Неклассическая философия (Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше)

.Начало 20в.- бурное развитие науки, антигуманизм во всем (войны, убийства и т.д.). Все это поставило под сомнение идею всевластности разума. Расширенное понимание идеи Фрейда приводит к новому пониманию человека. Первой попыткой переосмыслить классич.фил-ию был марксизм. Др. философские течения 20в порывают с классич. теорией вообще. В основе лежит нечто, что не противоречит разуму, оно выше разума. В фил-ии 20в гл.становится аксиологический подход. Аксиология - наука о ценностях. Предметом анализа явл. страх, тоска, забота, отчаяние. Фил-ия становится психологичной. Неклас-я ф-я отлич-ся от клас-ой:

1) в ней сним-ся основной вопрос ф-ии в виде противопоставления духа и материи и в основу фил построений кладется человек, культура.

2) для неклас-ой ф-иихар-но понимание чел-ка не как чел-ка разумного, но как чел-ка, имеющего волю, желания, живущего реальной жизнью и др.

3) некл-я ф-я имеет дело с живой конкретной личностью, кот-яосущ-ет выбор, принимает решения (в клас-ой – чел-к обладает только разумом).

Философия Марксизма

Для Маркса центральная про­блема–это проблема общества. Первично общество, а не субъект, он вторичен. Внешне труд отдельного человека кажется чем-то сугубо индивидуальным, но по своей сути он является представителем общественного труда, ве­личина которого определяется товарно-денежным механизмом. Маркс за справедливость–каждому по труду; он считает, что капиталисты часть труда рабочих присваивают безвозмезд­но. Такова концепция Маркса, практического подтверждения кото­рой пока не достигнуто. На практике че­ловек убеждается в ложности или истинности своих суждений. Основные достижения философии Маркса:

1) в талантливой критике недостатков капитализма;

2) в разра­ботке проблемы практики;

3) в постановке проблемы природы общественного.

Философия 20 века. Философия науки (эмпириокритицизм, ксе позитивизм, постпозитивизм)

Одним из ведущих направлений философии ХХ века является философия науки – совокупность различных философских течений и школ, для которых основным и, как правило, единственным предметом анализа выступает научное знание.

Позитивизм

Начальной версией философии науки стал позитивизм, сложившийся в своей первой, классической форме на протяжении первой половины 19 века во Франции (Огюст Конт 1798-1857) и Англии (Джон Милль 1806-1873 и Герберт Спенсер 1820-1903). Главный тезис первого позитивизма заключается в том, что подлинно научное, положительное (позитивное) знание о мире может быть получено лишь специальными (прежде всего – естественными) науками, которые владеют такими важными методами познания, как наблюдение и эксперимент, и опираются на бесспорные факты.

Основоположник позитивизма Огюст Конт обосновывает свою концепцию науки тремя основными законами:

1.Закон трех стадий, отражающий этапы человеческого познания мира.

2.Закон постоянного подчинения воображения наблюдению. Его смысл и назначение заключаются в том, чтобы «обуздать» неуемную творческую фантазию ученого, отвлечь его от умозрительных, не опирающихся на опыт размышлений.

3.Энциклопедический закон, проявляющийся в классификации основных наук. Используя принципы движения научного знания (от простого к сложному, от абстрактного к конкретному, от древнего к новому

Идеи Конта получили свое развитие и завершение в концепциях Джона Милля и Герберта Спенсера.

Эмпириокритицизм

Основное содержание эмпириокритицизма (философии «критического опыта») составили идеи, высказанные немецким философом Эрнстом Лаасом (1837-1885), швейцарским философом Рихардом Авенариусом (1843-1896), австрийским физиком Эрнстом Махом (1838-1916). Но главным и наиболее известным представителем второго позитивизма суждено было стать Э.Маху – не случайно, поэтому это философское направление называют также махизмом. Именно ему эмпириокритицизм обязан своим довольно широким распространением среди естествоиспытателей в начале 20 века.

Мах подверг убедительной критике принципы ньютоновской механики, что повлияло на многих ученых (в частности на А.Эйнштейна) и оказалось адекватным методологическим запросам неклассической физики, формирующейся в то время.

Главные принципы

1.Принцип «корреляции» (Э.Лаас) или «координации» (Р.Авенариус), то есть соотносительной связи субъекта и объекта в процессе познания. Согласно ему, научное знание зависит в своем содержании, прежде всего, от субъекта познания, ибо он реально имеет дело в опыте только со своими ощущениями.

2.Принцип критики опыта с целью очищения его содержания от ненужных иллюзий, выдумок, теоретических фантазий.

3.Принцим экономии мышления, выступающий логическим продолжением принципа критики опыта, требует от ученого «экономии сообщения и понимания» которая, по Авенариусу, составляет «сущность науки».

Развитие науки в начале 20 века привело ученых к отказу от чувственно-наглядной модели познания: они стали отдавать предпочтение «свободно-создаваемым понятиям» (А.Эйнштейн) и количественным результатам эксперимента, а не его чувственной данности. Это стало основной причиной потери эмпириокритицизмом своего влияния на науку (в определенной мере этому способствовало и доказательство истинности важнейших физических концепций – статистической термодинамики и атомной теории с которыми Мах постоянно боролся), его критики со стороны виднейших физиков (Л. Больцмана, М.Планка, А.Эйнштейна) и, как следствие, его замены третьей формой позитивизма – неопозитивизмом.

Неопозитивизм

Первый вариант неопозитивизма – логический позитивизм – сформировался на базе «Венского кружка», основанного в 1922 году в Венском университете МорицемШликом (1882-1936) и объединившего группу философов, логиков, физиков.

. Методом анализа должна стать философия (понимаемая как логика), а его результатом – построение единого языка науки. Для достижения этих целей необходимо следовать некоторым базисным принципам.

1.Принцип элиминации (исключения) метафизики. Традиционные философские положения не поддаются непосредственному сравнению с фактами, являются поэтому вненаучными и должны быть отделены от научного знания. Новая же философия, которая должна заниматься логическим анализом языка науки, «не имеет дела ни с открытием факта и законов (задача, которую должен решать ученый – эмпирик), ни с метафизическими рассуждениями о мире. Вместо этого она обращает внимание на саму науку, исследуя понятия и методы, которые в ней используются, их возможные результаты, формы суждения и типы логики, которые в ней применяются» (Р.Карнап).

2.Принцип верификации, ориентирующий на эмпирическую проверку (верификацию) всех теоретических суждений. Если то, или иное суждение поддается сопоставлению с опытом, то оно имеет научный смысл, если же

нет – оно вненаучно.

3.Принцип конвенций утверждает, что в фундаменте теоретического знания лежат определенные базисные принципы и положения, которые принимаются научным сообществом в результате соглашений (конвенций).

4.Принцип физикализма ориентирует на объединение (унификацию) всех наук на основе универсального языка, которым является язык физики. Утверждения всех наук должны быть адекватно переведены на предложения, состоящие только из физических терминов. На основе такого единого языка можно установить логические связи между науками, проанализировать их основные понятия, выработать междисциплинарную методологию научного исследования.

Неопозитивизм внес заметный вклад в развитие философии науки: им были поставлены и обсуждены реальные проблемы научного знания – его структуры, методов построения, роли конвенциональных (соглашательных) элементов, статуса и функции языка.

Постпозитивизм

(то, что после позитивизма) включает в себя целый ряд философско-методологических концепций науки, которые пришли на смену неопозитивистской традиции.к

- стремление к анализу реальной истории науки в поисках наиболее оптимальных методологических средств познания;

- исследование динамики научного знания, изучение процессов перехода к новым теориям;

- признание научной осмысленности философских положений, их неустранимости из языка науки и более того – эвристичности для развития научного знания. «Метафизика – исторически была и продолжает быть эвристическим средством для научного исследования и построения теорий».

( амер.фил.М.Вартофский).

- изучение социокультурных факторов развития науки.

Из всего обилия постпозитивистских концепций рассмотрим кратко лишь наиболее значимые.

Это – критический рационализм Карла Поппера (1902-1994), концепция научно-исследовательских программ ИмреЛакатоса (1922-1974), историческая динамика науки Томаса Куна (1922-1996), анархистская эпистемология Пола Фейерабенда (1924-1994).

Английского философа Карла Поппера по праву можно считать родоначальником постпозитивизма. Еще в 30-е годы 20 века он выступил с критикой ведущих идей неопозитивизма: принципа верификации, описательной трактовки научного знания, стремления к устранению из него философских положений. В те годы расцвета логического позитивизма он оставался «бунтарем одиночкой».

В 1959 году выходит в свет английский вариант основной работы К.Поппера «Логика научного исследования», его взгляды обретают широкую популярность и становятся, в сущности, исторически первой версией постпозитивизма.

Своей главной задачей Поппер считает построение модели развития научного знания. Однако для этого необходимо сначала найти критерий, который позволял бы отличать эмпирическую науку от знаний более общего характера – математики, логики и метафизики (критерий демаркации). При этом Поппер не ставит своей целью ниспровержение метафизики, а лишь предлагает определить круг тех проблем, которые хотя и являются осмысленными, не подлежат, тем не менее, исследованию эмпирическими методами. Для этой цели может быть использован такой критерий демаркации, как выдвижение соглашения (конвенции). Именно путем соглашения между учеными определяется, по Попперу, тот набор метафизических (философских), математических и логических принципов и правил, которым руководствуется научное сообщество

И, наконец, коль скоро знание научно лишь тогда, когда оно в принципе может быть опровергнуто, то, следовательно, любое научное знание всегда носит лишь предположительный, гипотетический характер. В этом состоит суть еще одного попперовского утверждения – «принципа фаллибилизма» (от англ. Fallible - подверженный ошибкам, погрешимый). Этот принцип основан на признании двух фактов: во-первых, того, что мы не застрахованы от заблуждений, и, во-вторых, того, что стремление к достоверности ошибочно.

«Наука погрешима, - утверждал Поппер, - ибо наука – дело рук человеческих». Правда, мы все равно стремимся к истине как образцу знания и даже способны обнаруживать ее, но мы «никогда не можем быть уверены до конца, что действительно обладаем истиной».

На основе названных исходных идей Поппер выстраивает модель развития научного знания, которая схематично выглядит следующим образом:

Р1 – ТТ – ЕЕ – Р2

Наши рекомендации