Философско-диалектическая система Г. Гегеля.
Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика Гегеля (1770-1831).
Основная заслуга Гегеля - им были выдвинуты и подробно разработаны:
теория объективного идеализма (стержневым понятием которой является абсолютная идея - Мировой дух);
диалектика как всеобщий философский метод. В философии Гегеля диалектика является одновременно и системой, и методом
Построил свою фил-ю на критике Канта.
Противник и агностицизма и априоризма. Г утверждал, что есть абсолют истина, что она познаваема.
Главная идея онтологии (учения о бытии) Гегеля - отождествление бытия и мышления.
Система является идеалистической: мир представлен в развитии, но это развитие – развитие Абсолютной Идеи (Бога), а материальный (природный) мир есть лишь этап развития Абсолютной Идеи и не способен к саморазвитию. Сущее в своей основе есть, таким образом, мысль: все действительное разумно, а всё разумное – действительно.
Процесс развития обусловлен наличием внутренних противоречий. Он проходит три фазы движения: тезис, его противоположность – антитезис, в итоге происходит снятие противоположностей – синтез. Природа является антитезой бога, она есть внешнее, окаменевшее воплощение духа. Однако в природе постепенно, по мере перехода к более высоким её уровням, дух снова «просыпается», возвращается к самому себе. Этот «возврат» происходит в человеке. Через человека абсолютная идея постигает саму себя. Однако это возможно только на высшей стадии развития человека, а именно на стадии свободной, мыслящей личности, то есть когда человек становится философом.
Человек в онтологии (бытии) Гегеля играет особую роль. Он — носитель абсолютной идеи. Сознание каждого человека — частица Мирового духа. Именно в человеке абстрактный и безличный мировой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность. Таким образом, человек есть "конечный дух" Мирового духа.
Философия (наряду с искусством и религией) является формой абсолютного духа (высшей формой). Гегель выделяет также предшествующие абсолютному духу субъективный (индивидуальное развитие человека) и объективный дух (дух народа).
Историческая заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им впервые было четко сформулировано понятие диалектики.
Диалектика, по Гегелю, — основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл диалектики в том, что:
• все - Мировой дух, "конечный дух" — человек, предметы и явления окружающего мира, процессы - содержит в себе противоположные начала (например, день и ночь, тепло и холод, молодость и старость, богатство и бедность, черное и белое, война и мир и т. д.);
• данные начала (стороны единого бытия и Мирового духа) находятся в противоречии по отношению друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют;
• единство и борьба противоположностей — основа развития и существования всего в мире (то есть основа всеобщего существования и развития).
Законы диалектики:
Единства и борьбы противоположностей. Основной, тк он обнаруживает источник развития, им является борьба противополож-х сторон моментов в люб объекте, явлении. Это взаимод-е и состав-т сущность люб изучаемого объекта, поэтому позн- должно изучать формы этого взаимод-я
Взаимного перехода коллич и качеств измен-й показыв-т мех-м развития: в люб объекте происх-т колич измен-я, и когда они превышают некую меру, то меняется качеств данного предмета, те он станов-ся чем-то иным
Отрицания отрицания показыв-т направл-е люб развития и заключ-ся в том, что люб ступень явл-ся рез-м отрицания предыдущ и с вою оч отрицает последующ, но при это черты предыдущ в тн снятом виде содерж-ся в последующ.То в развитии необх-мо фиксировать не только инновации, но и преемственность
Диалектика является у Гегеля одновременно и методом мышления. Диалектический метод предполагает отказ от абсолютного противопоставления понятий, рассмотрение истины как процесса. Постижение истины – длительный процесс, предполагающий развитие субъекта познания: истина в минимальной степени доступна ребенку, в большей степени – взрослому, в максимальной степени – философу. В принципе, диалектический метод допускает бесконечность познания. Однако идеалистическая система Г. Гегеля является замкнутой. Это противоречие между системой и методом в гегелевской философии осталось непреодолённым.