Некоторые основополагающие методологические подходы к изучению общества

Как следует из содержания предыдущей главы, представители разных направлений социальной философии исходят из понимания общества как определенной социальной системы («социального организма»). Рассматривая общество как систему взаимодействий людей, они расходятся в понимании основ этого. Одни принимают за основу духовные начала деятельности и поведения людей (сознание, духовные потребности, духов­ные ценности и т.д.), другие видят эту основу в материальных потребностях и материальных условиях общественной жизни.

Как бы там ни было, общество — это прежде всего совмест­ная жизнь многих людей, активно взаимодействующих между собой по поводу удовлетворения своих жизненно необходимых потребностей. В результате между ними складываются опреде­ленные отношения, касающиеся средств и способов удовлетво­рения их потребностей, исходя из существующих условий жизни. Со временем данные отношения приобретают устойчи­вый характер, и само общество предстает как совокупность об­щественных отношений.

Эти отношения носят во многом объективный характер, по­скольку возникают на основе объективных потребностей людей и объективных условий их существования. Они разви­ваются вместе с развитием условий их жизни и деятельности. Разумеется, система общественных отношений не обязательно жестко и однозначно определяет каждый шаг поведения чело­века. Однако в конечном счете она прямо или косвенно обу­словливает основное содержание и направленность его дея­тельности и поведения. Даже самая выдающаяся, творчески активная личность действует под влиянием сложившихся об­щественных отношений, в том числе социально-классовых, национальных, семейно-бытовых и других.

, Таким образом, в качестве системообразующих факторов
существования и развития общества выступают деятельность
людей (социальных групп и отдельных личностей) и их общественные отношения. Все, что существует в обществе (производство материальных и духовных ценностей, их потребление, созидание необхо­димых условий жизни людей, равно как и их разрушение), про­исходит в процессе соответствующей деятельности — созида­тельной или же разрушительной. В этом смысле деятельность выступает как основа всего социального и специфический спо­соб его существования. При этом любая деятельность опосре­дуется теми или иными общественными отношениями. Деятельность людей и их общественные отношения состав­ляют основное содержание их общественного бытия как реального процесса их общественной жизни. Речь идет об их произ­водственной, семейно-бытовой, политической, правовой, нравственной, эстетической, религиозной и других видах дея­тельности и соответствующих им общественных отношениях, а также о результатах этой деятельности, воплощенных в предметах материальной культуры, социально-политическом строе общества, духовных ценностях и т:д. Значение всех этих фа! торов определяется тем, насколько они способствуют удовлетворению разнообразных потребностей людей, созданию условий для их развития, проявления их творческих способности

Можно выделить объективную и субъективную сторону общественного бытия. Объективная его сторона — это то, что существует вне и независимо от сознания и воли людей. К ней т
носятся условия природной среды, потребности людей в пище, тепле, жилище, продолжении рода и т.д., которые они не могу отменить и которые заставляют их действовать в определен
ном направлении. К объективной стороне общественно
бытия относится и то состояние материального производств
социальной структуры и политической системы общества, которое каждое новое поколение людей застает уже сложившихся. Для него это объективная данность, в условиях которых
вынуждено начинать свою общественную жизнь.

Субъективная сторона общественного бытия людей — их сознание и воля. Здесь, однако, надо сделать одно пояснение. К сознанию и воле понятие «бытие» применимо только;
том смысле, что они есть, существуют. Они присутствуют в деятельности людей, в их общественных отношениях и явлениях
их наиболее существенными родовыми признаками, отличающими их от животных. В то же время сознание людей, буду неотъемлемым атрибутом их общественной жизни, есть, Скорее, не непосредственно общественное бытие в его, так сказав
предметном существовании, а его мысленное отражение -
идеальная копия, выраженная в образах и представления
людей, их взглядах и теориях о явлениях и процессах общем
венной жизни.

Вопрос о соотношении общественного бытия людей как реального процесса их общественной жизни и их общественного сознания — один из основополагающих методологических вопросов социальной философии. Ответ на него предполагает
частности, выяснение того, насколько полно и глубоко общее
венное сознание людей отражает их общественное бытие.
этом обнаруживается степень понимания людьми происходящих в обществе явлений и тем самым возможности их приспособительной и творчески-преобразующей деятельности в собственных интересах

Надо сказать, что проблема соотношения реальной жизни людей и их представлений о ней, о возможностях их влияния
на происходящие в обществе процессы ставится и решается во многих философских концепциях, материалистических и идеалистических. Она по-разному решается, скажем, в рамках социологического позитивизма О. Конта и диалектического
материализма К. Маркса, а также других философских доктрин. Уйти от ее решения при философском анализе развития общества невозможно.

Понятия «общественное бытие» и «общественное сознание»
играют немаловажную методологическую роль в исследовании
общества и в понимании отдельных социальных явлений. В них выражены предельно общие стороны существования и развития общества. Правильно понять взаимодействие этих
сторон — значит встать на путь научного познания общества
как сложной социальной системы, а также отдельных явлений,
будь то в области экономики, социальной, политической и духовной жизни.

Понимание общественного сознания как отражения обще­ственного бытия указывает на объективную основу его развития. Содержание экономических, политических, нравственных, эстетических, религиозных и других взглядов и теорий есть более или менее полное отражение соответствующих сторон жизни людей, их общественного бытия. В своей совокупности эти взгляды и теории представляют собой самосознание общества, т.е. осознание им всех сторон своей жизни в их связи и развитии.

Коль скоро общественное сознание есть отражение общест­венного бытия, оно имеет как бы производный, вторичный ха­рактер. Это выражается в положении: общественное бытие первично, общественное сознание вторично. Такой подход по­зволяет объяснить развитие общественного сознания с пози­ций социального детерминизма. Это значит указать на объек­тивные и субъективные причины тех или иных проявлений об­щественного сознания. Объективные причины этого коренят­ся в условиях общественного бытия людей, субъективные — в особенностях их мыслительной деятельности.

Исходя из принципа социального детерминизма, необходи­мо раскрыть также взаимодействие различных сторон общест­венного бытия, их взаимозависимость, носящую причинный и закономерный характер. Такой подход неизбежно подводит к анализу роли материального производства в развитии общества. Это одна из тех проблем социальной философии, которая ставится и решается со своих позиций представителями раз­ных направлений (например, марксистами и представителями эмпирической социологии, а также структурно-функциональ­ного анализа и технологического детерминизма).

Наверное, каждому ясно, что без развития материального производства общество существовать не может: оно погибнет, если не будут удовлетворяться жизненно необходимые потреб­ности людей в пище, одежде, жилище, средствах передвиже­ния и т.д. Поэтому любое современное общество придает раз­витию материального производства первостепенное значение. Именно на этой основе решаются проблемы повышения уров­ня жизни людей, что означает не только достаточное удовле­творение вышеуказанных потребностей, но также решение проблем здравоохранения, образования, быта и отдыха, соци­ального обеспечения и развития духовной культуры. Матери­альное производство создает необходимые условия материаль­ного обеспечения функционирования социальной и духовной сфер жизни общества.

Таким образом, благодаря материальному производству развивается материальная база существования общества, ре­шения его многочисленных проблем. Уже одно это указывает на его фундаментальную роль в общественном развитии, исто­рическом процессе.

Однако дело не ограничивается этим. Материальное произ­водство непосредственно обусловливает развитие социальной структуры общества, т.е. существование определённых клас­сов, других социальных групп й слоев общества. Их наличие обусловлено общественным разделением труда, а также эконо­мическими отношениями собственности на средства произ­водства и распределения создаваемых в обществе материаль­ных благ. Этим обусловлено деление людей на различные про­фессиональные и социальные группы, по видам деятельности, получаемым доходам и т.д.

Способ производства как прямо, так и косвенно, в том числе через существующую социальную структуру, обусловливает содержание и направленность происходящих в обществе поли­тических процессов. Ведь их субъектами выступают те самые классы и другие социальные группы, которые существуют на базе данного способа производства. Политическими средства­ми они решают многие свои социально-экономические, собст­венно политические и идеологические проблемы.

Наконец, способ производства влияет на. развитие духовно» жизни общества как в плане ее материального обеспечение (строительство зданий библиотек, театров, филармоний, про­изводство бумаги и создание полиграфической базы для выпуска книг, журналов, газет, радио, телевидения и т.д.), так и о том смысле, что существующие экономические отношения воз­действуют определенным образом на развитие морали, науки, искусства, религии и других сторон духовной жизни общества.

Как видно, способ производства материальных благ воздей­ствует (прямо или косвенно) на все стороны жизни общества. Исходя из этого, можно сказать, что в конечном счете общество развивается по объективным законам общественного произ­водства. Именно в конечном счете, ибо на развитие любого социально-политического и духовного явления оказывают влия­ние не только производственно-экономические, но многие дру­гие объективные и субъективные обстоятельства. Способ производства материальных благ имеет две сторо­ны: производительные силы и производственные отношения. Производительные силы — это прежде всего люди с их знания­ми, умениями и навыками к труду, а также средства производ­ства, включающие в себя орудия труда, сырье и материалы, транспорт, здания, сооружения; с помощью которых осущест­вляется производство.

Производственные отношения есть отношения Между людь­ми в процессе производства. Это в первую очередь отношения собственности на средства производства. Их собственники яв­ляются, по сути, хозяевами заводов, фабрик, шахт и других крупных, средних и мелких предприятий, функционирующих в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания и т.д. И, как хозяева, они нанимают для работы на своих пред­приятиях рабочих, инженеров и служащих на тех или иных ус­ловиях. В зависимости от характера собственности — частной, коллективной, государственной — хозяевами предприятий могут являться отдельные люди, различные коллективы и го­сударство.

Производственные отношения — это также отношения об­мена деятельностью между людьми на базе сложившегося раз­деления труда. Их суть заключается в том, что один человек, например инженер, как бы отдает другим людям и обществу свой труд, но при этом используется результатами труда и услу­гами других людей, скажем, земледельца, врача, учителя, ученого и т\д. Таким образом осуществляется обмен деятельнос­тью между представителями разных профессий и видов труда.

Наконец, к производственным отношениям относятся отношения распределения созданных в обществе материальных благ, которые распределяются между участниками производ­ства, исходя из отношений собственности на средства произ­водства и «го продукты, а также из условий оплаты труда рабо­тающих, зафиксированных в трудовом соглашении или контракте. Итак, производственные отношения выступают как отношения между людьми по поводу производства, распределе­ния, обмена и потребления материальных благ.

Производственные отношения складываются, исходя из
объективных потребностей людей и потребностей самого про­изводства. Данные потребности заставляют людей находить наиболее рациональные формы производственной деятельнос­ти, чтобы эффективнее использовать имеющиеся в их распоряжении производительные силы, прежде всего способности производителей (их знания, навыки, умения), а также возможности средств производства, в том числе техники и технологии. В любом обществе люди постоянно решают эту фундаментальную проблему. От того, каким образом и насколько она решается, зависит подъем производства и рост общественного богатства, что создает возможности решения экономических, социальных и иных проблем.

Главным звеном производственных отношений являются отношения собственности на средства производства и его продукты. Они определяют социальный характер и направлен­ность общественного производства. Смена или же преобразование отношений собственности неизбежно влекут за собой смену и преобразование других звеньев производственных отношений. Это ведет и к изменению социального характера способа производства, и в конечном счете к изменению облика всего общества.

Понятно, что общественное производство в самом широком его понимании (как не только материального, но и духовного производства, производства всех форм общения между людьми и самого человека) не тождественно всему обществу. Ведь в об­ществе осуществляются не только производственная, но и дру­гие виды деятельности, различного рода общественные отно­шения (политические, нравственные, религиозные и другие), а также многочисленные формы межличностного общения людей. Наконец, общество — это определенный предметный мир материальной и духовной культуры. Все эти явления занимают свое место в обществе как неком социальном организ­ме — социуме и играют свою роль в его функционировании и развитии.

Из предыдущей главы видно, что подход к обществу как к со­циальной системе имеет место в социальной философии О.Конта и Г. Спенсера. Определенные взгляды на этот счет вы­сказаны М.Вебером, П.Сорокиным. Т.Парсонсом и А.Тойнби> Свое толкование общества как системы дано в учении К. Марк­са об общественно-экономической формации. Это учение имеет своих сторонников и оппонентов, что вполне естествен­но в философий. Поскольку его в той или иной мере разделяют многие представители социальной философии, марксистской и немарксистской, остановимся на нем несколько подробнее.

Исходя из работ Маркса и Энгельса, общественно-экономи­ческую формацию можно истолковать как общество на опреде­ленном этапе его развития С характерными для него способом производства, социальной структурой, политической системой и духовной жизнью. Выделяются такие общественно-эко­номические формации, как первобытно-общинная, рабовла­дельческая, феодальная, капиталистическая и коммунисти­ческая. Каждая из них характеризуется, во-первых, как каче­ственно определенный тип общества, во-вторых, как ступень общественного прогресса. В то же время Маркс не настаивал на том, что все страны должны пройти поочередно указанные формации. Напротив, он указывал, в частности, на особеннос­ти развития некоторых стран Востока, прошедших через так называемый азиатский способ производства, отличный от тех, которые существовали в странах Европы. Другие страны про­шли не через все, а через три или четыре неназванных форма­ций. Все. это показывает неодномерность и многовариантность исторического процесса, его разнообразие и сложность.

Важно, однако, что понятие «общественно-экономическая формация» позволило представить общество как целостную со­циальную систему, каковым оно является в действительности. Названные выше общественно-экономические формации по­казывают, скорее, объективную тенденцию мирового истори­ческого процесса, а не развитие каждой отдельной страны. Они появлялись на разных этапах развития человечества. При этом каждая последующая из них представляет собой, по Марксу, новый и качественно более высокий тип общества. Методоло­гия формационного анализа ориентирует на изучение довольно сложного процесса перехода общества от одной формации к другой, путей и способов этого перехода, взаимодействия объективных и субъективных факторов данного процесса.

Формационный подход к изучению общества может соче­таться с так называемым цивилизационным подходом, на­правленным прежде всего на изучение культуры того или иного общества, тенденций развития современной цивилиза­ции. Выделяют так- называемые западную и восточную циви­лизации, христианскую и исламскую цивилизации, современ­ную индустриальную цивилизацию и т.д. Важно выявить общие черты материальной и духовной культуры народов раз­ных стран и континентов, а также ее региональные, национальные и другие особенности. Сочетание формационного и цивилизационного подходов к анализу общественного разви­тия позволяет выработать более конкретные представления о нем, как о весьма сложном, противоречивом и многовариант­ном процессе.

2. Основные сферы жизни общества

Сложный характер развития общества определяется его весьма сложной структурой, действием в нем многих неодно­родных факторов. Прежде всего в нем осуществляются различ­ные по своему характеру и содержанию виды общественной деятельности: производственно-экономическая, социально-бы­товая, политическая, религиозная, эстетическая и другие, ко­торые имеют как бы свое социальное пространство. Последнее очерчивается соответствующим видом общественных отноше­ний, в рамках которых происходит та или иная общественная деятельность. В результате складываются различные сферы жизни общества. Основные из них — экономическая, социаль­ная, политическая, духовная.

Экономическая сфера включает в себя производство, рас­пределение, обмен и потребление материальных благ. Это сфера функционирования производства, непосредственного воплощения в жизнь достижений научно-технического про­гресса, реализации всей совокупности производственных от­ношений людей, в том числе отношений собственности на средства производства, обмена деятельностью и распределе­ния материальных благ.

Экономическая сфера выступает как экономическое про­странство, в котором организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики, а также международное экономическое сотрудничество. Здесь непосредственно воплощаются в жизнь экономическое созна­ние людей, их материальная заинтересованность в результа­тах своей производственной деятельности, а также их творчес­кие способности, Здесь же реализуется деятельность институ­тов управления экономикой. В экономической сфере осущест­вляется взаимодействие всех объективных и субъективных факторов развития экономики. Значение данной сферы для развития общества является основополагающим.

Социальная сфера — это сфера взаимоотношений имеющихся в обществе социальных групп, в том числе классов, профессиональных и социально-демографических слоев населе­ния (молодежи, лиц пожилого возраста и др.), а также национальных общностей по поводу социальных условий их жизни и деятельности.

Речь идет о создании здоровых условий производственной деятельности людей, об обеспечении необходимого уровня жизни всех слоев населения, о решении проблем здравоохра­нения, народного образования и социального обеспечения, о соблюдении социальной справедливости при реализации каж­дым человеком своего права. На труд, а также при распределе­нии и потреблении создаваемых в обществе материальных и духовных благ, о разрешении противоречий, возникающих из социального расслоения общества, о социальной защите соот­ветствующих слоев населения. Имеется в виду регулирование всего комплекса социально-классовых и национальных отно­шений, касающихся условий труда, быта, образования и уров­ня жизни людей.

Как видно, функционирование социальной сферы связано с
удовлетворением особого крута социальных потребностей. Воз­можности их удовлетворения обусловлены социальным поло­жением человека или социальной группы, а также характером
существующих общественных отношений. Степень удовлетворения указанных потребностей определяет уровень и качество жизни того или иного человека, семьи, социальной группы
и т.д. Это — обобщающие показатели достигнутого уровня благосостояния людей и эффективности функционирования его социальной сферы. На это должна быть направлена социаль­ная политика государства.

Политическая сфера есть пространство политической дея­тельности классов, других социальных групп, национальных общностей, политических партий и движений, разного рода
общественных организаций. Их деятельность происходит на;
почве сложившихся политических отношений и направлена до
осуществление их политических интересов.

Эти их интересы касаются прежде всего политической власти, а также реализации их политических прав и свобод. В интересах одних субъектов — упрочение существующей политической власти. Других — ее устранение. Третьи стремятся я тому, чтобы разделить политическую власть с иными субъектами. В итоге, все желают в той или иной форме оказывать влияние на политические процессы в собственных интересах.

ля этого каждый из действующих в политической сфере субъектов, будь то класс, политическая партия или же отдель­ная личность, стремится расширить свои политические права и свободы. Это раздвигает границы их политической деятельности, создает большие возможности для реализации их политических интересов и воплощения их политической воли.

Современные политические процессы существенно политизируют сознание многих людей и повышают их политичес­кую активность. Это усиливает роль и значение политической сферы в жизни общества.

Духовная сфера — это сфера, отношений людей по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распростране­ния и усвоения всеми слоями общества. При этом под духовны­ми ценностями подразумеваются не только, скажем, предметы живописи, музыка или литературные произведения, но также знания людей, наука, моральные нормы поведения и т.д., сло­вом, все то, что составляет духовное содержание общественной жизни или духовность общества.

Духовная сфера общественной жизни складывается истори­чески. Она воплощает в себе географические, национальные и другие особенности развития общества, все то, что отложило свой отпечаток в душе народа, его национальном характере. Духовная жизнь общества складывается из повседневного ду­ховного общения людей и из таких направлений их деятельнос­ти, как познание, в том числе научное, образование и воспита­ние, из проявлений морали, искусства, религии. Все это со­ставляет содержание духовной сферы, развивает духовный мир людей, их представления о смысле жизни в обществе. Это оказывает решающее влияние на формирование духовных начал в их деятельности и поведении.

Большое значение в данном отношении имеет деятельность учреждений, выполняющих функции образования и воспита­ния — от начальных школ до университетов, а также атмосфе­ра семейного воспитания человека, круг его сверстников и друзей, все богатство его духовного общения с другими людь­ми. Немаловажную роль в формировании духовности человека играет самобытное народное искусство, а также искусство профессиональное — театр, музыка, кино, живопись, архитек­тура и т.д.

Одна из фундаментальных проблем развития современного общества заключается в том, как сформировать, сохранить и обогатить духовный мир людей, приобщив их к подлинным духовным ценностям и отвратить от ложных, разрушающих человеческую душу и общество. Все говорит о том, что значе­ние духовной сферы в развитии современного общества, для его настоящего и будущего, трудно переоценить, К исследова­нию происходящих здесь процессов все чаще и настойчивее об­ращаются ученые, философы, религиозные деятели, другие представители духовной культуры.

3. Социальная структура общества

В любом современном обществе функционируют социаль­ные группы и слои населения, а также национальные общности. Они взаимосвязаны друг с другом. Между ними существуют
экономические, социальные, политические и духовные отношения. Их связи и отношения образуют социальную структуру общества.

В основе социальной структуры общества лежат обществен­ное разделение труда и отношение собственности на средства производства и его продукты. На базе общественного разделе­ния труда появляются такие социальные группы, как классы, профессиональные группы, а также большие группы людей го­рода и деревни, умственного и физического труда. Отношения собственности экономически закрепляют эту внутреннюю рас­члененность общества, складывающуюся внутри него социаль­ную структуру.

К основным элементам социальной структуры общества от­носятся: классы; люди города и деревни; представители физи­ческого и умственного труда; сословия (т.е. социальные груп­пы, место в обществе которых определяется не только их поло­жением в системе социально-экономических отношений, но также сложившимися традициями и правовыми актами); со­циально-демографические группы - молодежь, женщины мужчины, старшее поколение людей; национальные общнос­ти — нации, этнические группы и др.

Почти все эти социальные группы и национальные общнос­ти неоднородны по составу и, в свою очередь, делятся на от­дельные слои и группы с их собственными экономическими, социальными, политическими и другими интересами. На это обращает внимание распространенная в западной социологии теория стратификации, делящая общество на различные слои («страты») по самым разным основаниям: уровень доходов, про­фессия, вид деятельности, политические взгляды, ценностные ориентации и т.д.

Усилия многих западных социологов направлены на изучение так называемых малых групп, складывающихся на основе более или менее постоянных и тесных контактов между не­сколькими людьми. Такие группы складываются часто внутри больших социальных групп и слоев общества, в том числе клас­сов, профессиональных групп и этнических слоев населения. Нередко они трансформируют в себе действия всей социальной структуры общества и оказывают существенное влияние на формирование мотивов поведения входящих в них людей.

Взаимосвязь существующих в обществе социальных групп и национальных общностей отнюдь не статическая, а, скорее, динамическая и проявляется в их взаимодействии, порой весь­ма активном, по поводу удовлетворения их потребностей и ре­ализации их интересов. При этом они вступают между собой в определенные отношения. Речь идет о социальных отношени­ях как стороне функционирования социальной структуры. Они складываются между: субъектами по поводу удовлетворения их потребностей в соответствующих условиях труда, потреблений материальных благ, улучшении их быта и отдыха, получении образования, доступе к предметам духовной культуры и т.д. Речь идет об удовлетворении потребностей, относящихся к со­циальной сфере общественной жизни, о самоутверждении в этой сфере той или иной социальной группы или общности людей.

В настоящее время вполне определенно заявляют о своих потребностях и интересах не только значительная часть рабо­чих, крестьян, интеллигенции и предпринимателей, но и пред­ставители таких социально-демографических групп, как моло­дежь, женщины, старшее поколение людей. То же можно сказать и о национальных общностях. В условиях обновления об­щества каждая нация, народность, этническая группа стре­мится полнее реализовать свои экономические, политические и духовные интересы, получить возможно более прочные га­рантии в этом отношении.

Важной стороной функционирования социальной структу­ры общества является социальная мобильность. Речь идет о переходе людей из одних социальных групп и слоев в другие. Так, например, когда крестьянин переезжает в город и стано­вится рабочим завода, он переходит не только из сельского слоя общества в городской, но становится представителем дру­гого класса и профессиональной группы. Социальное положе­ние меняется и тогда, когда, скажем, дети рабочих и крестьян становятся интеллигентами, а дети интеллигентов — предпри­нимателями, или же, когда предприниматель становится про­фессиональным политиком.

Изучение социальной мобильности имеет государственное значение. Необходимо иметь полные представления о происхо­дящих в обществе социальных перемещениях, знать их причи­ны и основные направления, чтобы контролировать эти про­цессы, сознательно воздействовать на них в интересах сохра­нения не только целесообразной социальной динамики, но и стабильности общества.

Проблемы функционирования социальной структуры, взаи­модействия различных социальных групп самым непосредст­венным образом связаны с проблемами гражданского общест­ва. В свое время эту проблему ставил и решал Гегель. Он ха­рактеризовал гражданское общество как относительно незави­симую от государства сферу реализации частных потребностей И интересов на базе частной собственности и всеобщего фор­мального равенства людей.

Гражданское общество предстает как система отношений между личностями и сословиями, покоящаяся на частной соб­ственности и праве. Гегель исходил из того, что «собственность и личность обладают в гражданском обществе признанием за­кона и значимостью», а право, выступающее «в форме закона», должно обладать значением «как всеобщее». Выраженная здесь идея общей значимости права есть, по сути, идея правового
государства.

Гегель четко ставит вопрос о взаимосвязи социально-экономической и правовой сторон гражданского общества.

О гражданском обществе писал Маркс. Он исходил из того, что в гражданском обществе следует искать ключ к пониманию исторического процесса. Это не случайно, ибо, по логике марксизма, основополагающей сферой жизни общества является социально-экономическая. Данная сфера, в том числе осуществляющиеся в ней отношения собственности, характеризуется как основное звено развития гражданского общества.

Осмысливая проблему гражданского общества и беря на вооружение то, что оставлено нам предшествующими мыслителями, необходимо учитывать современные реалии и нынешнее
состояние разработки данной проблемы. Видимо, было бы правильно рассматривать гражданское общество как взаимодействие всех имеющихся в обществе больших и малых социальных групп. Экономической основой их взаимодействия должны быть свободно развивающиеся различные формы собственности. А защищать их интересы призваны соответствующие органы правового государства, в котором все подчинено закону. В итоге в подлинно гражданском обществе, в основу которого положены интересы и права гражданина, каждый человек имеет возможность свободно и творчески проявить себя, удовлетворить свои потребности в соответствии с той пользой, которую он приносит другим людям и обществу. При этом он будет пользоваться всеми средствами правовой и социальной
защиты государства.

Свои проблемы имеются в развитии современной социальной структуры российского общества. До недавнего времени,: социальный состав СССР и всех входящих в него республик был представлен рабочим классом, крестьянством и интеллиген­цией. Во всех республиках рабочий класс составлял большин­ство населения. Вторую по численности социальную группу об­разовали служащие и интеллигенция. Насколько оптимальной была такая социальная структура общества, судить непросто. Ясно, однако, что она Не обеспечивала необходимой динамики развития общества. Появляющиеся ныне новые социальные группы предпринимателей, кооператоров, фермеров и другие заметно добавляют обществу динамизма, хотя направления их экономической и социальной активности нередко расходятся с интересами других социальных групп и общества. Отсюда становится насущной проблема гармонизации интересов всех со­циальных групп и слоев общества.

Можно отметить две основные тенденций в развитии соци­альной структуры современного общества. Первая из них за­ключается в активном процессе дифференциации общества, появлении новых социальных групп. Вторая обусловлена иду­щими в мире интеграционными процессами в экономике, ко­торые воздействуют на развитие социальной структуры обще­ства. Сближаются условия труда, его характер и содержание у представителей различных социальных групп. Это ведет к сближению других условий их жизни, а также структуры их по­требностей и интересов.

В своей социальной политике государство должно учиты­вать обе эти тенденции. Данная политика направлена на регу­лирование отношений между всеми социальными группами, на согласование их интересов. Главное здесь— создание усло­вий для их нормальной жизнедеятельности и повышения их благосостояния, соблюдая при этом принципы социальной справедливости.

Однако решать эти проблемы весьма нелегко. Российское общество вступило в переходный период своего развития, когда совершается ломка прежних социально-экономических отношений и становление, порой очень болезненное, новых, отвечающих законам рыночной экономики. Происходит нару­шение сложившегося ранее социального равновесия, что ведет к социальной нестабильности. Речь идет прежде всего о резком расслоении общества на бедных и богатых (многие из которых нажили свое богатство незаконными путями), о пошатнувшем­ся социально-экономическом положении многих людей и соци­альных групп.

Все это порождает глубокие и острые социальные противо­речия. Появляется объективная необходимость повышения уровня социальной защищенности многих людей. Речь идет не только об оказании им соответствующей материальной помо­щи, но и о том, чтобы помочь адаптироваться в новых условиях — приобрести новые профессии, освоить новые для них виды производственной, в том числе предпринимательской, деятельности. Главное, чтобы эта деятельность была общест­венно полезной. Осуществление этих мер составляет важней­шее содержание социальной политики государства.

Наши рекомендации