Философия Древней Индии: индуизм и буддизм.
Пантеон индуизма возглавляется троицей (тримурти) богов: Брахма, Шива и Вишну. Брахма — творец мира, господин людей (Праджапати) —видимо, божество, логически сконструированное жрецами для предания стройности всему пантеону. Непосредственно ему, как правило, не поклоняются, он служит лишь символом единства индуизма. Более известна его жена Сарасвати — покровительница искусств и наук.
Имя Шива имеет спорную этимологию. Возможно, оно проникло в индуизм из дравидийских культов. «Предком» Шшзы в ведийских гимнах был Рудра — бог грозы. Шива — бог-разрушитель, олицетворение жизни и смерти. Он существует одновременно в разных обличьях. Это и трехликий Шива, и великий аскет, сидящий в медитации на горе Кайласа, и Натараджа («Король танца») — человек со многими руками п ногами, пляшущий внутри окружности, олицетворяющей мироздание, и лингам — стилизованное изображение мужской созидательной мощи.
К шиваизму относятся также культы существ, считающихся женами и сыновьями Шивы. Это Парвати, Махадеви, Сати, Гаури, Аннапурна, Амма — олицетворение благожелательной женской силы; Дурга, Кали, Чанди, Корраваи, Минакши — устрашающие ипостаси жены Шивы. Из его сыновей наиболее популярен Ганеша (Ганапати) — толстый человечек с головой слона — покровитель купцов, предпринимателей, игроков и мошенников. Отдельным объектом почитания является бычок по имени Нанди, на котором Шива ездит.
Вишну — бог-охранитель всего сущего, защитник справедливости. Он много раз на земле воплощался в разного рода животных и людей, чтобы восстановить справедливость, и эти воплощения (аватары) служат объектами культов. Наиболее известные его воплощения, получившие как бы самостоятельное существование и, в свою очередь, .обросшие дочерними культами, — это Рама, царевич Айодхьи, образец правителя, герой древней эпической поэмы «Рамаяна», и Кришна («Черный»), в молодости пастух, обладавший огромной притягательностью для женщин, а в зрелом возрасте — воин-колесничий, принимавший участие в битве, описанной в эпической поэме «Махабхарата».
Кроме культов, более или менее естественно группирующихся вокруг Шивы, Вишну, их основных воплощений, в индуизм входят представления и обряды, характерные для отдельных племен, местностей и даже деревень, не имеющие общеиндийского значения и не претендующие на такое значение.
Попытки выдвинуть идею, вокруг которой могли бы сплотиться все индусы, делались неоднократно. Гаудапада (ок. 780 г.) и Шанкара (788—820) стали проповедовать древнюю мудрость упанишад, попытались придать индуизму идеологическую прочность, увидев ее в теории адвайты — «недуализма», или последовательного идеалистического монизма. Шанкара стремился возродить «чистоту» индуизма, освободив его от «осквернения» материалистами, джайнами и тантристами. Он основал монастыри, преобразовал монашеские ордены сания-синов, которые должны были проповедовать его идеи.
В XI в. подобную же попытку, но с использованием совершенно иных аспектов индуизма сделал Рамануджа (1017— 1037). Он упростил систему веданты, приблизив ее к верованиям и представлениям масс. Он проповедовал веру в личного бога и равенство всех людей перед богом. Учение Шанкары носило демократический характер, оно получило определенное распространение в Южной Индии и стало одним из источников более поздних течений бхакти, однако тоже не смогло дать индуизму единую философскую основу. Правда, попытки консолидации индуизма на идеалистической основе приняли к почти полному исчезновению из Индии материалистических тенденций таких философских школ, как локаята, санкхья, вайшешика.
Буддийская философия
Основатель буддизма – Сиддхартха Гаутама (583–483 гг. до н. э.), он
же – Шакья Муни (мудрец из царства Шакья). Будучи наследным принцем царства Шакья, в возрасте 29 лет он ушел из дворца и занялся аскетической практикой (нарушив тем самым законы кастового деления общества, перейдя из кшатриев – в брамины). Согласно легенде, этот поступок был вызван осознанием того, что жизнь людей полна страданий и желанием найти путь к избавлению от них. После нескольких лет занятий аскезой, завершившимся 40-дневной медитацией, Сиддхартха Гаутама достиг просветления, то есть стал «буддой» (пробужденный, просветленный). У Будды было много учеников, но сам он ничего не писал, поэтому у историков философии есть проблемы с определением исходного содержания учения Будды.
Общепризнанной основой его учения считаются четыре «благородные истины», изложенные Буддой в его первой (Бенарезской) проповеди. Суть этих истин состоит в следующем:
– жизнь есть страдание (дукха);
– причина страданий – желания (тршна): жажда жизни, жажда смерти, жажда удовольствий;
– чтобы избавиться от страданий, надо избавиться от желаний (жажды);
– чтобы избавиться от желаний надо следовать путём Будды.
Свой путь Будда назвал «срединным», то есть отличным как от пути аскета, так и от пути обыкновенного человека. Истина не в жадном наслаждении жизнью и ее удовольствиями, но и не в полном отказе от жизни. Путь Будды – это путь совершенствования своей человеческой природы, вплоть до её преодоления и раскрытия в себе абсолютного, божественного начала. Достижение этого происходит в нирване.
Нирвана (дословно – угасание, затухание) – это чистое, безобъектное состояние сознания, полное преодоление страдания. Нирвана достигается при жизни, а не после смерти (в отличие от мокши), точнее, нирвана есть выход «по ту сторону» жизни и смерти, обретение бытия.
Нирвана – это и психическое состояние и, одновременно, высшая реальность. В ней происходит снятие противоположности объективного и субъективного, духа и материи. Нирвана может быть достигнута представителем любой касты. Это положение, как и предыдущее, противоречит учению Вед и делает буддийскую философию неортодоксальной.
Достижение нирваны – длительный труд, предполагающий последовательное прохождение по всем ступеням так называемого «восмеричного пути», предусматривающего: правильное суждение, правильное решение, правильную речь, правильную жизнь, правильное стремление, правильное внимание и правильное сосредоточение.
Таким образом, философия раннего буддизма есть, прежде всего, этическое учение. О многих философских проблемах Будда, как свидетельствуют его ученики, принципиально не хотел высказываться. Он настаивал на практическом значении своего учения, скептически относился к абстрактному теоретизированию, трактующему далекие от жизни вопросы.
Критичность и парадоксальность мышления, практическая направленность будут характерны и для последующих многочисленных буддийских школ и направлений. Наиболее известные из них: махаяна, хинаяна, виджраяна. Национальные формы буддизма: чань-буддизм (Китай), дзэн-буддизм (Япония).