Этика, эстетика, религиоведение как прикладн. фил. науки.

Этика – это прикладн. фил. наука, предметом кот. явл. нравств. ценности, мораль, общение, делов. отнош.

Этика дел. на:

1. Конструктивистская связ. с задач. регулиров. научно-исследоват. деят., в рамках кот. объектом манипулиров. стали клетки жив. организмов, вкл. человека (генная инженерия).

2. Нормативн. реш. задачи организ. повседневн. жизни людей на осн. определ. норм рекомендат. хар-ра.

3. Утилитарн. отраж. мировоззр. обывателей, акцентирован. на матер. ценностях, традициях, формальном соблюд. обществен. норм.

4. Программная возникла в св. с разв. компьют. технологий, Интернета.

5. Метафизич. отраж. мечты чел-ва в обл. нравствен. и морали..

6. Инженерн. регламентирует вопросы моральн. ответствен. инженеров перед чел-вом за разработки и их внедрение в массовое прои-во.

7. Медицинск. детерминирует профес. деяте. врачей, медсестер, соц. работников.

8. Этика дел. отнош. вводит нормат. требов.по отнош. к дипломатич. и гос. приемам, коммерческой деят., сфере обслужив. насел.

9. Спортивн. регламентир. вопр. справедл. соревнований как со ст. судей, так и спортсменов.

10. Профессион. нормативна по сод.и детализир. в правах и обязан. руковод.и подчиненных. 11.Религиозн. формулир. в виде заповедей. За нее верующий несет ответствен. перед Богом.

Эстетика– это прикладн. фил. дисципл., кот. изуч. особен. худож. воспр. чел-вом мира, практич. использов. этого видения в арх-ре, дизайне, дпи, строи-ве, городск. хоз-ве, конструиров. и проектиров.

Религовед. –прикладн. фил. дисципл., кот. изуч. дух. мир чел-ва, его историч. модификации, веру как явл. к-ры и этич. категорию, религию, миров. религии и их влиян. в современ. мире, правов. аспекты взаимоотнош. религии и гос-ва, прав и обязан. религиозн. и нерелигиозн. групп и объединений.

Фил. учение о ценностях.

Первыми ценностн. проблематику обозначили представ. баденской школы неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт и др.).

Ценностн. отнош.– взаимод. между индивидом и внешн. миром, ориентирован. на ценностн. проблематику, создающее усл. для оценки.

Оценка – это процесс получ. и обраб. информ., основан. на сравнении ее с определен. критериями значимости. Ценностн. воспр. отраж. готовность субъекта к пониманию значимости тех, или иных предметов и идей. В них фиксир. способн. субъекта формир. оценочн. образы, основан. на непосредствен. взаимод. с объектом.

Ценностн.представл. отраж.способн. субъекта оценив. объект не только при непосредствен. контакте, но и без него, исходя из нормативн. установок и абстрактно-образн. построений, инженерн. опыта.

С т. зр.пространствен. возд. на обществен. сознание ценности дел.на глобальные, региональные, национальные и этнокультурные.

Глоб. цен. выполн. ф-ию объедин. чел-ва в решении актуальных проблем. В их число входят цен. гуманизма и экологизма.

Цен. гуманизма отраж. важн. роль чел. в историч. процессе, его уникальность как разумн сущ-ва, индивид. неповторимость и творческое своеобразие. Цен.экологизма отраж. значимость для чел-ва географич. ср., сложившейся на Земле под вл. жив. организмов как наиб. благопр. с необход. механизмами очистки водн. ресурсов, выраб. кислорода, утилизации отходов.

49. Фил. идентичности (архетипы, менталитет, хар-р души народа).

Глобализация, связ. с массовым доступом к информ., возможностью миграции резко обострила ситуацию в обл. сохран. идентичности - тождественности соц. и этнич., нац. групп историческим корням, проявляющимся в архетипах, менталитете, образе жизни, религии. Архетип (греч. arche — начало и typos — образ; первообраз, проформа) — понятие, восходящее к традиции платонизма и играющее гл. роль в "аналитич. психологии", разраб. Юнгом. Пон. “менталитет” ведет свое происхожд. из лат. яз. от слова mens (mentis), - ум, мышление, рассудок. Менталитет, в поним. заруб. ученых, вкл. в себя чувства, симпатии и антипатии, обр., представл. о чел. и его месте в мире. Причем все эти представл.и ощущ. не подвергнуты логич. систематизации, осмыслению. Они связаны не столько с сознан., сколько с подсознан.; если сознан. регул. мышл. чел., то менталитет регулир. его поведение.

50. Социокульт.динамика, ее направлен., содержание.

Рез-ты фил. исследов.представлены:

1. Формацион. конц.(Маркс, Энгельс, Ленин) рассматр. научно-технич. процесс, цивилизацион. динамику в тесной увязке с критериями соц. справедливости.

2. Веберовская конц.(Вебер) рассматр. научно-технич. прогресс в контексте религиозно-культ. традиций экономич. прагматизма (протестантская этика труда как пример).

3.Цивилизацион. конц.(Данилевский, Шпенглер) рассматр. техноген. динамику как живую сис-му (социал-дарвинистский подход) с присущими её эл-там признаками рождения, вызревания, гибели, конкуренции.

4. Технодетерминистская конц. (Капп, Веблен, Ростоу, Белл) акцентирована на технике как самодостаточной сущности, имеющей определяющее влиян. на все аспекты жизнедеят.чел-ва.

5. Пассионарная конц.(Гумилев) обогащает техноген. динам. синергетич. процессами демографич. взрывов и демографич. экспансии, влиянием космич. факторов на земн. миропорядок.

6. Коммуникативн.конц.(Хабермас, Кристева) провод. идею информатизации техноген. реальности соответствующей её трансформации в глобализирующееся про-ва диалога, текста, нарратива, дискурса.

Наши рекомендации