Предпосылки возникновения сознания. Сознание как высшая форма отражения действительности

Предпосылки возникновения сознания. Сознание как высшая форма отражения действительности

41.Функции и структура сознания

42. Сознание и мозг

43. Познание Проблема познаваемости мира

44. Истина

45. Субъект и объект познания. Чувственное и рациональное

46. Мышление и язык

47. Практика

48. Наука

49.Уровни научного познания

50. Метод

51. Эмпирические методы

52. Теоретические методы

53.Предмет и основные понятия социальной философии.54.Общественное бытие

55.Человек и природа

56.Общество и его структура

57.Общественное сознание

58.Общественная психология

59.Общественная идеология

60.Социальная сфера

61.Политическая сфера

62.Искусство и эстетика

63.Религиозные ценности

64.Мораль и этика

65.Право, правосознание и правовая культура

66.Культура и цивилизация

67.Личность

68.Свобода и необходимость.

69.Человек

70.Проблемы межнационального общения и толерантного поведения

Основной вопрос философии и его две стороны

Основной вопрос философии – вопрос об отношении мышления к бытию, сознания к материи, природе. Он имеет две стороны. Первая связана с представлением о том, что является первичным, исходным, начальным – материя (бытие) или сознание (мышление). Вторая сторона основного вопроса философии – это вопрос о том, способно ли человеческое мышление познать мир?

В зависимости от решения первой стороны основного вопроса философии философы подразделяются на два больших лагеря – материалистов и идеалистов. Материалистическая философия исходит из того, что первичным, исходным является материя, природа, а мышление, сознание, дух является вторичным, производным от материи. Идеалистическая философия, наоборот, считает первичным сознание, мышление. Идеализм утверждает, что материя – это продукт, производное, следствие сознания, мышления.

Объективный идеализм рассматривает в качестве такого исходного сознания некоторую надличностную (не связанную ни с каким конкретным человеком) идеальную субстанцию (абсолютная идея, мировая воля и др.). Субъективный идеализм в качестве исходного полагает сознание отдельного, конкретного, живого человека, его ощущения, восприятия, формы самопознания и т.д.

Функции философии

Содержательная сторона и предмет философии раскрываются в ее функциях. Впервые вопрос о функциях философии был поставлен Кантом в виде 3-х вопросов: Тем самым была обозначена гносеологическая, практическая и нравственная функции философии. Дополнительно мировоззренческая, методологическая, аксиологическая. Гносеологическая функция философии несет в себе весь груз вопросов познания. Философия познания имеет 2-а аспекта: 1) вопросы познаваемости мира; 2) познание самого знания Нравственно-аксиологическая функция имеет принципиальное значение для философских учений, провозгласивших философию – нравственной деятельностью.В них в качестве нравственных ценностей признаются поступки и действиялюдей, направленные на нравственность.Их внимание сфокусировано на идеалах, пропитанных духом человечности.Изучением нравственности занимается этика. Однако связи этики и философии взаимообусловлены и являются определяющими в аксиологии. Аксиологическая функция философии раскрывает все типы ценностей: 1.положительные и отрицательные; 2.нормативные и предписывающие, оценочные; 3.материальные и духовные Мировоззренческая функция философии является интегрирующей, так как она решает вопросы космоса и человека, бога и мира, развития и творения, смерти и жизни, смысла истории и человеческого существования. В связи с этим философия иногда отождествляется с мировоззрением. Мировоззрение – это сложное явление в духовной жизни человека и общества, включает в себя совокупность взглядов, мыслей, идей, чувств, переживаний, оценок и принципов, благодаря которым человеческая деятельность приобретает организованный и упорядоченный характер. Его жизненные позиции становятся осмысленными, а сама деятельность целенаправленной. Уровни мировоззрения: - жизненно-практический (обыденный); - теоретический (интеллектуальный) Жизненно-практический складывается на основе традиций и опыта. Преобладают здесь чувства, эмоции, переживания, соответствующие условий быта, национальность. В основе теоретического лежат различные формы знания предполагающие теоретическое освоение мира. В результате этих 2-х уровней возникает мировосприятие (мироощущение) и миропонимание. Мировоззрение несет в себе многообразные формы жизненно-практических и теоретических знаний мироощущения и миропонимания. Фундаментом мировоззрения являются знания, оценки, ценности, идеалы.Знания в мировоззрении – вся совокупность о мире и человеке.Оценки – выражают отношение людей к миру и самим себе.Ценностные ориентации – формируют идеалы. Идеал – всеобщая форма целеполагающей деятельности людей, характерная для всех сфер человеческой жизни ( то есть идеалы могут быть нравственными, эстетическими, религиозными). Мировоззрение воплощает в себе единство познавательного, нравственного, социологического, в каждом из которых проявляется соответствующая его функция. Если исходить из понимания философии как науки, то можно говорить о методологической функции. Методология – учение о методе. Метод – вид или способ познания, где соотносится объективное исубъективное. Метод вступает и в качестве приемов выработанных для познания идеятельности. Философия может быть методологией, потому что ее понятие в отличие от конкретных наук имеет универсальный характер и применим к любым сферам деятельности. Философский метод многообразен и дает общий путь решения задач, то есть выступает в качестве одного из принципов знания; в силу совпадения объективного и субъективного в методе, философия позволяет не навязывать никому своей воли.

Структура философии





Основные отрасли философии (соответствуют структуре мировоззренческого отношения) следующие:

- учение об общих законах бытия (онтология); включая учение об обществе (социология) и человеке (философская антропология);

- учение об общих законах познания (гносеология);

- учение о формах и законах мышления (логика);

- учение об эстетическом отношении человека к миру (эстетика);

- учение о нравственном отношении человека к миру (этика).

Средствадеятельности - это то, чем реализуются цели деятельности. Основные средства философской деятельности следующие:

1) философские категории (наиболее общие понятия). Например, причина и следствие, сущность и явление; единичное и общее; свобода и необходимость; возможность и действительность и др.;

2) фундаментальные философские идеи. Например, идея развития. На базе идей формируются философские принципы, теории, идеалы;

3) философские принципы. Например, принцип развития, принцип материального единствамира; принцип детерминизма (причинности);

4) философские идеалы. Например, идеал гуманизма, идеал справедливости, идеалы добра, идеал красоты и др. Философские идеалы содержат как познавательный, так и ценностный компоненты. Философские идеалы, преломляясь через сознание человека, обогащаясь его опытом, превращаются в убеждения, установки, цели его жизни.

5) философские теории.Например, теория отражения, теория классовой борьбы, теория развития и др.; философские теории представляют собой высшую форму теоретической деятельности человека. Философскиетеории являются также средством обоснования философских методов.

5,6. Социальная обусловленность и относительная самостоятельность философии в обществе. Философия и другие формы общественного сознания. Современная философия ставит вопрос о социальной ответственности человека перед обществом. Впервые вопросы бытия сформировал Кант. Что я могу делать? На что я могу надеяться? Что такое человек? Кроме этого философия помогает человеку сориентироваться в вопросах науки, ценностей и религии. Философия отвечает на вопросы: Что такое добро и зло? Что такое прекрасное и безобразное, что истина и творчество? Ни одна философская концепция не исчезает, она только видоизменяется, осмысливает социокультуру на более высоком уровне. В центре философии стоят не вопросы бытия в целом, а проблемы жизни и судьбы человека, не мировоззрение, а мироощущение. Философия, давая ответ на наиболее значимое для человека, включает в него и искусство, морально значимое и эстетичное. Это делает философию практичной. Таким путем она вырабатывает смысл человеческих деяний, она вплетается в человеческую деятельность и в тоже время это разновидность человеческой деятельности. Философия представляет собой форму теоретического знания одновременно формирует духовность, кругозор, широту знаний, интеллект и стремление к высшим познаниям. Высшая форма познания характеризуется как духовностью так и социальным оптимизмом. Философия это и любовь к мудрости. Это понятие было введено Пифагором. Философия - это индикатор человеческой мудрости. Это вера в свое бытие, истину мира и стремление к осмысленной целенаправленной деятельности. Философия утверждает рефлективное в духовной культуре человечества. Философия - это особый тип мышления. Философское осмысление жизни фиксируется общественным сознанием. Области наук, которые относятся к философии: этика, эстетика, история, философия, социальная философия. Природа философского знания включает в себя соотношение философия с другими формами общественного сознания. Средние века: философия и религия. Эпоха просвещения: философия и гуманитарные науки. Сегодня: философская природа знания включает политику, науку как таковую, философию техники, философию. Философия занимает особое место в культуре, как познавательной, так и практической деятельности, она стимулирует мысль, обобщает социокультурный опыт. В связи с этим одни философы склонны к раннефилосовской позиции - философия включает в себя все (догматизм), другие отрицают ее роль как науки исчерпывающей себя окончательно, третьи ведут спор о природе философского знания, о предмете, о соотношении философии с политикой, другими науками и творческой деятельностью людей. Философия дает общий познавательный смысл и этот мыслительный акт окрашивает знание человека духовностью. Философия осмысливает фундаментальные открытия и не вмешивается в частные науки, поэтому она является мировоззрением.Вывод: Философия - это наука о максимально универсальном, всеобщем, всеохватывающем, основательном, фундаментальном и сущем, существенном. В рассуждениях на абстрактном уровне обосновываем мысли. Единого толкования, определения нет.

Возникновение философии

Философия Древней Индии В 4 веке до н. э. в 3 частях мира Китае, Индии, Греции одновременно возникла философия, что свидетельствовало о переходе от мифологического мировоззрения к мировоззрению, опирающемуся на знания приобретенные в интеллектуальном поиске. Несмотря на разные подходы к миропониманию, имеются общие предпосылки возникновения и развития философии. В Индии по сравнению с другими странами философская мысль развивалась более самостоятельно. Древнеиндийская философия неразрывно связана с религией, все философские системы здесь выступают, во-первых, как органический элемент религиозных учений, и во-вторых, как учение критикующее религию. Одним из первых источников информации о развитии Древней Индии являлась ведичная литература, источники которой накапливались в течение 9 столетий. Отношение к ведам определило их классификацию, выделяют:-ортодоксальные– брахманские, которые сформулированы на тексте вед Ниманса и Веданта и образованы на независимом опыте и размышлениях и шраманские – Санкъя, Йога и Вайшешика - неортодоксальные – отвергали авторитет Вед (Чарвака, Джайнизм, Буддизм). Согласно воззрениям вед мир представлял собой огромную вселенную, которой много млн. лет. Согласно философскому воззрению главным в ведах считался закон воздаяния (карма) - сумма совершенных всяким живым существом поступков, в узком смысле влияние поступков на характер настоящего и последующего существования человека. Веды существовали до начала мира, возникли из дыхания брахмана. Бог признается как творец, который развивает учение о Брахмане. Брахман – безликое, абсолютное начало мира, высшая объективная реальность, вне которой нет ничего. Брахманом созданы все миры, сам он не имеет ни времени, ни пространства, ни причинно-следственных отношений.Учения Ниманса– первоначальная система правил, помогающая понимать Веды, первый текст – трактат Джаймини. Согласно учению высший авторитет – сверхчувственная универсальная субстанция, которая существует вечно и является абсолютной. Санкхъя – (число, перечисление), строится как аналитическое перечисление элементов космоса в их становлении от исходных принципов до всего многообразия мира объектов. Йога – (соединение, участие, созерцание), упоминается в Ведах. Главное содержание – разработка космического пути через тренировку тела и духа. Йога означает прекращение зависимости чистого духа от деятельности чувств, духа, ума, тела. Локаята – в основе скептическое отношения к догмам Брахма и догматам религии вообще. Существенной они считают то, что воспринимается органами чувств, отрицают и Бога, и душу, и ад, и рай. Чарвака – Цель жизни – забота о благополучном существовании. Вайшешика (от санскр, вишеша - особенный, отличный). Вайшешика придерживается атомистической точки зрения. Ньяя– правило, рассуждение. В центре методыправильного познания, чувственное, сверхчувственное восприятие, вывод, сравнение, доказательство. Джайнизм – Вардхамана, согласно ему сущность личности человека двояка: материальна и духовна. Связующим звеном является карма – тонкая материя, дающая возможность соединиться душе с грубой материей. Т.о. философия Древней Индии характеризуется умозрительностью, слабой связью с наукой и сосредоточена на специфически понимаемой проблеме значения.Древнекитайская философия Если в Индии философские школы формировались и были связаны с ведизмом, то в Китае с конфуцианством и его ортодоксией. Наиболее влиятельными и соперничествующими с ними были легизм, даоцизм, моизм. Древнекитайскую философию характеризуют следующие особенности:1. Принцип рассмотрения мира "природа – человек – его общество",воспринимающий как единый универсум все элементы, которые взаимосвязаны и находятся в динамическом равновесии.2. Китайская философия практична и ориентирована на поддержание той реальности, которая существует, поэтому она менее обращается к сверхъестественному и базируется на достижениях идеальных этических, социальных, политических систем, и во всех философских учениях рассматривает проблемы управления государством и способы самоусовершенствования человека.3. Использование в речи образно-символических знаков иероглифов выработало эстетическое философское отношение к тексту. Это отношение отмечено на выражении содержания сущности мира, человека и др.4. В связи с отсутствием понятийного аппарата древнекитайская философия наполнена абстрактной спекуляцией натурального и мировоззренческого порядка, поэтому она слабо связана с наукой и не имеет логики.5. Древнекитайская философия внутренне необычайно стабильна и подчеркивает исключительность китайского способа мышления. Эта тенденция наблюдается и сегодня. Китайская философия относится к другим с чувством превосходства, особенности национального умозрения и нетерпима ко всем другим.Конфуцианство – Первый китайский философ. Исходит из концепции Неба и небесного веления. Небо – часть природы и высшего духа, определяет и природу и человека. Человек наделенный Небом владеет и этическими качествами, поступает в согласии с ними и моральным законом Дао. Цель совершенствования личности достижение уровня Благородного мужа, соблюдения им этикета доброго и справедливого по отношению к народу, почтительного к старшим и высшим. В основе субординации Конфуция лежит принцип справедливости и исправности, т.е. человек должен поступать так, как велит его положение и порядок. Этот этичный принцип положен в основу политических отношений. Главный принцип эффективного управления государства – сила примера и убеждения. После смерти Конфуция учение распалось на 8 школ, но важнейшее значение имеют две: идеалистическая (Менц-дзи) и материалистическая (Син-дзы). Согласно учению Менц-дзы жизнь подчинена закону неба, которую исполняет мудрый правитель сын Неба. Человек от природы добр, ему присущи 4 качества: сострадание, стыд, скромность, умение отличать истину от лжи. Впервые в учении Менц-дзы вопрос о соответствии идеального Синь – сердце, душа, разум или Чджи – воля и материя Ци, как два начала природы чел-ка, но приоритет Чджи (воля). Син-дзы – философия, исходит из концепции Ци – первоматерии, которая обладает двумя формами Инь и Янь. Мир существует и развивается в согласии с естественными, познаваемыми законами. Небо активный естественный элемент мира не управляет человеком, а может быть подчинено людям и использовано в их интересах. От человека как части природы зависит счастье и несчастье, богатство и нищета. Главный способ управления страной считается справедливость, любовь к народу, почитание ритуалов и ученых. Даосизм– Лао-дзы в отличие от других школ на первый план выходят проблемы антологии. Дао как естественный путь возникновения, развития и исчезновения всех вещей и их материальное начало. Дао бесконечен, его нельзя охватить ни умом, ни чувством, предшествует Богу, диктует законы Небу, Небо – Земле, Земля – Человеку. Дэ – неопределенный вторичный принцип, благодаря которому, Дао проявляется в мире вещей, наполняет их энергией. Этические идеалы даосизма в концепции у-вэй, согласно которой считается правильным выступать против законников и конфуцианства, т.е. подчиняться естественному процессу. Цель поведения у-вэй уподобиться Дао, все суета, вселенная приводится в порядок, если дать свободу её прирожденным качествам. Лучший правитель тот, который ни во что не вмешивается. Общественный идеал – патриархальная непросвещенная жизнь, так как многознающим народом трудно управлять. Моизм– Мо Дзы утверждает, что четко построенная военизированная организация, неукоснительно выполняющая приказы главы будет процветать. Основная идея философии – просвещенная любовь, отвлеченная в отличии от конфуцианства, абстрактная и, в связи в этим трактуемая как любовь в родственникам. Отсутствие всеобщей любви – причина беспорядка. Мо Дзы отрицал отдельные войны. Высшая ценность народ, который правитель должен любить. Признается существование духовного и провидения, которое наказывает зло и вознаграждает добро, а так же воли Неба, которая определяет поведение людей. Мо Дзы ввел свое в религиозное учение Китая. Легизм – школа законников. В развитии философии принимал участие Гуаньчжинь Ханфей. Возникло как противоречие конфуцианству, хотя с ним они сходились на идее построения мощного управляемого государства, но расходились на методах его построения и философского обоснования жизни. На первое место они ставили законы и доказали, что молитвы не совместимы с моралью. Правитель должен знать психологию и воздействовать с помощью наград и наказаний. Источник – развитие земледелия и создания сильной армии. Создали концепцию деспотичного государства, в котором все равны перед законом, кроме правителей. Учение лежит в основе императивно-бюрократической системы Китая.Античная философия- I период VII-V в.в. до н. э. – досократовский период; этот период Милетской школы, научной концепции Гераклита, Элейской школы, Пифагорейского союза, Эмпедокла, Анаксагора и древнегреческих атомистов Левкиппа и Демокрита;- II период II половина V и конец IV в. до н. э.- этот период вошел в историю, как классический период. Он связан с творчеством Сократа, Платона, Аристотеля; - III период - конец IV - до II в. до н.э. – Элинистический период, связан с именем Эпикура, стоиков и скептиков. Особенности этого периода в том, что философы перешли от количественных проблем к этике, скептицизму и стоицизму. - IV период –VII в. н.э. – Римские философы: Платон, Ямбглих, Прок, эпикуреизм. В древнегреческой философии очень четко просматривалась атериалистическая и идеалистическая философия, получившие название линия Демокрита и Платона. Оба направления указывали на противоречивое отношение к осознанию мира, его качеств. В этот период зарождается диалектика.

Атомизм

Не порвав до конца с мифологией, греческие мыслители отводили богам второстепенное место и пытались объяснить мир из него самого. Иными словами, они положили начало развитию теоретических и рациональных взглядов и представлений. Наиболее яркими представителями материализма в то время были такие философы, как Левкипп, Демокрит (род. около 470 г. до н. э.), Эпикур (341-270 гг. до н.э.), Тит Лукреций Кар (99-95 гг. до н.э.) и др. Особенно большое значение имело развитие Левкиппом и Демокритом атомистической теории. Левкипп заложил основы древнегреческой атомистики, а Демокрит развил целую систему атомистического материализма.

Атомисты занялись анализом теории элеатов и отвергли мысль о том, что апории беспредельно делимы. Они предположили, что вещество,пространство, время в принципе нельзя делить бесконечно, т.к. в основе ихнаходятся неделимые атомы. Движение, по их мнению - преодолениеопределенного расстояния, состоящего из определенного числа замеров. Время состоит из определенного числа своих квантов. Атомисты делают вывод атомы неизменны, неделимы и однородны. Т.о. они пытались проблему изменения привести к неизменному атому. Наиболее яркой фигурой среди атомистов являлся Демокрит. По его мнению, все в природе состоит из атомов и пустоты. Атомы различаются формой, расположением, весом, движутся в разных направлениях. Первичные группировки атомов сосредоточены в земле, воде, воздухе и в огне. Сочетание атомов образует мир, а коль этих сочетаний множество, то и миров бесконечное множество. Человек по утверждению Демокрита состоит из одних атомов, душа его из других атомов. Т.о. Демокрит преодолел противоположность материи и духа. Установил единую, универсальную природу материи и духа. Отсюда берет начало материалистическое направление в философии как доктрина.

Атомистическая теория строения материи явилась величайшим достижением научной мысли древнего мира и одним из показателей мощи теоретического мышления. Конечно, представления древних философов об атоме как неделимой и простой материальной частице носили наивный характер, но для того времени это была гениальная догадка о строении материи, которая была экспериментально подтверждена лишь через два с лишним тысячелетия.

Философия Платона

Она исследует второе направление – идеалистическое. Согласно его концепции чувственное восприятие соответствует эмпирическому познанию мира, а умопостигаемый мир – это мир идей. Мир идей противостоит миру бытия, это противостояние не миру чувственных вещей, а миру небытия, мнимому миру, который неопределенен, изменчив. Способом чувственного восприятия является вера. Интеллектуальное знание основано на мышлении и рассудке, познание мнимых вещей равно познанию мнимого мира. Истинное познание – есть познание мнимого мира вещей разумной душой и представляет собой напоминание видимого в потустороннем мире. Платон, развивая учение о сущности мира, изучает отношения в обществе и государстве. В социально-политической жизни он выражал интересы господствующего класса. Крестьяне и ремесленники должны быть умеренны, стражи образованы и спокойны, философы должны преумножать богатство. Государство представляет собой большую семью, и т.о. необходимо победить местоимение «моё». Заменить частную собственность общественной

Аристотель

На формирование философии Аристотеля оказало влияние учение Платона «Об идеях». Аристотель занял критическую позицию по отношению к Платону. Аристотель был первым, кто исследовал все работы предшествующих ученых – 150 работ. Экзотерические– составлены в форме диалога и представлены для всех вне школы. Эндотерические – все сочинения представлены для пользования учеников, но не для широкой публики. Хорошо сохранились произведения, которые использовались для мировоззренческих диспутов, которые предназначались для учениковАристотеля:1) философские проблемы метафизики;2) этические вопросы - экомахова этика;3) психологические – «О душе»4) социально – политические. Аристотель сформулировал где существует частное и общее. Общее существует в любом месте и в любое время, определяясь в единичное,через которое оно создается. Общее постигается умом. Для объяснения, что оно существует, Аристотель признавал 4 причины сущности бытия: 1) всякая вещь такова, какова она есть (формальная причина); 2) материя и подлежащее, то из чего возникает материальная причина, движущая целевая причина, то ради чего что-нибудь существует. Аристотель в материи видел пассивное начало, активное начало – это суть бытия, форма, которой приписывается вечность и неизменчивость. Источник всякого движения неподвижен, движущее начало – бог, но не подвижна – высшая его цель развивающаяся по его законам. Учение о сути бытия – есть учение объективного идеализма. Форма присуща самому веществу, но есть вид, который любой форме придает определенное значение и т.о. он рассматривал предмет чувственного мира и как материю и как идею. Цель науки он видел: 1) в полном определении предмета, достигаемым только путем соединения, дедукции и индукции; 2) знания об отдельных свойствах должны приобретаться из опыта; 3) сущность должна быть доказана с помощью умозаключения через категориальный силлогизм. Так же как и Платон, Аристотель большое внимание уделял социальным отношениям. Его социальные взгляды разрабатывались с приоритетом человека перед обществом и государством. Человека Платон называл политическим животным. Социальность он связывал с семьей, т.к. происхождение и развитие государства «природно»; от семьи – общение, а от общения государство. Аристотель говорит: «гражданами могут быть только свободные люди, воины, философы, а ремесленники, торговцы неполноправные граждане, ибо их жизнь убивает. Неприемлимым он считал тиранию и демократию. Государство, по его мнению, существует для того, чтобы предотвратить чрезмерное накопление гражданами имущества, удержания рабов в повиновении. Рабство природное явление. Аристотель описал в своей политике государства – город Др. Греции.

Философия Древнего Рима

Представители школы элеатов (из г. Элея в Юж. Италии; V—IV вв. до н. э.) доказывали, что мир един и неподвижен, предмет мысли и мысль о предмете — одно и то же (признавалось тождество, или равенство бытия и мышления). Получалось, что движение присуще види­мому миру иллюзий, а истинно сущее бытие неподвиж­но. Элеаты Парменид, и особенно Зенон, доказывали в апориях (безвыходных, трудноразрешимых проблемах), что движения нет.

Средневековая философия

Богословы поместили в центр новой картины мира бога и человека как творение его. Если для античного мировоззрения был характерен космоцентризм, то для средневекового –теоцентризм.

Для средневековой философии характерен новый подход к пониманию природы и человека. Согласно христианскому догмату, бог сотворил мир из ничего, с отворил актом своей воли, благодаря своему всемогуществу. Божественное всемогущество продолжает сохранять, поддерживать бытие мира. Такое мировоззрение носит название креационизма (от лат. сreаtio - сотворение).

Средневековая философия прошла три этапа развития. На первом этапе основным направлением средневековой философии выступала апологетика (св. Тертуллиан, Ориген и др.). Основной задачей апологетики выступало обоснование возможности построения целостного мировоззрения, основываясь на тексте Святого Писания.

Второй этап развития средневековой философии составила патристика (писания «отцов церкви»). В их число включались Августин Аврелий, Василий Великий, Иоанн Златоуст и некоторые другие. Перед ними стояла задача обоснования христианской догматики, общественного порядка и роли церкви в обществе. Однако наиболее значительное направление в философском отношении составила схоластика (от shoal – школа, досуг, свободное время), школьная философия, развиваемая в средневековых университетах.

Спор между схоластами шел о том, что представляют собой общие понятия («универсалии»). Так называемые реалисты утверждали, что общие понятия существуют реально, до вещей, что они существуют объективно, независимо от сознания в разуме бога. Против реалистов выступали номиналисты, которые учили, что общие понятия – это всего лишь имена вещей, и что они, таким образом, существуют «после вещей» и не обладают самостоятельным существованием.

Эпоха Просвещения

В этот период внимание мыслителей привлекают такие, начавшие ранее формироваться, основные ори­ентации или архетипы, как эмпиризм и рационализм.

В эмпиризме (греч. — опыт) чувственные восприятия опыта признаются единственными и доста­точно надежными результатами достоверного знания, которые рациональное (понятийно-логическое, теоре­тическое) мышление может упорядочивать, перераба­тывать, не добавляя ничего нового, В рационализме абсолютизируется понятийно-логическое (дискурсив­ное) мышление, способное открывать сущностные, за­кономерные связи предметов, для знания которых эм­пирические данные опыта не считаются сколько-нибудь значимыми.

Эмпиризм разрабатывался в трудах английскихмыслителей Ф. Бэкона, Т. Гоббса и Дж. Локка.

Ф. Бэкон был деистом— непоследовательным материалистом, признававшим, что мир и его законы созданы Богом, который в дальнейшем в изменения мира не вмешивается. Ф. Бэкон критиковал схоластику. Он считал, что в познании надо исключить искажающие истину призраки (или идолы), как некоторые стереотипы восприятия и оценки явлений.

В работах Т. Гоббса ориентация на эмпирическое выражена с позиций последовательного материализма. Дж. Локк обращал внимание на роль чувств (на латинском — sensus) — ощущений, восприятий — в эмпирическом познании. Он считал, что нет ничего взнании (в разуме, в мышлении), чего прежде не было бы в чувствах.Такую позицию называют сенсуализмом. Представители эмпиризма интересовались также вопросами общественной (социальной) жизни.

Т. Гоббс учил о естественном состоянии первобытных людей как «войне всех против всех». Со временем многие люди пришли к выводу о необходимости часть своих суве­ренных прав передать некоему третьему лицу, которое будет следить за тем, чтобы люди взаимно не истребили друг друга: Таким третьим «лицом» стало государство, или, по Гоббсу, могущественный Левиафан (сказочное, упомянутое в Библии, чудовище), обеспечивающее мирную жизнь граждан.

Дж. Локк разделял взгляд на юридическое равенство как равенство возможностей разных личностей. Он считал, что личность от рожде­ния обладает тремя основными правами: на жизнь, сво­боду и на собственность. Эта тройственная правовая формула Локка вошла в конституции ряда буржуазных государств.

Яркими представителями рационализма Нового времени были: французский философ, математик и физик Р. Декарт,голландский мыслитель Б. Спиноза, немецкий философ, математик и инженер Г. Лейбниц.

Декарт признавал одновременное существование двух независимых друг от друга субстанций: 1) материальной с основным свойством (атрибутом) — протяжением 2) нематериальной субстанции, атрибут которой мышление. Такую позицию называют дуализмом. Как ученый-физик Декарт был материалистом, а как философ оказывался идеалистом.

Б. Спинозакак пантеист считал, что бог повсю­ду, он равен природе, а природа есть причина самой се­бя. В «Богословско-политическом трактате» Спиноза провел лингвистический (языковый) анализ ряда тек­стов Ветхого Завета и впервые показал, что отдельные книги, главы, или разделы ветхозаветной Библии напи­саны не теми авторами, именем которых книги названы. За свои свободолюбивые настроения Спиноза был от­лучен от церкви и изгнан из иудейской общины Ам­стердама.

Г. Лейбницв «Монадологии» развил учение о не­материальных единицах бытия — монадах, своего рода «духовных атомах». Монады являются основой вещей. Монады активны и автономны, не имеют «окон и две­рей» для получения и передачи сведений о своем со­стоянии. Тем не менее, они вступают в упорядоченные соотношения, определяемые божественной «предуста­новленной гармонией». Сложные предметы образуются благодаря взаимодействию простых монад. Между мо­надами и образуемыми ими предметами возникают от­ношения иерархии (подчиненности), которым соответ­ствует «лестница существ». На ее вершине находится высшая монада — Бог. В «Теодицее» (Богооправдании) Лейбниц доказывал, что мы живем в лучшем из миров. Положение это неоднократно подвергалось сомнению и ироничной критике (в частности Вольтером в его «Философских повестях»).

Идеи Просвещения нашли выражение в творче­стве французских мыслителей, деистов Вольтера (Франсуа Мари Аруэ) и Ж.Ж. Руссо.

Великий вольно­думец и насмешник Вольтер выступал против сослов­ного неравенства, остро критиковал монархию, цер­ковь, клерикализм (от лат. clericalis — церковный) как ориентацию на усиление влияния церкви и духовенства.

Деист Ж.Ж. Руссо, как и Вольтер, был идеологическим предтечей Великой французской революции, Руссо выступал за равную частную собственность всех граждан (эгалитаризм), высказал диалектические идеи о переходе от одних фаз исторического развития к другим, противоречивости общественного развития.

Философия Беркли и Юма

В отличие от материалистического сенсуализма (Локка, Дидро, Ломоносова), ориентацию на эмпирическое познание проявляли и идеалисты, английские мыс­лители Д. Беркли и Д.Юм. Их философские воззрения относятся к линии субъективного идеализма.Взгляды Беркли и Юма на роль ощущений в познании можно обозначить как идеалистический сенсуализм. Позицию Д.Беркли передает высказывание «Существовать, значит быть воспринимаемым (воспринятым)». По Беркли ощущения (которые он называл идеями) явля­ются исходными элементами, из которых человек кон­струирует, «собирает» в своих представлениях предметы. Так, яблоко у Беркли — совокупность ощущений(идей) круглого, кисло-сладкого и т. д. Чтобы избежать обвинения в солипсизме, Беркли утверждал, что источником идей-ощущений является Бог. Желая опровергнуть материализм и атеизм, Д. Беркли использовал доводы крайнего номинализма. Он утверждал, что материя как таковая не существует, поскольку она не представлена в виде конкретного предмета, т.е. ее нельзя представить как некоторый отдельный предмет.

Д.Юм высказал сомнение в существовании предметов. Верно подметив, что не всякое «после этого» означает по «причине этого», Д. Юм пришел к отрицанию причинности. Это — позиция скептицизма(от греч. — рассмотрение; сомнение, критическое отношение к чему-либо; здесь, у Юма, — сомнение в достоверности, истинности знаний). Последовательный скептицизм перерастал

Наши рекомендации