Арабская средневековая философия.
В 5-6в. Арабы захватили прежние Римские территории северной Африки, Сирии, Палестины, Малой Азии, Персии. Доходят до Индии и Китая. В 8в. Проникают в Европу, заимев терр. совр. Испании. Захватив эти терр., арабы не уничтожили здешние культуры, а развивали цивилизацию, обеспечив её расцвет в 9в.В 8-9в была переведена огромная часть греческого фил. Наследия: работы Аристотеля, Платона, труды неоплатоников. На основе этих трудов быстро развивалась арабская фил-я. В 9-10в. Теологическое течение мутазилиты, ставившее своей целью выход за рамки буквального истолкования Корана. Мутазилиты: Мухаммед аль-Аллаф, Ибрагим ал-назам. в 9в. зарожд. Течение Фаласифа, опирающееся на первые переводы греч. Философских текстов. Осн.представители: аль-киндзи, аль-фараби, ибн-сина. В ортодоксальных кругах ислама была жёсткая реакция на рационалистическое течение этих мыслителей(аль-газали).
Основные проблемы арабской фил:1.Понятие Бога.2.Соотношение Бога и мира.3.Понятие человека и его души.
Средневековая еврейская философия.
Еврейская фил. Развивалась на землях, которые в 7-8в. Были захвачены арабами. Политика арабских властей относительно евреев была либеральной. В 9в. появилось религиозное течение, интерпретирующее Библию, включающее в себя новые эл-ты, преобразованные арабской философией. Представители: Давид. В 12в. – течение Аристотелизма, Представители: ибн-Дауд, Моисей-маймонид. Завоевание исламскими войсками крестьян положило конец развитию еврейской фил-и и её предтавители эмигрировали в сев.Африку.
Осн. проблемы евр.фил-и: 1.Разум и вера философия теология.2.Понятие Бога.3.Бог и мир.4.Проблема человека.
Основные фил.идеи в культуре возрождения
14-16в. – «период возрождения» или «ренессанс». Характеризуется неприятием официальной католической религиозности и интересом к человеческой личности. Внутри течения гуманистов этот интерес выразился в идеях классического гуманизма и способствовал утверждению практического критерия истины (опыт+польза), который лёг в основу методологии современных естественных наук..Происх. модификация аристотелизма, платонизма, эпикофелизма, возрожд-ся интерес к античной культуре, и антич. фил-и. Представители: Франческо Петрарка, Томас Мор, НикколоМакиавели, Эразм Роттердамский, Лоренцо Валио, Леонардо да Винчи, Джордано Бруно. Д.Бруно в своей работе «изгнание торжествующего зверя говорил, что природа есть ничто иное, как Бог в вещах. Идеи изменения церкви проявились в движении реформации(появление протестанской церкви. Главным явл-ем в церкви был переход от теоцентрическому к антропоцентрическому пониманию мира. Отсюда вырастает новое самосознание человека и его новая общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека. По мере того как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой. В эпоху возр-я возн. Такой феномен как политическая философия. Интерес к натурфилософии усиливается к концу XV - началу XVI века по мере того, как пересматривается средневековое отношение к природе как несамостоятельной сфере.
Философия Нового времени
Основные представители (Френсис Бэкон, Томас Гоббс, Рене Декарт, Блез Паскаль, Бенедикт Спиноза, Готфрид Вильгельм Лейбниц)В 17 веке определилась формируется вера в неограниченные возможности разума.В в отличие от античности и Средневековья сформировалось новое представление о науке. Появилось стремление познать природу. Природа стала пониматься как практическое бытие, и поэтому главной наукой стало естествознание. Происходит ориентация на познание объективной природы, осмысление и обобщение результатов науки, утверждение философского материализма.
для философии эпохи Возрождения характерен антропоцентризм (в центре внимания философов - человек), в эпоху Нового Времени - акцент на истолкование человека как полностью подчиненного природе (человек как часть целого). Человек рассматривается как машина, состоящая из костей и мышц, как существо, жизнедеятельность которого объяснима механическими законами.Формируется механическая и метафизическая картина мира: В данной картине мира роль Бога сведена к минимуму - создание материи и еепервотолчка. Далее - развитие мира подчиняется законам причинно-следственных связей.17 в. - время критики Средневековой схоластики. Наиболее ярый критик схоластики - Рене Декарт. Френсис Бекон и Томас Гоббс утверждали, что построить надежное здание истинной философии можно только опираясь на опытно-экспериментальное естествознание. Именно они заложили фундамент эмпиризма (источник познания - в опыте). Для эмпиризма характерно взаимодействие 2-х источников получения знания - органов чувств человека и разума. Рене Декарт, Барух Спиноза, Лейбниц видели в математике проявление "естественного света человеческого разума, который способен проникнуть в любую тайну и постичь истину".Френсис Бекон считал, что все проблемы общества можно разрешить на основе научно-технического прогресса. Критиковал схоластику, призывал анализировать вещи.Рене Декарт-Родоначальник рационализмаСредством познания сделал метод универсального сомнения, основанный на разумном скептицизме
Философия Просвещения
Фил-я ориентирована на пропаганду сформулированных идей английских последователей Локка, разработ. литеральную теорию религии и государства: деизм и конституционализм, которые сост. теоретический базис Просвещения. Инициатор либералистических устремлений – Вольтер. Собрав воедино теорию Локка, Ньютоновское учение о природе, было положено начало процессу, приведшему к созд-ю французского материализма. Просветители считали, что причина зла и несчастья человека – в невежестве. Преодолеть зло можно только просветив разум. Осн. требования: теор. и практ. Программы просветителей: все существующие знания, мораль, вера должно быть подвергнуто беспощадному суду разума. И только то, что будет оправдано этим судом, имеет право на существование. Философия Просвещения отриц. сущ-е божественного мира – существенная черта – атеизм.борьба против ложных идеалов становится гл. задачей натуралистической философии просветителей. Разум в фил-и просветителей занимает место высшего судьи. Он оказ-ся вне критики, т.к. над ним нет высшей инстанции. Жан Жак Руссо выражает глубокое сомнение по поводу безграничной веры в процесс, осуществляемый через разум. Руссо полагал, что сущность чел. Натуры наиболее полно выр-ется не в разуме, а в чувствах. Эти его суждения оказали огромное влияние на формирование РОМАНТИЗМА и на основателя нем. Класс.фил-ииИммануила Канта, поставившего задачу maxточно определить пределы компетенции разума.