Движение как способ бытия материи
Материя и движение неразрывны в своем единстве. Процессы - суть взаимодействия вещей. Одновременно вещь есть процесс. Господствовавший ранее механицизм сводил высшие формы движения к низшим, пытался биологические процессы объяснить только из закономерностей физико-химического взаимодействия, а социальные - из особенностей биологического развития человека. Например, Т. Гоббс и Р. Декарт рассматривали человеческий организм и животное как сложный механизм.
Одни мыслители (Декарт, Ньютон) писали о наличии у всякого движения внешнего источника.
Другие философы (Гераклит, Аристотель) подчеркивали значение внутренних факторов и условий, самодвижения.
Диалектич. материализм исходит из того, что движение есть способ существования материи, где взаимопроникают и переходят друг в друга самодвижение (спонтанное, импульс любых изменений), действие (сообщенное или приобретенное движение как момент самодвижения) и отражение (сторона движения, характеризующая взаимодействие отражаемого и отражающего).
Хотя в мире все меняется, вместе с тем есть и сила инерции, сопротивление изменению, что характеризует состояние относительной стабильности предметов (покой), обладающих определенным запасом внутренней устойчивости. Несмотря на отмирание клеток, животный и человеческий живой организм (благодаря ДНК) сохраняет свою структуру. Для личности характерно как изменение и новизна, так и неизменное, т. е. верность определенным принципам и идеалам.
Устойчивость же нельзя абсолютизировать, ее необходимо рассматривать в единстве с изменчивостью. В истории философии по вопросу о соотношении изменчивости и покоя высказывались крайние позиции. Напр., Кратил абсолютизировал изменчивость (ни о чем нельзя ничего утверждать, ибо оно, в силу непрерывной текучести, успевает измениться за время нашего произнесения утверждения), а Зенон преувеличивал роль устойчивости. Он в апории (затруднении) «Ахиллес и черепаха» доказывал, что быстроногий Ахиллес никогда не сможет догнать черепаху, потому что, когда он преодолеет разделяющее их расстояние, черепаха проползет еще немного, и так до бесконечности. В апории «Стрела» Зенон утверждал, что летящая стрела на самом деле покоится, так как в каждый момент времени находится в определенном месте. Значит, движение - сумма состояний покоя и, стало быть, никакого движения нет.
Если говорить об ошибках в логике рассуждений, то в приведенных случаях абсолютизируется прерывность, описывается результат движения, а не само движение, не учитывается, помимо прерывности, непрерывность. Диалектический материализм покой рассматривает как момент движения. Покой относителен по месту и времени, а движение абсолютно.
В истории философии предпринимались попытки классифицировать многообразие форм движения. Аристотель называл такие виды как изменение по сущности, возникновение, уничтожение, переход из одного состояния в другое по качеству, увеличение и уменьшение по количеству, перемещение по положению. Целостную классификацию форм движения материи осуществил Ф. Энгельс. Он различал механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное движения. В основу классификации были положены принципы: а) формы движения соотносимы с определенным уровнем организации материи; б) м/у формами движения сущ-ет генетич. связь, т. е. высшая форма движения возникает на базе низших форм; в) высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим.
Наука 20 в. перестала рассматривать механическое движение как фундамент всех физических процессов. Наоборот, механическое движение тел обусловливается глубинными процессами взаимопревращения элементарных частиц, сложными переплетениями сильных, слабых, электромагнитных и гравитационных взаимодействий.
В особенностях этих взаимодействий были заложены предпосылки для развертывания более сложных материальных систем и форм движения. Открыты новые формы физического движения: процессы микромира и мегамира.
Всеобщей формой внутренних изменений, на основе которых происходит самоорганизация, является флуктуация - постоянно присущие материи колебания и отклонения. Социальное движение - процесс и результат взаимодействия людей в формах деят-ти.