Неклассич. фил. и ее осн. направл.
Основн. направл.: 1) иррационализм , 2)"фил.жизни. Иррационализм отвергал логич. связи в прир., воспр. окруж. мира как целостн. и законом. сист-мы. Основн. идея-окруж. мир есть разрозненный хаос, не имеет целостн., внутрен. закономерн., законов разв., не подконтролен разуму и подчин. др. движущим силам( аффектам, воле).Шопенгауэр принципом фил. провозгл. волюнтаризм, согл. кот. гл. движ. силой, определ. все в окруж. мире явл. воля. "Мир как воля и представление"-выводит логич.закон достаточн. основания.( закон бытия — для про-ва и времени; закон причинности — для матер. мира; закон логич. основан. — для познания; закон мотивации для действий человека). Согл. закону, истинная фил. должна исход. не из объекта (как материалисты), но и не из субъекта (как субъективные идеалисты), а только лишь из представления, кот. явл. фактом сознания.Ницше-основопол. родствен. иррац. "философии жизни". Жизнь поним. как мир в аспекте его данности познающему субъекту, единств.реальность, существ. для конкретн. чел.В основе лежит воля:1) "к жизни";2)внутри самого чел. ("внутр. стержень"); 3)неуправл., бессознат. - страсти, влечения, аффекты;4)" к власти".
Дильтей:жизнь облад.признаками: целостность; наличие многообр. духовн. начала; неразрывн. ед-во с высшим миром.
Посткл.фил.(лингвист.,коммуникативн., синергич.).Посткл. фил. (постмодернизма) отраж. мировоззренч. проц., произош. в последн. десятил. ХХ в. Вперв. терм. «постмодерн» употр. нем. фил. Рудольф Пан-виц в раб. «Кризис европ. кул-ры», вышедшей в 1917 г. Постмодернизм –прежде всего, ощущение и осознан. бытия, кул-ры, мышления как игры, т.е. чисто эстетич. подход ко всему и вся в цивилизационно-культ. полях.
Понятие деконструкции - разборка, разрушение, пере-структурирование, было введено Ж. Деррида. Вся деконструктивистская практика направл. на разруш. однозначности смысла, его смещение, она предусматр. произвольн., своевольн. толкование.Ж. Бодрийар: понятие «симулякр» –псевдовещь, замен. реальность постреальн. поср-вом симуляции, выдающей отсутствие за присутствие, стирающей различ. между реальн. и воображ. Центр. катег. в трудах Лаканаявляются – символическое и бессознательное.
14.АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ–направление западной интеллектуальной культуры 20 в., широко применяющее методы логического и лингвистического анализа языка для решения философских проблем. Аналитическая философия имеет классические предпосылки в британском эмпиризме, с одной стороны, и в континентальном рационализме – с другой. Ее предшественниками считают Гоббса, Локка, а также Аристотеля, представителей средневековой схоластики, Декарта, Канта и др. Аналитическая философия наследует традиции изучения оснований знания – как в его чувственной, эмпирической, так и в рациональной, логической, концептуальной форме. Поле исследований аналитической философии (логика, эпистемология) постепенно расширялось, охватывая все многообразие форм человеческого опыта (этику, эстетику, право и др.). Внутри аналитической философии различают два направления: философию логического анализа и философию лингвистического анализа (или лингвистическую философию). Приверженцы первого в основном интересуются философией и логикой науки и придерживаются линии сциентизма. Сторонники второго направления считают такую ориентацию искусственной и ограничивающей философский кругозор, поскольку философия укоренена в реальном разумении, в жизненных ситуациях, в механизмах естественного языка и многообразном вненаучном опыте людей.
15.Философия коммуникативного действия.Ком-онный аспект науки отражает социокультур.природу научно-исслед-ской деятельн., ее тесную связь с социально-историч.факторами, включенность науки в культуру общества в целом. Коммун. Складываются в целостную систему различных межличностных, массовых формальных и неформал., устных и письмен. связей и отношений.
Особенность ком-ного дейст.в науке состоит в том, что оно прежде всего ориентировано на нахождение взаимопонимания между учеными и лишь затем на получение результата — знания. Можно вычленить следующие функции общения, влияющие на ход научно-познавательной деятел. и знание:1.оформ. знания в виде определен. объективированной системы, т. е. в виде текстов (формальная коммуникация);
2.применение принятого в данном научном сообществе унифицированного научного языка, стандартов, формализаций и т. п. для объективирования знания;3.передача системы мировоззренческих, методологических и иных нормативов и принципов;4.передача способа видения, парадигмы, научной традиции, неявного знания — т. е. такого знания, которое в силу своей природы не может быть объективировано непосредственно в научных текстах и усваивается учеными только в совместной научно-поисковой деятельности5.реализация диалогической формы развития знания и применение соответственно таких «коммуникативных форм» знания и познания, как аргументация, обоснование, объяснение и т. п.4 типа социального действия: 1. Стратегич.действ.Дейст. управляемое эгоистич. целями, при достиж. которых принимается во внимание влияние поведения хотя бы одного иного индивида. 2. Норматив. дейст. — это социал. действие, целью участников кот. является достиж. взаимовыгодных экспектаций, осуществляемое посредством подчинения своего поведения разделяемым ценностям и нормам.3. Драматур-е дейст. Целью драматургич. дейст. является «представление самого себя» или создание публич-го имиджа.4. Ком-ное дейст.Целью данного типа социального дейст-я является свободное соглашение участ-ов для достиж.Совм-ных резул-ов в определен. ситуации.
16.Синергетика [греч. synergeia – сотрудничество, содружество] — научная теория о самоорганизации в природе и обществе как открытых системах. Предметом С. являются механизмы спонтанного образования и сохранения сложных систем, особенно находящихся в отношении устойчивого неравновесия со средой (к последним относятся, в частности, все биотические и социальные организмы). Т. о., в сферу внимания С. попадают нелинейные эффекты эволюции систем любого типа, кризисы и бифуркации – неустойчивые фазы существования, предполагающие множественность сценариев дальнейшего развития. Элементы новой науки складывались из теоретических и экспериментальных результатов, полученных исследователями Германии, России, Бельгии и США в области термодинамики, биофизики, эволюционной химии, математики, а также философии в 1920–70 гг. (Е.А. Седов, А.П. Руденко, Г. Хакен, И. Пригожин, и др.). Междисциплинарный потенциал С., общенаучная значимость предмета, стиля мышления и частично математического аппарата обусловили распространение исследовательских приемов на область гуманитарного знания. Это помогает раскрыть дополнительные причинные зависимости в происхождении и эволюции психики, интеллекта, духовной культуры (как антиэнтропийных факторов), исследовать динамику индивидуального и общественного сознания и т. д.