвистич. фил-и Райл, Уисдом, Стросон, Блек. Родонач. логич. анализа фил-и - Витингштейн, Куайн, Гудман, Поппер.
Понятие анализа, принятое в аналит. фил-и, появилось в фил-и ХХ в. у Рассела как определенный метод разработки фил. проблематики.
Понятие АФ получает распространение после второй мровой войны, охватывая различные течения совр. фил-и, предметом анализа кот. были языковые средства науки, обыденного языка и сомой фил-и. Распространение термина АФ, вытесняющего термин “неопозитивизм”, связано с неудачами реализации программы неопозитивизма. Для АФ характерна тенденция, сохранив идею анализа как “антиметафизики”, максимально освободиться от к-л содержательных предпосылок.
Бытие и онтология.
Бытие - филос.категория, кот.фиксирует сущ-ие и взаимосвязь предметов и явлений (людей, состояний, идей, мира в целом). Оно представлено в нескольких формах. 1)Бытие вещей и процессов. В свою очередь также может быть пред-ставлено в двух формах: а)бытие вещей и состояний природы, кот.большинство людей воспринимают как объективеую реальность, кот.сущ-ла до них и от них не зависит. Это взгляд с позиции мате-риализма. б)Идеалистич. позиция. Бытие второй природы, цивилизации. Это бытие двойственно, т.к.с одной стороны, они сделаны из тела природы, а с другой- в них вложена сознание и душа человека. 2)Бытие человека. а)бытие человека в мире вещей (человек рассматривается как часть природы,как вещь); б)специфич.человеческое бытие (человек не как тело, а как индивидуум). 3)Бытие духовного, идеального. а) инди-вид.духовное (сознание индивида). Структура бессознательного: *рефлексы*, *подсознат.*, *интуиция*. б) объективно-существующее духовное - то, что материализованно в культуре. 4)Бытие социальное. а) бытие человека; б) бытие человека в обществе.
ОНТОЛОГИЯ (от греч. on (ontos) – сущее и logos – понятие, разум) – философское учение о бытии (о сущем) как таковом в его наиболее общих характеристиках. Бытие – самое широкое из всех возможных философских понятий. Оно изучается философами независимо от любых его частных форм или видов. При изучении бытия способы его постижения не принимаются во внимание. Бытие подразумевает небытие. Если есть бытие, есть и небытие. Оно служит отрицанием всякого понятия. Небытие или инобытие едино, бесструктурно. В современной философии категория небытия описывается как вакуум или межзвездное пространство. Небытие представляется не как пустота, а как инобытие, творческое, активное, порождающее, смыслообразующее начало или праматерия. Главным свойством небытия является его способность порождать, творить бытие.
Если рассматривать как небытие соотносится с самым бытием, то представить это можно только метафизически. Бытие включает как само себя, так и небытие. Бытие несет небытие внутри себя как вечно присутствующее. Оно вечно преодолевается в процессе появления и развития мира.