Личность и социальные ценности

Каковы ценности, таковы и общество, и личность. Не слу­чайно, что проблема ценностей всегда выступает на первое место в переходные периоды общественного развития. Именно , такое время переживает сегодня наше общество, с его неста­бильностью, резкими социальными сдвигами, дезориентацией и дезидентификацией личности. Все это находит свое выраже­ние в процессе переоценки ценностей. При этом следует иметь в виду, что за отрицанием старых ценностей скрывается отри­цание старых форм жизни общества и личности.

Понятие и природа ценностей

Философское учение о ценностях и их природе называется аксиологией (от греч. axios— ценность и logos — учение). Но прежде чем сложиться в ее современном виде, эта теория прошла исторический путь развития, равный становлению самой философии, в рамках которой она и формировалась.

В античной, а затем и средневековой философии ценности
отождествлялись с самим бытием, а ценностные характерис­тики включались в его понятие. Ценности, таким образом, не отделялись от бытия, а рассматривались как находящиеся в
самом бытии. Начиная уже с Сократа и Платона, основными вопросами теории ценностей были: что есть благо, что есть справедливость? Они же являлись и главными критериями истинного бытия. Не случайно Платон в учении об идеальном государстве положил в основу последнего принцип справедли­вости.

Уже в античной философии наблюдаются разные подходы к вопросу об абсолютном и относительном характере ценностей. Если, например, по мнению того же Платона, высшие ценности носят абсолютный характер, то с точки зрения представителей софистов все ценности индивидуальны и относительны. Это вытекало из их основного тезиса: «Человек есть мера всех вещей». Попытка дифференцированного подхода к ценностям содержится в философии Аристотеля, который, с одной сторо­ны, признает самодостаточные ценности, или «самоценности», к ним, в частности, относятся человек, счастье, справедли­вость и т.д. Но вместе с тем он утверждает и относительный характер большинства ценностей, ибо разные вещи кажутся цен­ными детям и мужам, добрым и мудрым людям. Мудрость состоит как раз в «постижении умом вещей по природе наиболее ценных».

Различные исторические эпохи и разные философские сис­темы накладывают свой отпечаток на понимание ценностей. В средние века они связываются с божественной сущностью, приобретают религиозный характер. Эпоха Возрождения вы­двигает на первый план ценности гуманизма. В Новое время развитие науки и новых общественных отношений во многом определяют и основной подход к рассмотрению предметов и явлений как ценностей.

Кант впервые употребляет понятие ценности в специаль­ном, узком смысле. Предпосылкой аксиологии у него является разведение сущего и должного, реальности и идеала. Ценнос­ти — это: требования, обращенные к воле; цели, стоящие перед человеком; значимость тех или иных факторов для личности. Гегель особое внимание уделяет разграничению ценностей на экономические (утилитарные) и духовные. Первые выступают как товары и характеризуются со стороны их «количественной определенности». По существу, здесь имеется в виду абстракт­ная, меновая стоимость товара. «Поскольку вещи имеют цен­ность, — пишет он, — мы рассматриваем их как товары. Их значимость состоит в ценности, и только в ценности, не в их специфических качествах». Эти ценности всегда относитель­ны, зависят от спроса, «от продажи, от вкуса публики». Во вто­ром смысле ценности связываются со свободой духа, и все, «что имеет ценность и значимость, — духовно по своей природе».

После выделения аксиологии в самостоятельную область философских исследований сформировалось несколько типов теорий ценностей. Отметим лишь некоторые из них.

Натуралистический психологизм Дж. Дьюи (1859—1952). В этой концепции ценности рассматриваются как объективные факторы реальности, которые эмпирически наблюдаемы, а их источник связывают с биологическими и психологическими потребностями человека. С этой точки зрения любой предмет, удовлетворяющий какую-либо потребность людей, является ценностью.

Аксиологический трансцендентализм (В. Виндельбанд, Г. Риккерт). Здесь ценности — не объективная реальность, а идеальное бытие. Они рассматриваются как независимые от человеческих желаний. К ним относятся такие ценности, как добро, истина, красота, которые имеют самодостаточное зна­чение, являются целями сами по себе и не могут служить сред­ством для каких-то иных целей. Ценность, таким образом, это не реальность, а идеал, носителем которого является «сознание вообще», т.е. трансцендентальны потусторонний, запредель­ный) субъект. Кроме того, ценности рассматриваются в этой концепции как нормы, которые не зависят от человека и обра­зуют общую основу конкретных ценностей и культуры.

Персоналистический онтологизм. Наиболее видным пред­ставителем этого направления является М, Шелер, утверждав­ший объективный характер ценностей. Они, по его мнению,
образуют онтологическую основу личности. Но ценности, находящиеся в предметах, не следует отождествлять с их эмпири­ческой природой. Так же как, например, цвет существует Независимо от предметов, которым он принадлежит, так и ценнос­ти (приятное, величественное, доброе) могут созерцаться вне зависимости от тех вещей, свойствами которых они являются.
Познание ценностей и их созерцание основано в конечном счете на чувстве любви или ненависти. Ценности тем выше, чем они долговечнее и чем выше удовлетворение, которое мы
от них получаем. В этом смысле наименее долговечными явля­ются ценности, связанные с удовлетворением чувственных же­ланий и с материальными благами. Более высокие ценности —это ценности «прекрасного» и «познавательные» ценности. Выс­шей ценностью является ценность «святого», идея Бога, а любовь к Богу рассматривается как высшая форма любви. Все
ценности имеют поэтому свою основу в ценности божествен­ной личности.

Социологическая концепция ценностей. Основателем ее яв­ляется М.Вебер, который ввел проблему ценностей в социоло­гию. С его точки зрения, ценность — это норма, которая имеет определенную значимость для социального субъекта. В этой связи он особо подчеркивал роль этических и религиозных цен­ностей в развитии общества.

В нашей современной литературе также существуют разные точки зрения по вопросу о природе ценностей и их понятии. В частности, ценность рассматривается как предмет, имеющий какую-либо пользу и способный удовлетворить ту или иную потребность человека; как идеал; как норма; как значимость чего-либо вообще для человека или социальной группы и т.д. Все эти понимания отражают определенную, реальную сторо­ну ценностей, и их надо рассматривать не как взаимоисклю­чающие, а как взаимодополняющие общую концепцию ценнос­тей. Они имеют разные основания и связаны с разными субъ­ектами ценностного отношения. Поэтому каждый из подходов имеет право на существование, ибо он отражает то или иное ре­ально существующее в социальной действительности ценност­ное отношение. В этом плане, например, религиозные ценнос­ти, связанные с верой в сверхъестественное, являются также реальными ценностями, которые служат ориентиром в жизни верующих, обусловливают нормы и мотивы их поведения и по­ступков. Если иметь в виду самое общее понимание ценностей, то можно сказать, что ценность — это понятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение (значи­мость) явлений и фактов действительности.

Все многообразие мира может выступать в качестве «пред­метных ценностей» и оцениваться с точки зрения добра и зла, истины и лжи, прекрасного и безобразного, справедливого и несправедливого и т.д. К таким ценностям относятся предметы материальной и духовной деятельности людей, общественные отношения и включенные в их круг природные явления, имею­щие для человека положительное значение и способные удов­летворять их многообразные потребности. Другим видом цен­ностей являются «субъектные ценности», к которым относятся установки, оценки, требования, запреты и т.д., выраженные в форме норм. Они выступают ориентирами и критериями дея­тельности людей. Таким образом, в центре понимания ценнос­тей находится ценностное отношение человека к миру, сторо­нами которого и являются «предметные ценности» и «субъект­ные ценности».

Ценности всегда являются человеческими ценностями и носят социальный характер. Они формируются на основе об­щественной практики, индивидуальной деятельности челове­ка и в рамках определенных конкретно-исторических общест­венных отношений и форм общения людей. Ценности не воз­никают неизвестно откуда и не вкладываются в человека извне. Они формируются в процессе его социализации и носят динамический характер. В этой связи следует сказать, что весь жизненный опыт человека и система его знаний непосредст­венно влияют на характер его ценностей. Одно и то же вино будет оцениваться по-разному и представлять различную цен­ность для дегустатора вин и для другого человека. Это же можно сказать и об отношении к Богу верующего и атеиста.

На ценностное восприятие и процесс формирования цен­ностей оказывают влияние "все сколько-нибудь значимые фак­торы человеческого существования — биологические, социальные, психические и т.д. Их индивидуальное сочетание обуслов­ливает личностный характер ценностей человека, который, од­нако, не отрицает наличия общечеловеческих ценностей. Не следует только думать, что общечеловеческие ценности суще­ствуют наряду с индивидуальными ценностями. Общечелове­ческие ценности — это в то же время и индивидуальные, лич­ностные ценности. И каждая личность по-своему их восприни­мает и осознает.

На базе человеческой практики, потребностей и социальных отношений возникают интересы людей, которые непосредст­венно обусловливают заинтересованность человека в чем-то. Поэтому если говорить коротко, что же такое ценность, то можно воспользоваться формулировкой Т. Шибутани: «Об объ­екте можно сказать, что он обладает ценностью, если к нему проявляют какой-то особый интерес».

Наши рекомендации