Основные направления русской философии XIXв.
XIX век вошел в историю России как золотой век культуры, литературы, искусства. Те успехи, которых достигла Россия в это время в области духовной культуры, имеют всемирное значение. В этот период Россия пережила множество величайших испытаний, преобразивших всю жизнь российского общества. В начале века – Отечественная война и победа над непобедимым доселе Наполеоном. Затем – восстание декабристов, его подавление и николаевская реакция, когда российское государство стало исполнять жандармские функции не только в своей стране, но и по всей Европе. Величайшим сдвигом в жизни России стали социально-экономические реформы во всех областях жизни российского общества и, прежде всего – крестьянская реформа, освободившая крестьян от крепостной зависимости на 500 лет позднее европейских.
Уже в 20-ых годах XIX столетия влияние Вольтера и французских энциклопедистов стало сменяться влиянием немецкой классической философии – Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля. В особенности идеи Шеллинга и Гегеля о всемирно-историческом призвании великих народов привлекали молодые русские умы.
В первой четверти XIX века декабристы продолжили просве-тительское движение. Социальные воззрения декабристов опирались преимущественно на теорию естественного права и общественного договора, из которой они выводили равенство людей от природы, их одинаковые права и обязанности. Как и Радищев, декабристы связывали эту теорию с борьбой против самодержавия и кре-постничества.
В 30-е – 40-е годы начала культивироваться теория «официальной народности». Эта просветительская идеология была сформулирована министром просвещения С.С.Уваровым и поддержана С.П.Шевыревыми М.П.Погодиным. В ней три принципа – православие, самодержавие, народность. В теории «официальной народности» утверждается, что уклад русской жизни коренным образом отличается от западно-европейского. Для России характерны «патриархальное равенство», «взаимная любовь» между крестьянами и помещиками, полный союз между самодержавием, православием и народом, который боготворит царя за отеческую заботу о нем.
В русском просвещенном дворянстве образовалось две партии. Те из писателей и общественных деятелей, кто называл западно-европейскую культуру последним словом мировой цивилизации и считал дальнейшее движение России вперед невозможным без усвоения европейского образования и буржуазных форм жизни, примкнули к западническому направлению. Наиболее известными западниками были Т.Н. Грановский, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, В.П. Боткин, И.С. Тургенев, К.Д. Кавелин, П.В. Анненков.
Славянофилы и западники не во всем противостояли друг другу: и те, и другие не сомневались в необходимости отмены крепостного права в России, осуждали бюрократическую государственную машину. Но в философских воззрениях они существенно отличались друг от друга. Славянофилы тяготели к теизму и иррационализму, а многие западники – к материализму и атеизму, революционному демократизму и идеям социализма.
В философии ранних славянофилов преобладающее место заняла тема противостояния России и Запада. Так, Иван Васильевич Киреевский (1806-1856) считал, что без облагораживающего влияния России, ее православной духовности Запад утратит свое историческое призвание и силу. На Западе господствовал индивидуализм, узкий рационализм, в России же все отношения были объединены общинным началом и православием. Мыслитель возвеличивал допетровскую Русь, не затронутую европеизмом.
Самым последовательным противником рационализма в среде славянофилов был Алексей Степанович Хомяков (1804-1860), который считал, что исключительно понятийное познание не в состоянии схватить реальность объективного мира, от него ускользает живая действительность. Будущее философ связывал с православием и общиной, которая обладает «соборным» содержанием. Под собо-рностью он понимал единство людей на основе их общей любви к Богу и абсолютным ценностям. Вера Хомякова выходила за рамки православной ортодоксии, в ней на первый план выдвигалась идея духовной свободы, которая определила весь ход развития религиозной философии второй половины XIX – XX вв.
В отличие от своих соратников, тяготевших к философии и богословию, Константин Сергеевич Аксаков (1817-1860) отдавал предпочтение политике, русской истории. В «Записке о внутреннем состоянии России» (1855), составленной К.С.Аксаковым в период царствования Александра II, автор разработал теорию «негосу-дарственности» русского народа, согласно которой истинное гражданское устройство возможно лишь там, где государство не вмешивается в дела народа, а народ – в дела государства. Русский народ, не имея в себе политического элемента, отделил от себя государство, предоставив неограниченную власть правительству. Но при этом он сохранил за собой нравственную свободу. Так возникло разделение всей России на государство и землю. Но своими реформами Петр I толкнул народ на путь борьбы, искания политических прав.
Политическая теория Аксакова была признана всеми славяно-филами, которые в дальнейшем оттачивали ее частности.
Особенно важный и многогранный вклад в развитие славяно-фильства внес Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885), автор нашумевшей в свое время книги «Россия и Европа». Согласно его теории народы, превосходившие остальные, создали десять культурно-исторических типов, или цивилизаций. Все они представляли собой осуществление определенной формы культурного творчества – научного, правового, религиозного и художественного. Особенностью славянского культурно-исторического типа должна была явиться «четырехосновность», т.е. синтез всех сторон культурной деятельности. Отсюда борьба с Западом сделалась единственной спасительной задачей русской политики.