Основные проблемы философии средних веков
* Защита и обоснование религиозной догматики. * Проблема бытия Бога. * Соотношение разума и веры. * Отношения между Богом и миром. * Проблема теодицеи. * Природа универсалий.
* Свобода человеческой воли и предопределение.
Периодизация средневекой философии
* Зарождение средневековой философии - 2-5 вв.
* Период патристики - 3 - 8 вв.
* Период схоластики - 8 - 14 вв.
* Период заката - 15 - 16 вв.
Период зарождения средневековой философии
Для этого периода характерно, что философские учения поздней античности постепенно сакрализуются: философия теологизируется, а религия начинает серьезно интересоваться философией. Период зарождения средневековой философии приходится на позднюю античность, которая уже отошла от основной интуиции античности - интуиции космоса - и обратилась к религиозной проблематике. Это относится прежде всего к мистицизму Плотина, теософическому иератизму Ямвлиха и учению Прокла.
Социальный и культурный контекст формирования средневековой философии
* Становление христианства, его распространение, формирование догматики христианства.
* Развитие христианской Церкви и догмы, защита христианства от язычества.
* Формирование основных догм: теологической догмы (учения о Троице); христологической догмы (учения о 2-х природах Христа); антропологической догмы (учения о природе человека и мира).
* Основные представители философии этого периода: Ютиниан Мученик, Татиан, Тертулиан, Климент Александрийский. Их еще называют апологетами - защитниками центрального тезиса христианской догматики - тезиса о троичности Бога.
Период патристики
Патристика- это классический период в средневековой философии, включающий в себя совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей, названных "отцами Церкви". Здесь происходит становление системы христианской теологии на основе религиозных убеждений и в связи с распространением философии.
"Отцы Церкви", с одной стороны, критиковали философию как попытку "притязать на мудрость" в то время как единственно мудрым может быть только Бог, но, с другой стороны, они не могли обойтись без философии. Поэтому у них намечается примирительная линия по отношению к античной философии, прежде всего к Аристотелю и мыслителям эллинистической эпохи.
Основные черты философской патристики
* От поздней античности средневековую философию отделяют две принципиальные идеи: Творения и Откровения.
* Онтология патристики зиждется на идее Бога как абсолютного бытия.
* В рамках патристики выделяют два толкования бытия Бога: в катафатической и в апофатической теологии.
* Катафатическая теология описывает Бога как сосредоточие блага, справедливости и всемогущества.
* Апофатическая теология считает, что Бог как Абсолют не имеет атрибутов и не поддается определениям, ибо находится за пределами бытия и качественности
Августин Аврелий (Построил оригинальную онтологию, в центре внимания которой стоит учение о Боге как принципе бытия. Цель человеческого ума - "Богопознание" и "самопознание". Августину принадлежит первая в истории мысли "Исповедь", в которой исследуется развитие человеческой личности.)
Василий Великий (Был сторонником "неоплатонизма". Отстаивал принцип буквального толкования Библии и использовал для подкрепления её истин авторитеты Платона, Аристотеля и стоиков. Разработал концепцию сущего, разделив его на сотворенное и несотворенное.)
Григорий Нисский, Ориген
Схоластический период в философии средних веков
Этот период характеризуется принципиальным подчинением философии богословию, соединением догматики христианства и элементов светской философии, преимущественно - аристотелизма. Особенно ярко выражен интерес к формальной логике. Активно разрабатывается проблема универсалий, ставится и решается вопрос об отношениях между разумом и верой. Философская деятельность протекает по преимуществу в монастырских школах, отсюда и название - "схоластика" (от лат. scholastikos - ученый, школьный).
Периодизация схоластической философии
* Начальный период - 12 век * Расцвет схоластики - 13 век. * Период упадка схоластики - 14 век.
Главные проблемы
Проблема универсалий. Её возникновение и развитие служит снованием для периодизации внутри схоластики.
Учение о "двух истинах" - божественной, содержащейся в священных текстах, и человеческой, которую дают философские размышления.
Законы и правила логики, используемые в богословской догматике для обоснования истинности священного Писания.
Соотношения сущности и существования.
Проблема теодицеи - оправдания Бога в виду господства в мире зла.
Начальный период схоластики
Схоластическая философия переняла от патристики ряд неразрешенных проблем, имеющих принципиальное значение для средневековой мысли. Прежде всего, это проблема "двух истин", которая решалась "Отцами Церкви" однозначно в пользу "истин веры". Центральное же место в схоластике занимает вопрос о природе универсалий (общих понятий), аккумулирующий в себе большинство философских проблем.
Вопрос об отношениях Бога и мира решается в рамках теологической догматики. Основные представители: Иоан Скот Эригена, Ансельм Кентерберийский, Росцелин, Пьер Абеляр, философы Шартрской школы.
Период расцвета схоластики
Главное содержание этого периода составляет окончательное оформление учения о "двух истинах". Доминирует аристотелизм в философии. Наиболее известные представители: Альберт Великий и Фома Аквинский.
Центральная фигура схоластической философии, систематизатор религиозной ортодоксии. Основатель философского течения, названного позднее "томизмом". Аквинату принадлежит оригинальное решение проблемы двух истин" - центральной для схоластической философии. Философия и религия различаются методами достижения истины, но предмет у них один и тот же. Не все догматы христианства следует доказывать, но в обязательном обосновании нуждается догмат о бытии Бога. Недоказуемые догматы - такие, как сотворение мира из ничего, первородный грех - Аквинат называет "сверхразумными". В них можно только верить. В теории познания Аквинат пытался доказать, что аристотелевский эмпиризм вполне сочетается с ортодоксальным христианским учением. Человек обладает способностью к "естественному" познанию, под которым понимается чувственное знание. Это низшая способность в иерархии познавательных способностей. Затем идет рассудок, а завершает этот ряд разум. Последний делится на "активный" и "пассивный". Активный разум способствует трансформации чувственных образов в умопостигаемые. Он обладает доопытными принципами, укоренными в него Богом. Активный разум дает возможность познать собственную душу человека и проникнуть в божественное. Истину Аквинат понимает как согласованность между разумом и вещью.
Период упадка схоластики
Для поздней схоластики наиболее характерным признаком является утверждение концепции "двух истин", усиление позиций номинализма, доминирование критического по отношению к христианскому догматизму направления. Ослабевает роль церковной организации в управлении светским обществом. Картина мира из богословской постепенно эволюционирует в сторону естественнонаучной. Наиболее известные представители: Дунс Скот, Роджер Бэкон, Вильгельм Оккам.
13 вопросВозрождение, или Ренесанс— эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — начало XIV— последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века.
Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности, представления о свободном, сильном человеке, который утверждает свою индивидуальность и независимость).
Разносторонние запросы человеческой личности нашли выражение в гуманизме, существующем как в форме мировоззрения, так и соц-полит. движения. Гуманизм эпохи Возрождения признавал ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление способностей.
В поисках идеала большинство представителей гуманистич. культуры обращаются к ценностям античной культуры, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.
Гуманизм и антропоцентризм возрожденческой культуры был неразрывен с антиклерикальными настроениями, получившими развитие в идеях Реформации.
Италия раньше всех др.европ.стран встала на путь буржуазного развития и возрожденческое развитие утвердилось в ее духовной жизни ранне, чем в других европейских странах, проявилось в наиболее развитой и законченной форме.
Фиолософия итал.Возрождения представляет собой не нечто неизменное и застывшее, а постоянно ищущее духовное образование. Различают следующие периоды в развитии ее идей:1) раннее Возрождение;2)период расцвета или Высокое Возрождение;3)позднее или модифицированне Возрождение
Раннее Возрождение.
Философия раннее Возрождения развивалась параллельно со средневековой схоластикой. Полемизируя с её представителями, итальянские гуманисты стремились возродить идеи и дух античной философии,с охраняя основные положения христианского вероучения.
Данте Алигьери, Франческо Петрарка,Джованни Боккаччо.
Итальянские гуманисты 15в. Впервые сформулировали филос. принципы антропоцентризма, сближая человека не только с природой, но и с понятием Бога. Для них не Бог, а человек, всесторонне развитый, деятельный, равновеликий Богу, становится центром мира и нравственным идеалом, что нередко приводит к утверждению принципов крайнего индивидуализма.
Особенность-скептическое отношение к возможностям научного познания.