И методологическое значение философии. ее основные функции

Философия и мировоззрение

Всякая философия является мировоззрением, т.е. совокуп­ностью наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Однако это вовсе не означает, что всякое мировоззрение яв­ляется также философией. Понятие «мировоззрение» шире по­нятия «философия». Это означает, что первое включает в себя второе. Подобно тому, как понятие «плод» подразумевает, на­пример, не только яблоко, но и грушу, вишню и т.д., так и по­нятие «мировоззрение» нельзя свести только к философии. Оно включает в себя и другие виды мировоззрения — мифологичес­кое, художественное, религиозное и т.д.

Другой аспект этого вопроса связан с рассмотрением различ­ных уровней отражения действительности. Мировоззрение и философия есть результат отражения мира, но глубина этого от­ражения может быть различной. Первый элементарный вид от­ражения происходит на уровне ощущений. Применительно к мировоззрению он связан с мироощущением или миросозерца­нием. Здесь фиксируются лишь отдельные, внешние проявления бытия, мир явлений, а не сущностей. Следующие по глубине уровни отражения в этом плане —мировосприятие и миропред­ставление. Здесь создается уже цельная картина мира, обозна­чается взаимосвязь процессов и явлений, происходит фиксация их тождества и различия. Однако на этом уровне мировоззрение ограничено больше чувственным опытом, нежели рациональ­ным мышлением, здесь чувства и рассудок еще преобладают над разумом. И только тогда, когда происходит отражение по­средством понятий, формируется мировоззрение, способное вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов. Понятийное отражение — это самый глубинный уровень отраже­ния, связанный с абстрактным мышлением и теоретическим познанием. Мировоззрение на этом уровне можно назвать ми­ропониманием. Именно его и представляет философия. Таким образом, философия — это высший уровень и вид мировоззре­ния, это теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение. Она по самой своей сути призвана вскрывать
рациональный смысл и всеобщие закономерности существова­ния и развития мира и человека.

Наконец, отметим еще один — исторический аспект разгра­ничения философии и мировоззрения. Речь идет о том, что фи­лософия — это самый поздний в историческом плане вид ми­ровоззрения, возникший после мифа и религии. В связи-с этим следует сказать, что общество уже обходилось и, вообще гово­ря, может обойтись и без основанной на разуме и мышлении философии, но тогда на ее место автоматически заступает ми­ровоззрение, представляющее или мифологическое миро­ощущение, или религиозное миропредставление, основанное на вере в сверхъестественные силы. История дает этому самые убедительные доказательства.

Вопросы философии

Философия как сложившаяся система знаний имеет целый ряд специфических вопросов, которые она призвана решать. С одним из таких вопросов мы уже столкнулись — это вопрос «что такое философия?» В зависимости от его решения фило­соф создает свою концепцию, определяет конкретные про­блемы и использует те или иные категории для ее раскры­тия. Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет ее основ­ное содержание и сущность. Так, для античных философов это вопрос о первоосновах всего существующего, для Со­крата он связывался с принципом «познай самого себя», для философов Нового времени — как возможно познание, для современного позитивизма — в чем суть «логики науч­ного открытия» и т.д.

Но существуют общие вопросы, раскрывающие характер фи­лософского мышления. Прежде всего, среди них следует назвать вопрос о том, что первично: дух или материя, идеальное или ма­териальное? От его решения зависит общее понимание бытия, ибо материальное и идеальное являются его предельными ха­рактеристиками. Другими словами, помимо Материального и идеального в бытии просто ничего нет. Кроме того, в зависимос­ти от его решения выделяются такие крупные философские на­правления, как материализм и идеализм. Формулируется целый ряд категорий и принципов, способствующих раскры­тию философии в качестве общей методологии познания.

Остановимся более подробно на вопросе о материализме и идеализме.

Деление на указанные направления существовало с самого начала развития философии. Немецкий философXVII—XVIII вв. Лейбниц называл Эпикура самым крупным материалистом, а Платона—самым крупным идеалистом. Классическое же опре­деление обоих направлений впервые было дано видным немец­ким философом Ф.Шлегелем. «Материализм, — писал он. — все объясняет из материи, принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей... Идеализм всевыводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю»[5]. Таким образом, философское зна­чение терминов «материалист» и «идеалист» не следует смеши­вать с тем, которое им часто придается в обыденном сознании. когда под материалистом подразумевается индивид, стремящий­ся лишь к достижению материальных благ, а идеалист ассоцииру­ется с бескорыстным человеком, характеризующимся возвышен­ными духовными ценностями и идеалами.

Как материализм, так и идеализм неоднородны в своих кон­кретных проявлениях. В.соответствии с этим можно выделить различные формы материализма и идеализма. Так. с точки зрения исторического развития материализма можно отме­тить следующие его основные формы, Материализм Древнего Востока и Древней Греции— это первоначальная форма мате­риализма, в рамках которой предметы и окружающий мир рас­сматриваются сами по себе, независимо от сознания как состо­ящие из материальных образований и элементов (Фалес, Лев-кипп, Демокрит, Гераклит и др.). Метафизический (механис­тический) материализм Нового времени в Европе. В его основе лежит изучение природы. Однако все многообразие ее свойств и отношений сводится к механической форме движения мате­рии (Г.Галилей. Ф.Бэкон, Дж.Локк, Ж.Ламетри, К.Гельвеций и др.). Диалектический материализм, в котором представлены в органическом единстве материализм и диалектика (К.Маркс, Ф.Энгельс и др.).

Существуют и такие разновидности материализма, как. на­пример, последовательный материализм, в рамках которого принцип материализма распространяется и на природу и на общество (марксизм), и непоследовательный материализм, в котором отсутствует материалистическое понимание общест­ва и истории (Л. Фейербах). Специфической формой непо­следовательного материализма является деизм (от лат. deus — бог), представители которого хотя и признавали бога, но резко принижали его функции, сводя их к творению материи и сооб­щению ей первоначального импульса, движения (Ф.Бэкон, Дж.Толанд, Б.Франклин, М.В. Ломоносов и др.). Далее, разли­чают научный и вульгарный материализм. Последний, в част­ности, сводит идеальное к материальному, сознание отождест­вляет с материей (Фохт, Молешотт, Бюхнер).

Подобно материализму, идеализм также неоднороден. Прежде всего, следует различать две главные его разновиднос­ти: объективный идеализм и субъективный идеализм. Первый провозглашает независимость идеи, бога, духа — вообще иде­ального начала, не только от материи, но и от сознания чело­века (Платон, Ф.Аквинский, Гегель). Второй характеризуется тем, что утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека (Дж. Беркли). Крайней фор­мой субъективного идеализма является солипсизм (от лат. solus — один, единственный и ipse— сам). Согласно последне­му, с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего собственного Я и моих ощущений.

В рамках названных форм идеализма существуют различ­ные его разновидности. Отметим, в частности, рационализма иррационализм. Согласно идеалистическому рационализму, основу всего сущего и его познания составляет разум. Одним из важнейших его направлений является панлогизм (от греч. pan—все и 1оgos—разум), по которому все действительное есть воплощение разума, а законы бытия определяются законами логики (Гегель). Точка зрения иррационализма (от лат. irrationalis - неразумный, бессознательный) состоит в отрицании воз­можности разумного и логического познания действительнос­ти. Основным видом познания здесь признается инстинкт, вера, откровение и т.д., а само бытие рассматривается как ирра­циональное (С. Кьеркегор, А.Бергсон, М.Хайдеггер и др.).

Для адекватного понимания специфики философского зна­ния необходимо также затронуть вопрос о соотношении и ха­рактере взаимодействия материализма и идеализма. В частности, здесь следует избегать двух крайних точек зрения. Одна из них состоит в том, что существует постоянная «борьба» между материализмом и идеализмом, «линией Демокрита» и «линией Платона» на всем протяжении истории философии. Согласно другой — «иcтория философии по сути своей вовсе не была историей борьбы материализма против идеализма...»[6]. На наш взгляд, такая «борьба», причем вполне сознательная, без­условно имела место в истории философии. Достаточно вспом­нить противостояние материализма и идеализма в античный период или воинствующий идеализм Беркли в Новое время, или, наконец, можно обратить внимание на позицию «воин­ствующего материализма» в нашем столетии. Но вместе с тем эту «борьбу» не следует абсолютизировать и полагать, что она всегда и везде определяет развитие философии. Указывая на сложность взаимоотношений материализма и идеализма, из­вестный российский философ В.В.Соколов пишет: «Такая сложность состоит в том, что материализм и идеализм далеко не всегда составляли два «взаимонепроницаемых лагеря», а в решении некоторых вопросов соприкасались и даже перекре­щивались»[7]. Примером сопряжения материализма и идеализ­ма может служить позиция деизма. Не случайно к деизму при­мыкали мыслители и материалистического (Ф. Бэкон, Дж. Локк), и идеалистического (Г. Лейбниц), и дуалистического (Р. Декарт) направлений. Но еще более наглядно единство по­зиций материализма и идеализма обнаруживается в решении вопроса о познаваемости мира. Так, агностики и скептики были как в лагере материализма (Демокрит)* так и идеализма (Кант), а принцип познаваемости мира отстаивался не только материалистами (марксизм), но и идеалистами (Гегель).

С вопросом о первоначалах бытия связан и вопрос о монизме, дуализме и плюрализме. Монизм (от греч. monos — один, един­ственный) — философская концепция, согласно которой мир имеет одно начало. Таким началом выступает материальная или Духовная субстанция. Отсюда следует, что монизм может, соответственно, быть двух видов — материалистический и идеалистических. Первый выводит идеальное из материально­го. Его заключения основаны на данных естествознания. Со­гласно второму, материальное обусловлено идеальным, духов­ным. Он сталкивается с проблемой доказательства творения мира духом (сознанием, идеей, богом), которая в рамках совре­менной науки положительно решена быть не может.

Дуализм (от лат. dualis — двойственный) — философское уче­ние, утверждающее равноправие двух первоначал: материи и со­знания, физического и психического. Так, например, Р. Декарт полагал, что в основе бытия лежат две равноправные субстан­ции: мыслящая (дух) и протяженная (материя).

Плюрализм (от лат. pluralis — множественный) — предполагает несколько или множество исходных оснований. В его ос­нове лежит утверждение о множественности оснований и начал бытия. Примером здесь могут служить теории древних
мыслителей, выдвигавших в качестве основы всего сущего такие разнообразные начала, как земля, вода, воздух, огонь и т.д.

К вопросу о первоначалах всего сущего примыкает и вопрос о познаваемости мира, или о тождестве мышления и бытия. Одни мыслители полагали, что вопрос об истинности познания окончательно решен быть не может и, более того, мир принци­пиально непознаваем. Они получили название агностиков (Протагор, Кант), а философская позиция, которую они пред­ставляют,— агностицизм (от греч.- agnostos — непознавае­мый). Отрицательный ответ на этот вопрос давали и предста­вители родственного агностицизму направления — скепти­цизма, которые отрицали возможность достоверного знания. Свое высшее проявление он нашел у некоторых представите­лей древнегреческой философии (Пиррон и др.). Другие мысли­тели, напротив, верят в силу и могущество разума и познания и утверждают способность человека получать достоверное зна­ние, объективную истину.

Философия как методология

Каждая наука имеет свой метод. Однако философия высту­пает в качестве наиболее общей методологии, и в этом суть ее собственного метода. Можно сказать, что философский метод (от греч. methodos — путь познания) есть система наиболее общих приемов теоретического и практического освоения дей­ствительности, а также способ построения и обоснования системы самого философского знания. Как и методы других наук, он берет начало в практической деятельности людей и в своем истоке является отражением логики и закономерностей развития объективной действительности. Это относится, ко­нечно, только к такой философии, которая опирается на науку.

Философский метод задает общие принципы исследования и, по словам Ф.Бэкона, сравним с факелом, освещающим путь. Однако различные философские школы и направления, в соот­ветствии со своей спецификой и пониманием предмета фило­софии, формулируют и используют различные философские методы. Плюрализму философских концепций соответствует и плюрализм методов. Общее, что свойственно им всем — это теоретическое мышление, выраженное в философских катего­риях, принципах и законах.

Переходя к более конкретному рассмотрению вопроса о ме­тодах философии, следует прежде всего указать на материа­лизм и идеализм. Об их содержании речь шла выше. В данном же аспекте следует обратить внимание на то, что они выступа­ют как наиболее общие подходы и способы рассмотрения бытия и познания. Теория познания с самого начала во многом определяется тем, что берется за первичное: материя или со­знание, дух или природа, т.е. материалистические или идеа­листические предпосылки. В первом случае общий процесс по­знания рассматривается как отражение в сознании объектив­ной действительности; во втором — как самопознание созна­ния, абсолютной идеи, изначально присутствующих в вещах (объективный идеализм), или как анализ наших собственных ощущений (субъективный идеализм). Другими словами, онто­логия во многом определяет гносеологию.

Следующий аспект дифференциации философских мето­дов — диалектика и метафизика. Под диалектикой имеют в виду прежде всего учение о наиболее общих закономерностях развития бытия и познания, одновременно она выступает и общим методом освоения действительности. Хотя такое ее по­нимание было не всегда. Зарождение и начало становления диалектики связано с периодом античности. Этот этап часто характеризуют как стихийную, или наивную, диалектику, имея в виду прежде всего то, что взгляды первых философов на мир были во многом наивны. Но вместе с тем они рассматри­вали его непредвзято, в развитии и движении. Однако надо от­метить, что уже тогда обнаруживалось разное понимание диа­лектики.

Так, материалист Гераклит в своём учении обращает внима­ние на постоянное движение и изменение мира, на взаимный переход противоположностей в нем, т.е. прежде всего на «диалектику вещей», на объективную диалектику. Жившие в этот же период идеалисты Сократ и Платон под диалектикой пони­мали искусство вести спор, диалог с целью выяснения понятий и достижения истины. Здесь идет речь о «диалектике понятий», о субъективной диалектике.

Таким образом, диалектика в принципе совместима как с материализмом, так и с идеализмом. В первом случае она вы­ступает как материалистическая диалектика, во втором — как идеалистическая диалектика. Классическим представи­телем идеалистической диалектики (равно как и диалектичес­кого идеализма) является Г.В.Ф. Гегель, создавший систему диалектики как теорию и метод познания. А классиками мате­риалистической диалектики (равно как и диалектического ма­териализма) являются К.Маркс и Ф.Энгельс, которые придали ей целостный и научный характер.

Диалектика возникла и развивалась наряду с метафизикой как противоположным ей способом мышления и познания[8]. Ее особенностью является тенденция к созданию однозначной, статичной картины мира, стремление к абсолютизации и изо­лированному рассмотрению тех или иных моментов или фраг­ментов бытия. Метафизический метод характеризуется тем, что рассматривает предметы и процессы по одному принципу: либо да, либо нет; либо белое, либо черное; либо друг, либо враг и т.д. В социальной практике этому соответствует хорошо из­вестный лозунг: «Кто не с нами, тот против нас». При рассмот­рении движения метафизика тяготеет к сведению многообраз­ных его форм к какой-либо одной. Причем чаще наблюдается сведение высшей формы движения материи к низшей[9]. Так, например, для материализма нового времени было характерно сведение различных форм движения материи к механической. Поэтому он и получил название механистического материализлла, который, в свою очередь, является проявлением мета­физического материализма.

Необходимо отметить, однако, что сам по себе метод позна­ния, который предполагает рассмотрение предметов и явлений в статике, покое, а тем самым и «огрубление», «упрощение» на­ходящегося в постоянном изменении бытия, имеет полное право на существование. Метод абстрагирования, который при этом применяется, вполне научен и используется различными
дисциплинами. И если за покоем не забывается движение, за статикой — динамика, а за деревьями — лес, то такой элемент метафизики просто необходим в познании, ибо он выступает как необходимый момент диалектического познания. Методологическая ошибка возникает тогда, когда этот момент покоя или какая-либо одна характеристика, сторона предмета иссле­дования вырывается из всеобщей взаимосвязи и взаимообу­словленности и возводится в абсолют. В этом, кстати, гносеологические корни всех односторонних теоретических концепций. Суть их в том, что идеальный фактор (мысль, сознание,
идея) отрывается от материального, абсолютизируется и про­тивопоставляется материальному в качестве абсолютно авто­номного демиурга (творца) бытия. При этом забывается, что, в конце концов, мышление, идеальное возникает на базе материального.

Следует, однако, отметить, что плохую услугу познанию ока­зывает не только абсолютизация покоя, но и абсолютизация его противоположности — движения. И то и другое есть выра­жение метафизического способа исследования. И если в пер­вом случае мы встаем на путь, ведущий к догматизму, то во втором — на путь, ведущий к абсолютному релятивизму[10]. Для подлинной диалектики нет не только покоя без движения, но и движения без относительного покоя.

Помимо указанных методов философия включает в себя и другие.

Отметим некоторые из них, имеющие наибольшее, по наше­му мнению, значение. Сенсуализм (от лат. sensus— чувство) — методологический принцип, в которой за основу познания берут­ся чувства и который стремится все знания вывести из деятельности органов чувств, ощущений, абсолютизируя их роль в по­знании (Эпикур, Гоббс, Локк, Беркли, Гольбах, Фейербахи др.).

Рационализм (от лат. ratio — разум) — метод, согласно кото­рому основой познания и действия людей является разум (Спи­ноза, Лейбниц, Декарт, Гегель и др.).

Иррационализм — философский метод, который отрицает или, по крайней мере, ограничивает роль разума в познании, а уделяет основное внимание иррациональным способам пости­жения бытия (Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше, Дильтей, Берг­сон, Хайдеггер и др.).

Бурное развитие науки и познания в последние десятилетия привели к осмыслению методологии как специализированной области знания. В ее рамках исследуются внутренние механиз­мы, логика и организация знания. В частности, рассматрива­ются критерии научности знания, проводится анализ языка науки, прослеживаются Логика и рост научного знания, струк­тура научных революций и другие.

Все названные философские методы находятся между собой в диалектической взаимосвязи и образуют целостную систему, благодаря чему философия и выступает как общая методблагия познания и освоения мира. Но наряду с этим философия выступает, как уже говорилось, и как особая теория, имеющая свои категории, законы и принципы исследования. Эти два ка­чества философии тесно взаимосвязаны между собой. Фило­софская теория в силу всеобщности своих положений, законов и принципов выступает в то же самое время и как, методология для других наук. Однако эти Два качества философии не следу­ет смешивать.

Функции философии

Предмет и специфику философии нельзя раскрыть в доста­точной степени полно, не затрагивая вопроса о ее функциях. Некоторые из них мы уже рассматривали выше. Прежде всего — это мировоззренческая функция, которая связана с аб­страктно-теоретическим, понятийным объяснением мира, в отличие от всех других видов и уровней мировоззрения. Един­ственное, что хотелось бы здесь добавить, — это указать на двойственный характер самих философских концепций, кото­рый выражается в их тяготении или к научному знанию, объ­ективной истине, или к псевдонауке.

Методологическая функция, о которой также уже шла речь, , заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком.

Следует выделить и прогностическую функцию философии, формулировку в ее рамках гипотез об общих тенденциях раз­вития материи и сознания, человека и мира, При этом степень вероятности прогноза, естественно, будет тем выше, чем боль­ше философия опирается на науку. Наконец, нельзя не упомя­нуть функцию философии как школы теоретического мышле­ния и мудрости. Особенно это касается изучения истории фи­лософии.

Критическая функция философии. Она распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию. Принцип «подвергай все сомнению», со времен античности проповедуемый многими философами, как раз и свидетельст­вует о важности критического подхода и наличия определен­ной доли скепсиса по отношению к существующему знанию и социокультурным ценностям. Он играет антидогматическую роль в их развитии. При этом необходимо подчеркнуть, что по­ложительное значение имеет лишь основывающаяся на диа­лектическом отрицании конструктивная критика, а не аб­страктный нигилизм.

С критической функцией философии тесно связана и ее ак­сиологическая функция (от греч. axios — ценный). Любая фило­софская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: социальных, нравственных, эстетических, идеологических и т.п. Осо­бенно остро эта функция проявляется в переходные периоды общественного развития, когда возникает проблема выбора пути движения и встает вопрос, что следует отбросить, а что сохранить из старых ценностей.

Социальная функция философии является довольно много­плановой по своему содержанию и охватывает различные ас­пекты общественной жизни: философия призвана выполнить двуединую задачу — объяснять социальное бытие и способст­вовать его материальному и духовному изменению. При этом следует помнить, что в общественной жизни социальные изме­нения, эксперименты и реформы имеют особую ценность и значение. Поэтому прежде чем пытаться изменить социаль­ный мир, нужно предварительно его хорошо объяснить. Имен­но философии принадлежит прерогатива в разработке всеобъемлющих концепций интеграции и консолидации человеческо­го общества. Ее задача — помочь осознать и сформулировать коллективные цели и направить усилия на организацию кол­лективных действий по их достижению. При этом степень жиз­ненности философской концепции определяется тем, насколь­ко каждый индивид может ее понять и принять. Следователь­но, несмотря на свой всеобъемлющий характер, философия должна быть адресована каждому человеку.

С социальной функцией тесно связана функция философии, которую мы назвали бы гуманитарной. Речь идёт о том, что философия должна играть адаптационную и жизнеутверждаю­щую роль для каждого индивида, способствовать формирова­нию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению по­зитивного смысла и цели жизни. Она, таким образом, призва­на осуществлять функцию интеллектуальной терапии, кото­рая особенно важна в периоды нестабильного состояния обще­ства, когда прежние кумиры и идеалы исчезают, а новые не ус­певают сформироваться или завоевать авторитет; когда чело­веческое существование находится в «пограничной ситуации», на грани бытия и небытия, и каждый должен делать свой не­легкий выбор.

Думается, что именно сегодня эта функция особенно акту­альна, и мы должны быть признательны В.Франклу, создавше­му логотерапию (от греч. logos — смысл, и therapeia — лече­ние) — теорию, которая смогла помочь миллионам людей. Ее задача состоит в том, чтобы «справляться с теми страданиями, которые вызваны философскими проблемами, поставленными перед человеком жизнью»[11]. Название теории образовано по аналогии с психотерапией. Однако ученый ставит логотера­пию гораздо выше по своему значению, ибо человек, по его мне­нию, — это больше чем психика, это дух, который и призвана лечить философия.

Следует подчеркнуть, что все функции философии диалек­тически взаимосвязаны. Каждая из них предполагает осталь­ные и так или иначе включает их. Нельзя разорвать, например, мировоззренческую и методологическую, методологическую и гносеологическую, социальную и гуманитарную и т.д. функ­ции. Л вместе с тем только через их целостное единство прояв­ляется специфика и сущность философского знания.

Философия и наука

При рассмотрении вопроса о соотношении философии и науки имеется, по крайней мере, три аспекта его интерпрета­ции: 1) является ли философия наукой; 2) взаимодействие философии и частных (конкретных) наук; 3) соотношение филосо­фии и вне научного знания.

Первый аспект. По нашему мнению, нельзя отрицать науч­ного характера философии вообще как одного из мощных по­токов развития человеческого знания и культуры. И если к ней подходить не только со стороны конкретных концепций, а рас­смотреть с позиции истории, то можно обнаружить преемст­венность в развитии философского знания, его проблематики, общность категориального аппарата и логики исследования. Не случайно Гегель рассматривал философию прежде всего с точки зрения «науки логики».

Выводы, полученные в рамках философии, служат не только средством получения научного знания, но и сами входят в со­держание науки. Не случайно многие крупные ученые в облас­ти конкретных наук являются и виднейшими представителя­ми философии. Достаточно назвать имена Пифагора, Аристо­теля, Бруно, Коперника, Декарта, Маркса, Фрейда, Рассела и многих других. У философии имеется свой специфический язык и свой категориальный аппарат. Она осуществляет науч­ный поиск и уже поэтому имеет научный характер. К этому надо, пожалуй, добавить лишь одно уточнение, — когда она опирается на систему научного знания.

Второй аспект — взаимодействие философии и частных (конкретных) наук. Естественно, что современная философия уже не может претендовать на роль науки наук, включать в себя все знания. Конкретные науки имеют собственный пред­мет исследования, свои законы и методы, свой уровень обобще­ния знания. Философия же делает предметом своего анализа обобщения частных наук, т.е. она имеет дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения. Если первичный уровень при­водит к формулированию законов конкретных наук, то задача второго уровня — выявление более общих закономерностей и тенденций. Основным методом философии при этом выступа­ет теоретическое мышление, опирающееся на достижения частных наук, конечно, в том случае, если сама философия претендует на научность. Крупнейшие открытия в конкретных науках способствовали и интенсивному развитию философии.

Достаточно заказать на Огромное влияние, которое оказали ус­пехи естествознания в Новое время, в конце XIX — начале XX вв. на развитие философского знания. При этом надо иметь в виду, что новые открытия в области частных наук могут при­водить к утверждению научно-философских выводов как реа­листической философии, так и той философской ветви, кото­рая представляет иррационалистические спекуляции.

Однако философия не только испытывает влияние со сторо­ны частных наук, но и сама оказывает воздействие на их раз­витие, причем опять-таки как положительное, так и отрица­тельное. Философия, конечно, не призвана делать какие-либо открытия естественно-научного характера. Ее влияние осу­ществляется через философское мировоззрение, которое так или иначе воздействует на первоначальные позиции ученого, его отношение к миру и познанию, а также на его отношение к необходимости развития той или иной конкретной области знания (например, ядерной физики, евгеники, генной инжене­рии и т.п.). Взаимозависимость философии и частных наук хо­рошо выразил И.В. Гете. «От физика, — писал он, — нельзя тре­бовать, чтобы он был философом; но ...он должен быть знаком с работой философа, чтобы доводить феномены вплоть до фи­лософской области. От философа нельзя требовать, чтобы он был физиком, и тем не менее его воздействие на область физи­ки и необходимо, и желательно. Для этого ему не нужны част­ности, нужно лишь понимание тех конечных пунктов, где эти частности сходятся»[12].

Наконец, третий аспект — философия и вне научное знание. При этом вненаучное знание мы разделим, с известной долей условности, на заблуждения, связанные с исследованиями людей, убежденных, что они создают подлинную науку, и паранауку (антинауку, псевдонауку, «альтернативную науку»), куда входят такие «науки», как астрология, оккультные «науки», магия, колдовство и т.д.

Говоря о соотношении философии и «заблуждающегося ра­зума», следует, на наш взгляд, рассматривать последний в ка­честве момента развития научного знания и философии. При­чем с исторической точки зрения этот момент является необ­ходимым в силу самого характера процесса познания, и он свойствен любой науке. Философия также не может быть га­рантирована от заблуждений.

Отношение философии и паранауки. Отметим, что некото­рые авторы, особенно это касается представителей и привер­женцев концепции «постмодернизма», призывают использо­вать любые учения, вплоть до мистики, суеверий, магии, астрологии и т.д., лишь бы они оказывали терапевтическое воз­действие на современное больное общество и индивидов. Они полагают, что статус научного миропонимания в современном обществе не выше, чем любого функционального мифа, и вы­ступают, по существу, за беспредельный мировоззренческий плюрализм. Однако подобная позиция абсолютной нейтраль­ности научного мировоззрения к псевдонауке ведет к интел­лектуальному анархизму. Более того, при таком подходе науч­ного сообщества к псевдонауке, который ширится в современ­ном мире, мы можем уже достаточно скоро оказаться свидете­лями победы суеверия над научным мировоззрением.

Необходимо сказать, что наиболее велико влияние парана­уки именно в критические моменты развития общества и ин­дивида. Это потому, что паранаука действительно выполняет некоторую психо- и интеллектуально-терапевтическую функ­цию, служит определенным средством адаптации к жизни в пе­риод социальной и индивидуальной нестабильности. Ведь в трудную минуту всегда легче обратиться к Богу, астрологу, кол­дуну и т.д., чем к разуму и научному мировоззрению, ибо упо­вание на трансцендентные силы связано лишь с верой и ожи­данием свыше какого-то блага. А это освобождает индивида от необходимости делать свой собственный, порой трудный, выбор и от ответственности за положение дел и сравнительно легко обеспечивают душевный комфорт. Между тем строгие научные выводы, обращенные к разуму и совести личности, мало кому приносят счастье и душевное спокойствие, ибо воз­лагают ответственность за поступки на самого человека.

Что же касается рационалистической и научной филосо­фии, то ее статус, общекультурное значение и просветитель­ская функция, по нашему мнению, несовместимы с теми псев­донаучными бессмыслицами, которые непрерывно обрушива­ются на голову современного человека. Это требует от предста­вителей данной философии более активного распространения научного миропонимания. И дело тут не в каких-то мировоз­зренческих амбициях, а в том, что игнорирование научного миропонимания может повлечь за собой опасные социальные последствия. Эта опасность возрастает во много раз, когда на­блюдается союз политической власти и паранауки. Примерами тут могут служить и инквизиция, и религиозный фанатизм, и фундаментализм, и фашизм, и, что хорошо известно нашим читателям, лысенковщина, гонения на кибернетику, генетику и т.д. Поэтому современное научное и культурно-интеллекту­альное сообщество не должно смотреть на засилье псевдонауки со снисходительной усмешкой, ибо оно в таком случае улыба­ется своей собственной нравственной ущербности.

Раздел второй

Наши рекомендации