Трансцедентальная философия Канта.
Родоначальник классической немецкой философии Иммануил Кант (1724 - 1804) в ранний период своей деятельности много занимался вопросами естествознания и выдвинул свою гипотезу происхождения и развития солнечной системы. Выдвинул идею о распределении животных по порядкку их происхождения, а так же идею естественного происхождения человеческих рас. Философские воззрения менялись. Сначала интересовале естественно-научные вопросы, а позднее – метафизические (общефилософские).
Для философской системы Канта характерен компромисс между материализмом и идеализмом. Материалистические тенденции в философии Канта сказываются в том, что он признает существование объективной реальности, вещей вне нас.Кант учит, что существуют "вещи в себе", не зависящие от познающего субъекта. Он утверждал, что "вещи в себе" непознаваемы. Иными словами, он выступал как сторонник агностицизма. Агностицизм приводит Канта к идеализму. Идеализм Канта выступает в форме априоризма - учения о том, что основные положения всякого знания являются доопытными, априорными формами рассудка.
В центра внимания Канта - человек и вопрос: что я могу знать? (т.е. предмет исследования не субстанция, а субъект ее познающий). Прежде чем рассуждать о других вопросах, считает Кант, надо разобраться с тем, как получается знание, почему вообще оно возможно, почему возможна наука. По Канту, наука, искусство, мораль возможны благодаря уникальным способностям души (сознания) человека. Схематически сам Кант изображал свою философскую систему в следующем виде
Способности души в совокупности | Познавательные способности | Априорные принципы | Применение их к |
Чувства удовольствия и неудовольствия | Способность суждения(чувств.познание) | Целесообразность | Искусству |
Познавательная способность | Рассудок | Закономерность | Природе |
Способность желания | Разум | Конечная цель | Свободе |
В первом столбце приведены три способности души, не существует у души других способностей. Совокупная познавательная способность состоит из трех познавательных способностей, которые указаны во втором столбце. Чувства удовольствия и неудовольствия всегда сопровождаются способностью суждения утверждать или отрицать наличие этих чувств. Способность желания сопровождается разумом, разум определяет, что человек желает и каким образом он будет добиваться желаемого. Разум - это высшая познавательная способность души.
1) Необходимые условия познания заложениы в самом разуме и составляют основу знания. Считал, что мы познаем мир не так, каким он есть на самом деле, а так, как он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены), составляющие содержание нашего опыта. В результате воздействия вещей на органы чувств, возникает хаос ощущений. Мы приводим этот хаос в единство и порядок с помощью априорных форм чувствуенности.
Пространство и время, по Канту, являются не объективными формами существования материи, а всего лишь формами человеческого сознания, априорными формами чувственного созерцания. Кант ставил вопрос о характере основных понятий, категорий, при помощи которых люди познают природу, но этот вопрос он также решал с позиций априоризма. Так, причинность он считал не объективной связью, закономерностью природы, а априорной формой человеческого рассудка. Все категории рассудка Кант объявил априорными формами сознания.
2) Предмет познания конструируется человеческим сознанием из чувственного материала при помощи априорных форм рассудка. Априорные категории рассудка связуют качественные, количественные возможности действительности отношениями.
3) Разум самодеятелен.. Он связывает мир и привносит в мир законы и сущность. То, что невозможно открыть в опыте, разум додумывает сам.
В учении о познании Кант большое место отводил диалектике. Противоречие рассматривалось им как необходимый элемент познания. Ввел воображение в теорию познания.
Человек по Канту – самый главный предмет в мире. Над всеми другими существами его возвышает наличие самосознания. Благодаря этому человек представляет собой индивидуальность, т.е. личность. Но природу души Кант не считал объектом научного познания. Существет мир сущностей (ноуменальный, мир духовной культуры) и мир эмпирии. Человек существует в этих двух мирах.
По Канту существование Бога нельзя доказать с помощью науки. Он существует как понятие духовной жизни человека (т.е. является элементом духовной культуры человека). Бог не предмет познания, а предмет веры.
Источником морали является трансцедентальный мир.
Кант призывал: определи себя сам, проникнись сознанием морального долга, следуй ему всегда и везде, сам отвечай за свои поступки. Выводит общий нравственный закон – категорический эмпиритив: "поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства", проще: поступай так, как ты хочешь, чтобы другие поступали с тобой. Долг перед человечеством и перед своей совестью заставляет нас вести себя нравственно. Нравственность сливается с идеей религиозного. Церковь – есть всеобщая и необходимое нравственное единение всех людей. Она представляет собой царство божие на земле.
БИЛЕТ 12