Об-во как обл. изучения соц. фил.
Важн. пробл. соц. фил. – выясн. усл. ед-ва, целостн. об-ва, его смысла. Соц. фил. призвана также выясн., при каких усл. возм. наиб. плодотв. вариант взаимод. личн. и об-ва.
Появ. терм. «индивидуализир. об-во», кот. означ., что оно сост. из индивидов, сформиров. об-вом в упрощен. формах. Они не дотягив. до личности, лишены чув-ва ответствен. и солидарн.
Сегодня имеет место своеобр. реабилит. дух. ст. жизни об-ва; повышен. интерес к субъективности, в т. ч. нерацион. и иррацион., растет уважение к разнообр. людей, возраст. роль неправительств., добровольн. организ.
Можно обознач. целый блок пробл., связ. с фил. истории: это не только пробл. законом. разв., движущих сил, но и такие как пробл. целостности истор. (цикличность, линейность, неопределен. движ.), смысл истор.и, пробл. соотнош. объективн. и субъективн., свободы и необходим., и, наконец, познаваема ли истор.
Соврем. технологич. переворот, связан.с информ., формиров. общепланет. ед-ва чел-ва, новой суперсистемы, объедин. все чел-во общими соц.-культ., экономич., политич. и иными связями. Пробл.соц. фил. выяснить как индивид может влиять на общ-во. Соц. фил. призвана спрогнозировать возможные позитивные и негативные последств. ускорен.формиров. мирового информац. про-ва, кот. характер. процессом детерриторизации (стирания географич., нац.-культ. и др. границ в рамках информац. коммуникаций).
Экономич., политич., духовн. отношения в об-ве.
Индивид. созн.–живое созн. отд. чел. Формир. под вл. его собств. жизнен. ситуации в мире.
Обществ. созн. – это предм. раб. созн. многих поколений людей, кот. сохран. благод. обществен. призн. и приобрёл статус общезначимой ценности.
Политич. отнош.: функционир. политич. организ., формир. политич. идеи и теории.
Различ. монархич. и республик. формы правл. Монархия– гос-во, главой кот. явл. монарх. Республика– форма правл., осуществляемого выборными орган., т.е. источником власти выступ. народн. больш-во.
Формы госуд. устр. подразд. на унит. (единые) и федерат. (союзные).
В дух. деят. людей можно выдел. разл. сферы. Можно обознач. след. формы обществен. сознания: наука, фил., ис-во, мораль, религия, правов. и полит. созн.
В разл. историч. эпохи преимуществен.разв. получ. те или иные формы обществен. сознания. В античн. фил.заним. ведущие позиции, в эпоху Средневек. – религия, в усл. Возрожд. – ис-во, Нов. вр. знаменует собой перв-во науки, ХХ век – век политич. катаклизмов, сегодня – религия и её сближ. с политикой.
Матер. прои-во и производств.-технологич. отношения.
Эконом. фил. изуч. выработан. чел-вом историч. модели хозяйствования, связан. с либерализмом, либерал-реформизмом, этатизмом. Ценности либер. экономич. фил. и методологии проповедуют представит. шотландской и австрийской экономич. школ.
Ценности либер. реформат. экономич. фил.распростр. представ. америк. (США) экономич. школ.
В РБ. с момента созд. гос-ва за основу экономич. отнош. была принята этатистская методология. Она позвол. сохран. при поддержке и контроле гос-ва собствен., созданную бел. народом, модернизир. крупн. предприятия и отрасли, агропромышленный комплекс. С 2011 года нач. эволюцион. переход на методологию либер. реформат. фил., на осн. кот. открыв. перспективы для частной инициативы, предприн-ва. В св.с этим возрастает значимость менеджмента. Фил. изуч. не только проблемы реальн. экономики, но и специфику экономич.исследов. и экономич. теории.
Методология экономич. исследов. созвучна научн. методологии, поскольку экономисты активно польз. методами моделиров., измер., эксперимента, статистич. методами обработки информ., методиками реш. задач, компьютерными технологиями.
Экономич. теорию начали разраб. философы нач. с Аристотеля. Затем эту работу продолжили А.Смит, К.Маркс, А.Маршалл, Ф.Хайек.
Культура и цивилизация.
Культура, в шир. см. сл., (от лат. cultura – возделывание, воспит., разв.) –историч. определен. ур. разв. об-ва, творческих сил и способностей чел., выражен. в типах и формах организ. жизни и деят. людей, а также в созданных ими материальных и духовных ценностях.
Культура, в узк. см. сл., – это сфера духовной жизни людей. Структура культуры:1) деят. по созд. ценностей;
2) матер. и дух. ценности; 3) саморазв. чел., кот. происход. как в процессе созд. ценностей, так и в процессе их освоения.
Особен. культуры:
1) К-ра –небиологич. деят. чел., выражающая его сущностные силы.
2) К-ра – мера разв. человечности.
3) К-ра выполн.т важн. адаптационную функцию. Эта функция возникла с перв. наскальными рисунками, с перв.религиозн. обрядами.
4) К-ра выполн. также образоват., воспитат., познават. и регулир. функции.
Среда культуры:1) Экономич. ур..
2) Соц. развитость. 3) Ур. политич. организ. об-ва, отражающий меру свободы индивида. 4) Духовно-нравственн. атмосфера об-ва.
Цивилизация - степень реализ. к-ры во всех сферах жизни об-ва.
Определения цивилизации:
1. Синоним к-ры. 2. Об-во на опред. стадии разв. 3. Ур. разв. об-ва в целом.
4. Совок. технологич. достиж. чел-ва.
Структура цивилизации:
1) технологич. базис, 2) экономич. базис, 3) гражданское об-во, 4) вся гамма социокультурн. разв. об-ва (семья, нация и т. д.).
Этапы разв. цивилизации:
1) Перех. от об-ва собират. типа, ведущего полудикий образ жизни, к аграрной цивил. Этот этап связ. с неолитич. революцией, т.е. перех. к «производящему» об-ву. Включ. в себя первобытн., рабовладельч., феод.об-во. 2) Промышл. револ. 18 в. и становл. бурж. об-ва привели к индустр. цивилизации.
3) 40–50-е гг. ХХ вв. связ. с научно-технич. револ. и перех. к постиндустр. цивил. («обществу знания»).
На смену постиндустр. об-ву идет информац. об-во.