Общая характеристика немецкой классической философия.
Вторая половина ХVIII – первые десятилетия ХIХ веков в истории Германии отмечены нарастающим подъемом духовной культуры.
(Важн роль в формиров немец класс филос сыграли достижен естествознан и обществ наук: стали развив физика и химия, продвин изуч органич природы, матем-ка)
Немецкая классическая философия – это прежде всего философия И. Канта, Ф. Шеллинга, Г.Гегеля (объективный идеализм) И. Фихте (субъективный идеализм), Л. Фейербаха (материализм).
Немецкая классическая философия разработала несколько общих проблем, что позволяет говорить о ней как о целостном явлении. Она:
• повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание и др.) к исследованию человеческой сущности;
• особое внимание уделила проблеме развития;
• значительно обогатила логико-теоретический аппарат философии;
• взглянула на историю как целостный процесс.
Основоположником немецкой классической философии считается Иммануил Кант.
Кант Фил Канта делят на два периода.
В первый докритический период (до начала 70-х гг.).
дал объяснение возникновению Солнечной системы в силу естественных причин на основе законов Ньютона — из вращающейся туманности разряженных в пространстве частиц материи; (гипотеза Канта-Лапласа)
Вселенная продолжает развиваться, а Земля имеет свою собст историю во времени
Утверждал, что существуют др галактики
Развил идею об относит-ти движ-я и покоя
Критич период -
В книге «Критика чистого разума» отстаивает идею агностицизма. Агностицизм – это концепция, не признающая за человеческим разумом возможность познания сущности вещей Выдвинул гипотезу, согл-но кот причиной трудности при позн-и явл-ся не окруж действ-ть (объект), а субъект познав деятельности – чел, точнее его разум.
Кант демонстрирует ограниченность возможностей чистого разума: он постигает не сущность вещей, а только их явления – не мир «вещей-в-себе», а мир «вещей-для-нас».
И. Кант доказывает, что человеческому разуму не доступна «вещь-в-себе», то есть объективный мир сам по себе, независимый от человеческого восприятия.
Др особенность его филос-и – априоризм (до опыта)
Если мир создается сознание, то что было в начале? Кант исходил из того, что нашему сознанию изначально присущи наиб общие понятия, представляя-я: простр-во, время и причинность, а также реальность, возмож-ть, принадлеж-ть и др всеобщ представлен-я кот он называл категории (всего 12). Они априорны.
Познавая вещь мы ее определяем, выделяем св-ва ч/з представл-я о них. Это механизм приводит к тому, что рассуждая о вещах мы фактич сталкив-ся в них с тем, что перед этим в них вложили.
Кант выделяет схему познавательного процесса, согласно которой:
• внешний мир первоначально осуществляет воздействие на органы чувств человека;
• органы чувств человека принимают образы внешнего мира в виде ощущений;
• человеческое сознание приводит полученные органами чувств разрозненные образы, ощущения в систему, в результате чего в человеческом разуме возникает целостная картина окружающего мира;
• целостная картина окружающего мира, возникающая в разуме на основании ощущений, есть всего лишь видимый разумом и чувствами образ внешнего мира, который не имеет ничего общего с реальным миром;
• реальный мир, образы которого воспринимают разум и чувства, является "вещью в себе" — субстанцией, которая абсолютно не может быть понята разумом;
• человеческий разум может лишь познать образы огромного множества предметов и явлений окружающего мира — "вещей в себе", но не их внутреннюю сущность.
Сущность – это внутр св-во вещи, поэтому созн-е стремится к нему.
Однако помимо чистого разума существует разум практический. Кант имеет в виду человеческую волю, но, будучи сыном эпохи рационализма, называет ее практическим разумом. Деятельность практического разума невозможна без априорных идей: бога, свободы и бессмертия души.
Фихте идет дальше своего учителя Канта:
• отвергает саму идею "вещей в себе" — непознаваемой разумом внешней реальности;
• единственной реальностью провозглашает внутренне, субъективное, человеческое "Я", в котором заключается весь мир (то есть объединяет бытие и мышление путем помещения бытия внутрь мышления, причем субъективного, перенесения субъекта в объект);
• считает, что жизнь окружающего мира происходит только внутри субъективного "Я";
• вне мышления, вне "Я" самостоятельной окружающей действительности нет;
Главная цель философии Шеллинга — понять и объяснить "абсолютное", то есть первоначало бытия и мышления.
природа есть "абсолютное" — первопричина и первоначало всего, охватывающее все остальное;
природа есть единство субъективного и объективного, вечный разум;
материя и дух едины и являются свойствами природы, различными состояниями абсолютного разума;
природа есть целостный организм, обладающий одушевленностью (едины живая и неживая природа, материя, поле, электричество, свет);
Фейрбах. Был единств материалистом в рамках нкф. Он критик-д идеалистич подход, отчуждающ чел-а и его созн-е от природы. Он понимал чел-а как единство духо и матер при первич-ти послед-го, поэтому его учение назыв-т «антропологич матер-м».