Основатель Даосизма – Лао-цзы
«ДАО» - основа мировоззрения даосской школы
ДАО – всеобъемлющее мировоззр. понятие, первоначало, первооснова, завершение всего сущего в поднебесной и во всем мире; всеобщий закон мироздания
Все сущее находит в Дао свой источник и окончательное завершение
Дао – основа вещей, и сущность, их вечное начала
Нередко о доа говорится как о живом существе.
Дао наделено противоречивыми свойствами, Дао – тождество противоположностей
Безымянное Дао – нет формы, бессменно, беззвучно, туманно, невидимо, пусто
Дао, обладающее именем – нечто состоящее из мельчайших частиц (ци), содержащее в себе образы – вещи; бесконечное, неисчерпаемое, непобедимое, всемогущее.
Оба Дао внутренне связаны, переходят друг в друга
Есть основание отождествлять небытие с безымянным Дао, а бытие – с дао имеющим имя.
ДАОССКАЯ КАРТИНА МИРА
Небытие первично – это Дао, не имеющее имени. О небытии можно говорить только отрицательно.
Небытие порождает бытие.
Бытие – Дао, имеющее имя, физическим аналогом которого является небо и земля. вещи непрочны, тк имеют своей субстанцией глубочайшее небытие, они постоянно уходят в небытие, обретая покой.
Только ничто вечно!
На уровне вещей Дао сопровождается дэ. Ни одна вещь невозможна без того или иного отношения к Дао и дэ.
Гармония вещей состоит в том, что они заключают в себе противоположность и что они переходят в себе противоположное благодаря максимальному возрастания одной из противоположностей. – речь идет не о бесчувственных вещах, а о человеческом мире.
«твердое и крепкое – это то, что погибает,
Нежное и слабое – то, что начинает жить».
«покой есть главное в движении»
Двум Дао соответствуют два вида знания.
Безымянное Дао – особое знание с мистикой; состоит в молчании; доступно это знание не всем, а лишь совершенномудрым.
Дао в конечной форме – мир вещей, опирающийся непосредственно на Дао, имеющий имя.
Оба вида знания связаны.
ЭТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ ДАОСОВ
Это человек высшего Дао и дэ
Даосы отвергали ценности конфуцианства – человеколюбие, мудрость, сыновнюю почтительность, отцовскую любовь.
«человек с высшим дэ не стремится делать добрые дела, поэтому он добродетелен».
Он подобен Дао, не имеющему имени. Его главное качество – победоносное недеяние, он «не борется, но умеет побеждать».
УПРАВЛЕНИЕ
Совершенномудрый правитель предоставляет всему идти своим естественным путем – путем Дао. Он ни во что не вмешивается, не мешает Дао. «… лучший правитель лишь тот, о котором народ знает лишь то, что он существует»
Настоящий правитель впереди всех, который что подражает Дао ставит себя ниже других
СОЦИАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ ДАОСОВ
Даосы делали в древности народ невежественным, тк «трудно управлять народом, когда у него много знаний». Необходимо вернуться к первобытному времени.
В «Дао де цзыне» рисуется картина мира, патриархального общество, в котором «небесное Дао» отнимает награбленное и возвращает его бедным. Народ не подавлялся.
Государства должны стать небольшими и малочисленными., люди должны перестать переходить с места на место. Пользоваться людьми. Никто не должен посещать другие государства.
Даосы – сторонники мира.
Путь Дао – путь мира.
Совершенномудрый правитель уступчив к соседям. Он не начинает войну первым.
Небо вторично по отношению к Дао.
Земля вторична по отношению к небу.
Человек вторичен по отношению к земле.
КОНФУЦИАНСТВО
Чел как социальное существо. Важен выбор своего пути. «ЖЭНЬ» - один из наиболее употребительных качеств.
Люди нужны друг другу. Чтобы достичь взаимности, нужно следовать ритуалу:
А)сыновья почтительность
(выровнять разницу временную, но всегда должно оставаться так, потому что каждым возрастом нужно наслаждаться)
Б) имен
(нужно быть почтительным в словах, но быстрым в делах, аккуратно относиться к произносимому. Имена соответствуют значению)
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Общая характеристика периодизации
Натурфилософский период
Софисты и Сократ
Античная фил – 6в до нэ- 6в нэ
Г нэ закрыта последняя школы античной философии
ОБЩИЕ ЧЕРТЫ
Античная фил – космоцентрична
Диалектика идеи и мате5рии разработанная в виде чувств материального космоса, создаваясь сверхъестественным первоединством
В основе – принцип согласно кот космос представляет собой единство => космос –гармония взаимосвязь существующих вещей.