Проблема души и человека в философии Аристотеля.

Носителем сознания, по Аристотелю, является душа. Философ выделяет три уровня души: растительная душа; животная душа, разумная душа. Являясь носителем сознания, душа также ведает функциями организма.
Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения. Этими же функциями (питание, рост, размножение) ведает и животная душа, однако благодаря ей организм дополняется функциями ощущения и желания. И только разумная (человеческая) душа, охватывая все вышеперечисленные функции, ведает еще и функциями рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира.
Аристотель материалистически подходит к проблеме человека. Он считает, что человек: по биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных; отличается от животных наличием мышления и разума; имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными (то есть жить в коллективе).
Именно последнее качество – потребность жить в коллективе – приводит к возникновению общества – большого коллектива людей, занимающегося производством материальных благ и их распределением, проживающего на одной территории и объединенного языком, родственными и культурными связями.

Регулирующим механизмом общества (защита от врагов, поддержание внутреннего порядка, содействие экономике и т.д.) является государство.

Классификация Аристотеля форм государства.Аристотель выделяет шесть типов государства:

монархия; тирания, аристократия, крайняя олигархия, охлократия(власть толпы, крайняя демократия);полития(смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).

Подобно Платону Аристотель разделяет «дурные» формы государства (тирания, крайняя олигархия и охлократия) и «хорошие» (монархия, аристократия и полития).

Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития – совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство «среднего класса» (идеал Аристотеля).

Историческое значение философии Аристотеляв том, что он:

внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о «чистых идеях»;дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека;выделил 10 философских категорий;дал определение бытия через категории;определил сущность материи;выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа – политии;внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода – от частного к общему, обосновал систему силлогизмов – вывода из двух и более посылок заключения).

БИЛЕТ 13 (Общая характеристика и периодизация средневековой философии)
1 этап: Патристика (IV – VIII вв.) –это система теолого-философ.взглядов «отцов церкви», обосновывавших и разрабатывавших идеи христианства. В истории патристики выделяют несколько этапов:

а) Апологетика (2-3 в.) - "защита". Представитель – Ориген («О Началах»). Главная цель: защита зарождающегося христианства от других религиозных течений. Центральная проблема - бог и его троичность. Бог - разум, бытие и благо. Бог не познаваем. Сын Бога имеет туже природу, что и отец. В отличие от других творений, которые одномоменты, Бог - отец, творит сына, постоянно. Христос имеет 2 природы: Бог и человек, его душа - посредник между душами людей и Бога. Бог - отец включает в себя весь мир, сын постигает только разумных созданий. Святой дух - только святых.

Концепция творения. Сначала были созданы свободные, разумные и равные между собой существа, одни из них остаются с богом, другие покидают его - ангелы, демоны, люди. Душа предшествует творению тела, она створяется из ничего. Тело следствие греха. И телесное в человеке служит для искупления греха. Мир по Оригену - череда сменяющих друг друга миров. Конец истории этих миров - возвращение к началу, к Богу, путь у каждого свой.

Б) Классическая патристика (4-5 вв.)- Представитель - Августин Блаженный. (билет 15) Формируются основные положения религии и философии христианства. Тертуллиан Квинт (155/165 — после 220) — основатель и один из крупнейших представителей лат. патристики. Получил риторическое и филос. образование; в молодости был противником христианства. Первоначально Тертуллиан занимался апологетикой, написав собственно «Апологетик» («Apologeticus») и «К язычникам» («Ad nationes») в 197 г. и выработал кодекс христианской морали в трактатах «О зрелищах» («De spectaculis»), «Об идолопоклонстве» («De idololatria»), «О женском убранстве» («De cultu feminarum») и «К жене» («Ad uxorem»), наставляя катехуменов в трактатах «О крещении» («De baptismo»), «О молитве» («De oratione») и «О покаянии» («De poenitentia»), объяснив в трактате «Об отводе возражений еретиков» («De praescriptione haereticorum»), почему не следует прислушиваться к их учениям. Тертуллиан исходил из того, что между философией и религией, – “Афинами” и “Иерусалимом” – лежит пропасть. После Христа не нужна никакая любознательность, а после Евангелия не нужно искать никакой мудрости. Тот, кто нашел объект своей веры, не нуждается в нахождении дальнейших истин. Позиция Тертуллиана сводится к тезису: верую, ибо это абсурдно. Эта максима указывает на иррациональность веры, которая должна быть тем сильнее, чем более невероятным кажется то или иное положение Священного Писания.

В) Заключительный этап. Патристика разделилась на западную, где писались труды на латинском яз., и восточную, где произведения создавались на греч.яз.

1. Принятие крестьянской веры - свободный акт воли.

2. Основа мироздания - Бог. Он человекоподобен.

3. Главное отношении в мире - отношение между Богом и человеком. Отношение греха, который состоит в желании познать непознаваемое и запрещенное.

4. Бог создает мир из ничего. Актом собственной воли, в не причины времени. Материальный мир, время и пространство созданы божественным духом и имеют начало и конец.

5. Познание происходит через божественное озарение. Бог - источник всех истин.

6. Человек - тело, душа и дух. Тело вторично, а душе присуще разум, воля и память. Высшее проявление души - воля. Высшим актом воли является вера. Вера выше разума и должна предшествовать познанию. Воля и вера божественный дар.

7. Бог - благо. Все хорошее в мире и человеке, от Бога. Источник зла в мире - человек. Зло рождается, когда человек восстает против Бога. Тогда тело становится выше души и духа.

2 этап: Схоластика (9-15 в.) - от слова "школа". Время, когда философские методы используются для решения религиозных проблем.

1. Ранняя схоластика (9-12 в.) Представитель - Пьер Абеляр.

2. Средняя схоластика (высокая, 13-14 в.) Творчество Фомы Аквинского.

3. Поздняя схоластика (14-15 в.) Представитель - Уильям Оккам.

Что существует реально? Общее или единичное? Существует ли общее самостоятельно или это лишь плот человеческих мыслей, обладает ли общее самостоятельным бытием или существует лишь в единичном? В зависимости от ответа на эти вопросы, философия в эпоху схоластики делится на:

* реализм (общее существует реально, не зависимо от человеческого сознания). – Фома Аквинский

* крайний реализм (общее существует вне единичного).

* умеренный реализм (общее существует, но только в отдельных предметах).

* номинализм (отрицание самостоятельного существования универсалий, общие понятия связаны с разумной деятельностью человека). – Уильям Оккам

* крайний номинализм (общие понятия - просто колебания человеческого голоса).

* концептуализм - попытка примирения реализма и номинализма. – Пьер Абеляр

см. билет 17

Наши рекомендации