Функции и структура сознания
Можно с полным правом сказать, что философский анализ сущности сознания исключительно важен для правильного понимания места и роли человека в мире.
1.Сознание — функция высших отделов коры полушарий головного мозга, появившихся в результате длительной биологической эволюции. Сознание связано с языком, речью, формирование которых на базе биологических предпосылок осуществлялось в процессах антропосоциогенеза.
2.Сознание — результат (продукт) эволюции биологического в социальное и развития социума.
3.Сознание — высшая форма психического отражения действительности, характеризуемая субъективностью и идеальностью образов сознания.
Сознание - это в первую очередь совокупность знаний о мире. Не случайно оно тесно связано с познанием. Если познание есть сознание в его активной направленности вовне, на объект, то само сознание в свою очередь результат познания. Здесь обнаруживается диалектика: чем больше мы знаем, тем выше наши познавательные потенции и наоборот - чем больше мы познаем мир, тем богаче наше сознание.
Следующий важный элемент сознания – внимание,способность сознания концентрироваться на определенных видах познавательной и любой иной деятельности, держать их в своем фокусе.
Далее следует назвать память,способность сознания накапливать информацию, хранить, а при необходимости и воспроизводить ее, а также использовать ранее приобретенные знания в деятельности. Сознание неотделимо от выражения определенного отношения к объектам познания, деятельности и общения в виде эмоций. К эмоциональной сфере сознания относятся собственно чувства (радости, удовольствия, горя), а также настроения и аффекты (гнев, ярость, ужас, отчаянье).
К названным ранее следует добавить и такой существенный компонент сознания, каким является воля,представляющая собой осмысленное устремление человека к определенной цели и направляющая его поведение или действие.
Наконец, важнейшей составляющей сознания, ставящей все остальные его компоненты как бы за одну скобку, является самосознание. Самосознание - своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее начало в нем. Самосознание -это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности.
В развитии, динамике самосознания можно выделить три уровня. Первый - уровень самочувствия, сводящегося к элементарному осознанию своего тела и его включенности в систему окружающих человека вещей.
Второй уровень самосознания реализуется в осознании своей принадлежности к тому или иному сообществу, к той или иной культуре и социальной группе.
Самый высокий уровень развития самосознания - возникновение сознания «Я» как такого образования, которая хотя и похоже на «Я» других людей, но одновременно неповторимо, причем способно не только совершать поступки, но и нести ответственность за них, что предполагает необходимость и возможность как контроля над своими действиями, так и их самооценки.
Самосознание характеризуется двумя взаимосвязанными свойствами - предметностью и рефлективностью.
Основные функции сознания:
Первая и важнейшая - познавательная, которая реализуется в приобретении и накоплении знаний о природе, обществе и самом человеке.
Вторая, тесно связанная с первой, - творчески конструктивная, проявляющаяся в опережающем отражении, в мысленном моделировании будущего и в целенаправленном преобразовании на этой основе действительности, в создании, в частности, предметных форм, не существующих в природе.
Третья функция - регулятивно управленческая, обеспечивающая разумное регулирование и самоконтроль поведения и деятельности человека, его взаимоотношения с внешним миром.
Наконец, четвертая функция - прогностическая. Человек до определенного предела с некоторой вероятностью может предвидеть будущее, прогнозировать свои действия, строить планы и осуществлять их.можно еще указать систематизирующую функцию, критически оценочную и описательную, которые являются следствием перечисленных выше. Все сказанное ранее позволяет нам дать общую характеристику сознания.
Сознание -это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, состоящая в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека.
Сознание и мозг
Сознание - важнейшая сфера человеческой психики, но не единственная, поскольку последняя включает в себя и бессознательное.
Особое внимание вопросу о природе бессознательного уделял в свое время австрийский врач-психиатр и философ З. Фрейд. Он высказал ряд важных положений о сфере бессознательного. Вместе с тем З. Фрейд преувеличил его значение, отдал бессознательному первенствующую роль, утверждая, что якобы оно определяет и сознание, и все поведение человека, причем особое значение он придавал врожденным инстинктам и влечениям, ядром которых считал половой инстинкт. Не соглашаясь с подобной абсолютизацией места бессознательного в жизни человека, было бы вместе с тем неверно преуменьшать и тем более отрицать его роль в познании и поведении людей.
Само бессознательное имеет три основных уровня.
К первому относится неосознанный психический контроль человека за жизнью своего тела, координацией функций, удовлетворением простейших нужд и потребностей.
Второй, более высокий уровень бессознательного - это процессы и состояния, которые могут реализоваться в пределах сознания, но могут перемещаться в сферу бессознательного и осуществляться автоматически и т.д.
Наконец, третий, высший уровень бессознательного проявляется в художественной, научной, философской интуиции, играющей важную роль в процессах творчества. Бессознательное на этом уровне тесно переплетено с сознанием, с творческой энергией чувств и разума человека. О возможностях и резервах сферы бессознательного можно судить по тому, что в общем балансе информационных процессов на сознательном уровне перерабатывается в секунду 10 520 бит информации, тогда как на бессознательном – 10 590 бит. Для самосознания личности эта информация оказывается «закрытой», но она существует, поступает в мозг, перерабатывается, и на ее основе осуществляются многие действия.
Неосознанное отражение, играя вспомогательную роль, освобождает сознание для реализации наиболее важных, творческих функций. Так, многие привычные действия мы выполняем без контроля сознания, бессознательно а сознание, освобожденное от решения этих задач, может быть направлено на иные предметы.
Познание
Проблема познаваемости мира
Познание- это процесс духовного освоения человеком мира; цель его - постижение истины.
До XIX в. познание изучалось в единстве с онтологией в рамках теоретической философии. В прошлом веке изучение процесса познания выделялись в самостоятельную науку - гносеологию(от греческого gnosis - познание). В последние десятилетия философы обычно используют более употребительное в англоязычных странах понятие эпистемология (от греческого episteme - знание); принципиальной разницы между двумя названиями нет.
Эпистемология- это часть философии, изучающая то, как мы получаем знание о разных предметах, каковы границы нашего знания, насколько достоверно или недостоверно человеческое знание.
В истории философии сложились два подхода к ответу на этот вопрос: познавательно-реалистичский и агностический.
Агностицизм- это учение, убеждение, установка, отрицающая возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества.
Ранней формой агностицизма считается скептицизм,основатель которого, Пиррон, считал достоверными чувственные восприятия и полагал, что заблуждение возникает при попытке перейти от явления к его основе, сущности.
Виднейшим представителем агностицизма в Новое время стали Д. Юм и И. Кант. Юм утверждал, что в научном эксперименте и обыденном опыте следствие отличается от причины, а поэтому не может быть в ней выявлено. Из этого, по его мнению, следовало, что доказать существование причинно-следственных связей невозможно, так как они не выводимы из опыта и не устанавливаемы логическим выделением следствий из причин. Есть, однако, субъективная причинность - наша привычка, наше ожидание связи одного явления с другими и фиксация этой связи в ощущениях. За пределы этих психических связей, согласно Юму, мы проникнуть не можем.
И. Кант, не сомневаясь, в отличие от Юма, в существовании вне сознания материальных "вещей самих по себе", считал их в принципе непознаваемыми. Познаваем, по Канту, лишь мир явлений. "Вещи в себе" познанием не достигаются, они неуловимы.
На рубеже XIX - XX вв. сформировалась еще одна разновидность агностицизма - конвенционализм.
Конвенционализмопределяется как философская концепция, согласно которой научные теории и понятия являются продуктом соглашения между учеными.
Виднейшим представителем конвенционализма является французский математик и методолог науки А. Пуанкаре.
Агностические концепции разделяются по многим основаниям. По именам создателей соответствующих школ выделяются юмовский, кантовский и т.д. агностицизм, по средствам и характеру аргументации - этический, физиологический, кибернетический, иероглифический агностицизм, а также материалистический и идеалистический, сенсуалистический и рационалистический агностицизм.
Другое направление носит название гносеологического реализма. С этой точки зрения, мир материальных систем не ограничивается чувственно воспринимаемыми свойствами и отношениями, за ними скрываются и в них проявляются, хотя нередко искаженно, сущностные связи и отношения.
Истина
Истина- правильное, достоверное отражение предметов и явлений действительности, цель духовного освоения человеком мира. Слово "истина" происходит от старославянского "исть" - настоящий, несомненный, действительный. Истина - это бытие, то, что есть. Таким образом, истина -это то, что открыто для человеческого познания.
В теории познания - гносеологии - существуют разные понимания истины. В древнейшей, классической концепции истины, с которой начинается теоретическое исследование истины, выделяется главное положение, согласно которому истина есть соответствие мыслей действительности. Первые попытки исследования этой концепции были предприняты Платоном и Аристотелем. Классическое понимание истины разделяли Фома Аквинский, П. Гольбах, Г. Гегель, Л. Фейербах, К. Маркс, его разделяют многие философы XX столетия.
Современная трактовка истины включает в себя следующие моменты. Во-первых, понятие "действительность" трактуется прежде всего как объективная реальность, существующая до и независимо от нашего сознания, как состоящая не только из явлений, но и из сущностей, скрывающихся за ними и проявляющихся в них. Во-вторых,в "действительность" входит также и субъективная действительность, в истине познается и отражается и духовная реальность. В-третьих, познание, его результат - истина, а также сам объект понимаются как неразрывно связанные с предметно-чувственной деятельностью человека, с практикой; объект задается через практику; истина, т.е. достоверное знание сущности ее проявлений, воспроизводима на практике. В четвертых, истина есть процесс, она является не только статичным, но и динамическим образованием.
Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной сторон. Объективность истины заключается в том, что истинное содержание человеческих представлений не зависит ни от человека, ни от человечества, субъективность - в том, что она не существует помимо человека и человечества.
Из понимания истины как объективной, не зависящей от индивидов, классов, человечества, следует ее конкретность. Конкретность истины - это зависимость знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются. Истина всегда конкретна, абстрактной истины нет. Конкретность включается в объективную истину. Вследствие этого понятие истины неотъемлемо от ее развития, от понятия творчества, необходимого для дальнейшей разработки и развития знания.
Объективная истина имеет три аспекта: бытийственный, аксиологический, праксеологический.
Бытийственный аспект связан с фиксацией в ней бытия, как предметно-субстратного, так и духовного, когда объектом познания индивида становится духовный мир другого человека, установленные теории, система догматов. Само же бытие является данным субъекту как объект, т.е. как объективная реальность, хотя и сопряженная с субъектом, но находящаяся вне субъекта познания.
Аксиологический аспект истины состоит в нравственно-этической, эстетической и праксеологической ее наполненности, в тесной связи со смыслом жизни, с ее ценностью для всей, в том числе практической, деятельности человека.
Праксеологический аспект истины демонстрирует включенность в истину момента ее связи с практикой.
Понятие "дух" распадается на экзистенциальную и рационалистически-познавательную реальность. Экзистенциальная реальность включает в себя духовно-жизненные ценности людей и духовный мир индивидов.
Достижение истинностного представления о добре, сложившегося в том или ином сообществе или духовном мире конкретного человека, приводит к выявлению экзистенциальной истины.
Объектом освоения индивида могут стать также те или иные концепции, включая религиозные и естественнонаучные. При рассмотрении вопроса о соответствии убеждений индивида тому или иному комплексу религиозных догматов или о правильности нашего понимания теории относительности можно употреблять понятие "истинности", что ведет к признанию существования концептуальной истины.
Аналогично положение с представлениями того или иного субъекта о методах и средствах познания, тогда выделяется еще одна форма истины - операциональная.
Важное место в теории познания занимают такие формы истины, как абсолютная и относительная.
Под абсолютной истинойв настоящее время понимается такого рода знание, которое тождественно своему предмету, и потому не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. В применении к достаточно развитому научному теоретическому познанию абсолютная истина ~ это полное, исчерпывающее знание о предмете (сложноорганизованной материальной системе или мире в целом), относительная истина- это неполное знание о том же самом предмете.
Антиподом истины является ложь, которая представляет собой преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину. Понятие ложь оказывается близким по смыслу к понятию "дезинформация", которое обозначает передачу объективно ложного знания как истинного или объективно истинного знания как ложного. Ложь всегда связана с преднамеренностью субъекта, дезинформация может быть осознанной или неосознанной.
От этих понятий следует отличать заблуждение, под которым понимается знание, не соответствующее своему предмету и не совпадающее с ним. Заблуждение есть непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту, оно может порождаться как дезинформацией, так и другими факторами.
Заблуждения многообразны по своим формам. Различаются заблуждения научные и ненаучные, эмпирические и теоретические, религиозные и философские, к которым относятся эмпиризм, рационализм, софистика, эклектика, догматизм, релятивизм.