Общая характеристика и основные направления современной западной философии («философия жизни», экзистенциализм, феноменология, герменевтика, неопозитивизм).
"Философия жизни" - философское направление, возникшее преимущественно в Германии в последней трети XIX в. и оказавшее огромное влияние на мировоззрение и философию Европы XX в. Осн.внимание в нём сосредоточено на решении "практических", социально-этических и вообще ценностных проблем. Базовые идеи этого направления были разработаны в трудах Ницше Ф., Дильтея В., Зиммеля Г., Шпенглера О., Бергсона А. Его своеобразным идейно-теоретическим импульсом были работы Шопенгауэра А. Предметом новой философии становится жизнь, действительность как "живой поток", становление, невыразимое в философских категориях, ориентированных на науку, исследующую ставшее. Эстетическое переживание полноты и целостности жизни становится адекватным методом её понимания. Механицизму и редукционизму традиционного рационализма "философия жизни" противопоставляет "органицизм" нового миросозерцания, заменяя категории "бытие", "материя", "разум" категорией "жизнь", допускающей широкий спектр интерпретаций.
Феноменология (греч., буквально – учение о феноменах), вначале одна из философских дисциплин, позднее – идеалистическое философское направление, стремившееся освободить философское сознание от натуралистических установок (резко расчленяющих объект и субъект), достигнуть собственно области философского анализа – рефлексии сознания о своих актах и о данном в них содержании, выявить предельные характеристики, изначальные основы познания, человеческого существования и культуры. Если в классической философии ф. – введение в систему логики и метафизики, то в современной буржуазной философии Ф. выступает как метод анализа чистого сознания и имманентных, априорных структур человеческого существования.
Экзистенциализм- (от позднелат. exsistentia - существование) – или философия существования, направление современной философии, возникшее внач. 20 в. в России. Различают религиозный экзистенциализм (К. Ясперс, Г. Марсель, Н. А. Бердяев, Л. Шестов, М.Бубер) и атеистический (М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю).
Центральное понятие - экзистенция (человеческое существование);
основные модусы (проявления) человеческого существования – забота, страх, решимость,совесть;
человек прозревает экзистенцию как корень своего существа в пограничных ситуациях (борьба, страдание, смерть). Постигая себя как экзистенцию, человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя, своей сущности, накладывающий на него ответственность за все происходящее в мире.
заним-ся вопросами сугубо челов-го бытия (существ-ния). Ч-к помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу, и он живет в чуждом ему мире, его бытие со всех сторон окружено таинств-ми знаками. Жизнь иррациональна, страдание в любой форме преобладает в ней. Под маской «друг для друга» люди действуют друг против друга.
Экз-зм исходит из того, что ч–к живет прежде всего эмоциями: на все окруж-щее он реагирует не только теорет-ки и интеллект-но, но прежде всего эмоционально.
Под существ-ем понимается прежде всего духовное бытие личности, ее сознание. Наиб надежный способ постижения мира – интуиция, «экзистенц озарение». Свобода трактуется в духе полного индетерминизма, т.е. вне всякой закономер-ти и причинной завис-ти. Свобода понимается не как награда, заветная цель, а как тяжелое бремя – чел-к обречен быть свободным. Свобода предполагает независ-ть наст-го от прошлого, а будущ от наст-го. свобода – не свобода деят-ти,а лишь как свобода выбора или отношения субъекта к независимому от него окружению. «Задача ч-ка не в том, чтобы изменить мир, а в том чтобы изменить свое отношение к нему». Выход из кризиса – не в изменении обществ отношений, а в индивид жизни, в ограничении общения узким кругом «духовной аристократии». Экзист-ты настаивают на необх-ти сохранения личностной уник-ти в ее первозданном состоянии. Все содержание, весь смысл жизни ч-к черпает в именно в общ-ве, а не вне его. Отношения чел-ка и мира пронизаны абсурдом. Неизбежное следствие абсурдности чел. существования – скука и мысль о самоубийстве, чел-к должен не уничтожать абсурд, а преодолеть его путем реализации своих возможностей.
Герменевтика- - первоначальный смысл : искусство истолкования, учение об интерпретации текстов. В философии Дильтея: наука о понимании как основе гуманитарного знания. У Хайдеггера и Гадамера: основной принцип существования, состоящий в истоковании основных смыслов бытия.
Направление в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов. С точки зрения герменевтики задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов.
Надо оговориться, что под текстом в герменевтике понимают не только рукописные творения авторов, но и произведения искусства, исторические события и другие объекты, которые «поддаются» пониманию. Процесс понимания рассматривают как движение по так называемому герменевтическому кругу. С одной стороны, текст рассматривают по отношению к эпохе, литературному жанру. С другой стороны, текст является духовной жизнью автора, а сама его духовная жизнь является частью исторической эпохи. Представление текста с этих двух позиций, переход от общего к частному и обратно и есть движение по герменевтическому кругу.
Неопозитивизм, одно из основных направлений буржуазной философии 20 в. Н. возник и развивался как течение, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем, выдвинутых развитием современной науки, — роли знаково-символических средств научного мышления, отношения теоретического аппарата и эмпирического базиса науки, природы и функции математизации и формализации знания и пр. Однако Н. не дал и не мог дать действительного решения этих проблем ввиду несостоятельности своих исходных философских установок. В то же время некоторые представители Н. имеют определённые заслуги в разработке современной формальной логики, семиотики и специальных вопросов методологии науки.