Проблема бытия как такового в философии элеатов. Апории Зенона.
Имеют отношение к диалектике взгляды Зенона. Именно Зенона Аристотель назвал изобретателем диалектики. Но диалектика Зенона (в отличие от Гераклита) – это субъективная диалектика. Субъективная диалектика Зенона – это искусство ведения спора, умение с помощью возражений поставить противника в затруднительное положение. Своё искусство Зенон употребил, в частности, против тех, кто подвергал осмеянию позицию его учителя Парменида, отрицавшего движение. С одной стороны, элеаты полностью исключали движение из действительного мира. С другой стороны, осознавая, что эта идея не согласуется с данными чувственного опыта, пытались понять, как интерпретировать то, что все считают изменением, движением. Это нашло выражение в апориях (логических парадоксах) Зенона, в частности «Дихотомия», «Ахиллес и черепаха» и др. В апории «Дихотомия» утверждается, что движение не может начаться, потому что движущийся предмет должен пройти прежде половину пути, чтобы затем пройти путь до конца. Но, чтобы пройти половину пути, он должен пройти половину половины и
т.д. – до бесконечности. Элеаты поставили вопрос следующим образом: если существует движение, то нужно его осмыслить на языке понятий, то есть дать научную интерпретацию того, что такое движение.
− В ранней греческой философии первая философская концепция бытия представлена Парменидом. Парменид был первым философом, который стал оперировать понятием «бытие». По Пармениду, бытие вечно, едино, неуничтожимо. Бытие существует, небытия не существует. Парменид, в отличие от других ранних греческих философов, эту идею доказывает. Строго говоря, начиная с элеатов, философия становится доказательным знанием. Он признаёт существующим лишь то, что мыслится и может быть выражено в словах. Поэтому небытие не существует потому, что небытие невозможно ни познать, «ни в слове выразить».
Если элеаты отрицали существование небытия, то атомисты выдвинули противоположный тезис о том, что небытие существует так же, как бытие. Признание небытия строилось на реальных наблюдениях: все тела, например, равные по объёму, различаются между собой по весу. Следовательно, существует пустота, являющаяся небытием и в то же самое время условием существования бытия. Атомы – бытие не содержат в себе пустоты, они непроницаемы. Но атомы разделяются пустотой, пустым пространством. Благодаря пустоте (небытию) достигается возможность движения, взаимодействия, соединения атомов.
Итак, несмотря на то, что ранняя греческая философия представлена множеством школ и учений, она характеризуется целостностью. Мыслители ранней греческой философии стремились объяснить природу, космос, мир в целом. Причём воззрения, имеющие отношение к природе, играли первостепенную роль. Своеобразие этих воззрений состояло в том, что они были представлены в натурфилософской форме. По существу, натурфилософия (от лат. Natura – природа) явилась первой исторической формой философии. Древнегреческая натурфилософия являлась умозрительным истолкованием природы, рассматриваемой в её целостности.
Поворот философской проблематики от природы к человеку в философии Сократа. Майевтика. Софисты и Сократ.
Софисты
Переход от изучения природы к изучению человека и его жизни связан с деятельностью софистов. Софистами первоначально называли мыслителей и мудрецов, позднее – учителей красноречия. В V веке до н.э. влияние человека на политическую жизнь в Греции требовало навыков красноречия, умения аргументировано утверждать свою точку зрения. Софисты являлись учителями, показывавшими, как добиться успеха в споре любой ценой. Часто они превращали спор в хитроумную, кажущуюся мудрость. Из-за этого софисты со времён Сократа имели дурную славу. (Однако представители «новой софистики», сложившейся во II веке до н.э., были воплощением идеала общей образованности).
Главные представители «старой софистики» – Протагор (480–410 до н. э.) и Горгий (около 480 – 375 до н. э.). Исходный принцип софистов, сформулированный Протагором: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Критерием хорошего является то, что приносит человеку удовольствие, а критерием плохого – то, что приносит страдание. Отсюда – истинное знание невозможно, так как оценки человека субъективны. То, что может казаться больному человеку горьким, здоровому может показаться сладким. Произвол индивида является здесь руководящим принципом. Софисты считали, что объективное познание невозможно. Такая позиция в теории познания называется субъективный идеализм.
Классическая греческая философия представлена идеями Сократа, Платона, Аристотеля. Этот этап античной философии называют периодом её расцвета. «Отцом» античной этики считают Сократа (469–399 до н. э.). Платон (427–347 до н.э.), ученик Сократа, – один из виднейших мыслителей античности. Основал в Афинах философскую школу Академия. В отличие от предшествующих философов Платон – профессиональный философ. В проблематике платоновской философии вначале под влиянием Сократа доминировала этика. Позднее Платон перешёл к рассмотрению вопросов политики, психологии, педагогики, натурфилософии и теории познания.
Сократ и Платон придавали большое значение развитию способностей человека к самопознанию. Сократ специально для этих целей разработал метод познания, состоящий из нескольких этапов: 1) сомнение (с помощью которого достигается необходимость дальнейшего обсуждения проблемы); 2) выявление противоречия и преодоление его, благодаря чему становится возможным дать определение искомому понятию. Этот метод Сократ называл майевтика(от греч. – повивальное искусство) и понимал его как искусство поиска истины путём противопоставления различных мнений.