БИЛЕТ 7 (Космоцентризм античной философии)
Спецификой древнегреческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Не случайно первых греческих философов - Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, представителей милетской школы (VI век до н.э.), несколько позднее - пифагорейцев, Гераклита, Эмпедокла так и называли - "физиками", от греческого слова physis - природа. Ранние мыслители ищут некоторое первоначало, из которого все произошло. Так родоначальник греческой философии Фалес (640-562), милетская школа, рассматривал все существующее многообразие вещей и явлений природы как проявление единого, вечного начала- воды. То есть все вещи возникают из воды, и, разрушаясь, вновь превращаются в воду. Отвергая полноту существования природного мира, то есть сводя ее к простой субстанции, первооснове, Фалес положил конец взаимной несвязанности бесчисленного множества предметов. Он также считал, что «все полно богов», и что свойством души является движение и притяжение (поэтому у магнита есть душа, ведь он притягивает железо).
Аналогичные воззрения развивали Анаксимен и Анаксимандр. У Анаксимена таким первоначалом и субстратом всех вещей является конкретная стихия – воздух. У Анаксимандра (611-546) – апейрон (неопределенный) – неопределенное, вечное и бесконечное, постоянно находящиеся в движении первоначало. То есть апейрон – ни воздух, ни вода, ни что иное. У Анаксимандра можно найти зародыш геометрического воззрения на вселенную.
Одно из центральных мест в истории античной философии занимает Гераклит Эфесский (540-480). Объясняя сущность и развитие мира как единого целого. Гераклит основой, первоначалом считал огонь. По Гераклиту мир представляет собой упорядоченный Космос. Он вечен и бесконечен. Он не создан ни богами, ни людьми, а всегда был, есть и будет вечноживым огнем, закономерно воспламеняющимся и затухающим. На основе превращений огня строится космология Гераклита. Все предметы и явления природы рождаются из Огня и. Исчезая, вновь превращаются в огонь. Гераклит открыл новую картину мира и явился родоначальником диалектической идеи о противоречиво-парадоксальной природе вещей, о единстве и борьбе противоположностей как источнике бытия всякой вещи и всеобщего становления, движения и изменения.
БИЛЕТ 8 (Платон. Учение об эйдосах) О самом Платоне:
(428/7 – 348/7 до н.э.) – великий древнегреч.философ, основоположник объективного идеализма в европ.философии. Родился в оч.знатной, аристократич.семье, по-видимому в Афинах. Примерно в 20 лет познакомился с Сократом и стал его восторжен.учеником. Смерть Сократа Платон пережил очень тяжело. Покинув Афины, Платон посетил различ.города греч.мира. Особенно большую роль в его научно-филос.развитии сыграли его путешествия в Юж.Италию и Сицилию, где мыслитель завязал научные и дружеские связи с философами пифагорейской школы. Большую часть своей жизни Платон провел в Афинах, где вокруг него собралась значит.группа учеников, образовавших школу, получившую наименование Академии. Написал более 20 трудов.
Сердцевина философии Платона – учение об идеях. Согласно философии Платона, бытие разграничивается на несколько сфер, родов бытия, между кот.имеются довольно сложные отношения: это мир идей (вечный и подлинный); мир материи (весный и самост.); мир вещественных и чувственно воспринимаемых предметов, мир временных явлений. Наконец, сущ. Бог, космич. Разум (Ум- Демиург). Важным свойствои идей (идеального) явл.совершенство («идеальность»); они выступают как образец, как идеал, кот. сущ. сам по себе, но во всей полноте не реализуем в одном каком-то чувственно воспринимаемом явлении. Все множество идей представляет единство. Центр. идеей явл.идея блага (высшего добра), которое «по ту сторону сущности», неизреченно и непознаваемо, но без него никакое бытие невозможно, т.к. чтобы быть, всякая вещь должна быть самой собою, быть чем-то единым и одним. Благо – идеал всех идей, источник красоты, гармонии, соразмерности и истины. Это единство добродетели и счастья, прекрасного и полезного. Все направляется к благой цели. Для человека верховная цель – счастье; она состоит именно в обладании благом, всякая душа стремится к благу и делает все ради блага.
Взаимоотношения мира идей и мира чувств.вещей: 1) подражание (стремление вещей к идеям); 2) причастность (вещи возникают через ее причастность к особой сущ-ти); 3) присутствие (вещи становятся сходным со своими идеями, когда идеи приходят к ним, начинают в них присутствовать). Все вещи – дети идей и материи (*материя = источник множественности, вечности, смертности и рождаемости, зла и несвободы). Решая вопрос о взаимод.трех миров, Платон приходит к представлению о Демиурге («душе мира»). Душа космоса динамич. и творч.сила; она объединяет мир идей и мир вещей, связывает их. Именно она заставляет вещи подражать идеям, а идеи – присутствовать в вещах. Посколько мировая Душа действует через идею, постолько идеи тоже становятся одним из оснований чувств.мира.
БИЛЕТ 9 (Платон. Пир)
О Платоне см. билет 8.
Повествование ведётся от имени Аполлодора.Аполлодор занимается философией,о чём он сам говорит.он любит вести и слушать философские речи,надеясь извлечь из них пользу.Его прозали "бесноватым" за его речи,так как,по словам Главкона,в своих речах Аполлодор всегда нападает на себя и на всех кроме Сократа. Одажды встретив его на улице,его знакомый по имени Главкон просит рассказать про пир у Агафона.Сам Аполлодор слышал этот рассказ от Аристодема,который присутствовал на пире и был одним из самых пылких почитателей Сократа.
Пир был устроен в честь награды за первую трагедию Агафона.Аристодем встретил Сократа,который собирался на этот пир,умывшись и приодевшись,что было для него необычным явлением.Они решили пойти вместе,Сократ всюдорогу предавался своим мыслям и отставал от Аристодема.В резуьтате он пришёл на пир намного позже,придя к середине ужина.
"Хорошо...если бы мудрость имела свойство перетекать,как только мы прикоснёмся друг к другу..."(Сократ Агафону). Эриксимах предложил произнести хвалебную речь Эроту.
Федр:Эрот-древнейший бог,т.к. нигде не говорится о его родителях.Гесиод считает,что сначала возник Хаос,затем Гея,а потом Эрот.Парменид говорит о рождающей силе,которая сотворила Эота первым из богов.Эрот-первоисточник благ.Любовь учит стыдиться постыдного и стремиться к прекрасному.Эрот даёт любящим отвагу в бою и побуждает их на подвиги.Человек готов умереть за любимого(Алкестид умерла за своего мужа,отрицательный пример с Орфеем).
Павсаний:существует 2 Эрота:небесный и пошлый,т.к. 2 Афродиты.Небесная-дочь Урана(Урания),пошлая-дочь Зевса и Дионы(Полигимния).
Эриксимах:Эрот разлит по всей природе.Он живёт в теах любых животных,растений.У здорового телесного начала один Эрот,у больного другой.Эроту подчинены врачебное искусство,гимнастика,земледелие,музыка.Во всех делах нужно принимать о внимание обоих Эротов.Гадание-творец дружбы между богами и людьми.
Аристофан: Эрот-стремление человека к изначальной целостности.Эрот-самый человеколюбивый бог.
Раньше были люди 3х полов:мужского от Солнца,женского от Земли и среднего от Луны(андрогины).У человека было в 2 раза больше всех конечностей.Люди посягали на власть богов,поэтому Зевс разрезал их.Каждя полвина с тех пор стремится к другой половине.
Агафон: совершенства Эрота.Эрот-самый блаженный,красивый,совершенный,молодой,нежный бог.Он гибок и красив.Эрот не обижает ни богов,ни людей,справедлив и рассудителен,а также храбр.Он настолько искусный поэт,что может любого сделать поэтом.Он является наставником богов в искусстве.Предводитель на прзднествах,пирах и жертвоприношениях.
Сократ: цель Эрота-овладевание благом.Вожделение вызывает у человека то,чего ему недостаёт.Эрот-любовь к кому-то или чему-то.Предмет любви-то,в чём у человека есть нужда.
Слова Диотимы,которые передал Сократ:Эрот-что-то среднее между человеком и богом:гений.Эрот-сын Пении Пороса.Он нахоится посередине между красотой и безобразием,между мудростью и невежеством.
Существуют разновидности любви.
Все люди беременны телесно и духовно.Люди рождают,чтобы увековечть себя.