Диалектика процесса познания. Сенсуализм, эмпиризм, рационализм.

С точки зрения диалектического материализма познание есть бесконечный процесс движения мысли от незнания к знанию, от знания неполного и непостоянного к знанию более точному и более полному.

Развитие познания происходит от живого сознания к абстрактному мышлению, от него к практике, таков диалектический путь процесса познания истины.

Познание есть отражение действительности. Оно является сложным диалектическим процессом проникновения ума в сущность вещей. Познание идет через возникновение и разрешение противоречий и носит активный, творческий характер: оно, раскрывая закономерности объективного мира, указывает пути преобразования, изменения его.

Многие мыслители прошлого изучали познание и его формы вне зависимости от выяснения их объективного содержания; они полагали, что законы мышления не имеют никакого отношения к законам самого бытия. Примером тому может служить гносеология (теория познания) Канта, который пытался анализировать познание человека и его формы до и независимо от реального процесса познания. Основной задачей гносеологии Кант считал выяснение априорных (доопытных) условий и форм познания; он отрывал формы мышления от их объективного содержания.

Способность человеческого познания носит исторический характер и зависит от развития человека и его органа мышления – мозга. В становлении и развитии способности познания, как специфически человеческой деятельности, решающую роль сыграло общество. Процесс познания носит общественно-исторический характер и развивается в соответствии с развитием общества Конечная цель познания состоит в удовлетворении общественно необходимых практических потребностей.

Материалистическая теория познания до Маркса субъектом познания считала человека как изолированного индивида. Ока пыталась вскрыть сущность ощущений и мышления отдельных людей как чисто природных существ, не понимая их общественной сущности. В действительности же познание осуществляется не изолированными индивидами (таких людей нет), а людьми как членами общества и для удовлетворения их потребностей.

Сенсуализм -направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой познания. В противоположность рационализму сенсуализм стремится вывести всё содержание познания из деятельности органов чувств.

В истории философии определяются противостоящие друг другу материалистического и идеалистического направления cенсуализма. Материалистический сенсуализм усматривает в чувственной деятельности человека связь его сознания с внешним миром, а в показаниях его органов чувств - отражение этого мира. Идеалистический сенсуализм видит в чувственной деятельности некую самостоятельную и самосущую сферу сознания. Идеализм наметился уже в сенсуализме Протагора: провозглашая чувственное восприятие единственным источником наших знаний, он вместе с тем утверждал, что чувственность сообщает людям данные только относительно их собственных состояний, но отнюдь не о внешних вещах, являющихся их причинами. Система последовательно материалистического сенсуализм была сформулирована Эпикуром. Более умеренный Сенсуализм, состоящий в признании истинным не каждого чувственного восприятия, а только возникающего в сознании при определённых условиях, был разработан стоицизмом, к которому восходит классическая формула сенсуализма: нет ничего в разуме, чего раньше не было бы в чувствах.

Эмпиризм - гносеологическая и методологическая установка, полагающая чувственный опыт в качестве основного источника и содержания знания. Эмпиризм также предполагает практическое использование результатов научного исследования; центральная категория эмпиризма - "опыт", содержание которой подразумевает не только знание, но и умение, процесс применения знаний, "испытание природы" и её преобразование. Понятие опыта включает также соотнесение и оценку полученных знаний с индивидуальной установкой человека; Эмпиризм тесно связан с сенсуализмом, совпадая с ним в понимании источника знания и его сущности.

Рационализм - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Рационализм (философ.) противостоит как фидеизму и иррационализму, так и сенсуализму (эмпиризму). Термин «Рационализм (философ.)» используется для обозначения и характеристики философских концепций с 19 в. Исторически рационалистическая традиция восходит к древнегреческой философии: например, ещё Парменид, различавший знание «по истине» (полученное посредством разума) и знание «по мнению» (достигнутое в результате чувственного восприятия), усматривал в разуме критерий истины.

Истина и ее критерии.

Цель познания - достижение истины. Но познание - сложный, противоречивый процесс, не свободный от заа6луждений и ошибок.

Концепция, рассматривающая истину как соответствие знаний действительности, сложилась в Древней Греции. Эта концепция, признанная классической, принимается большинством философов.

Для правильного понимания истины важно подчеркнуть следующее. Истина не существует сама по себе, независимо от знания. Это характеристика знания, которое может быть истинным или неистинным, соответствовать объекту или не соответствовать ему. Поэтому, употребляя понятие «истина», следует иметь и виду истинное знание, выраженное в понятиях, суждениях, теориях и других его формах.

Критерии истины.

Проблема истины неразрывно связана с поисками ее критерия — способа, с помощью которого устанавливается истинность знания, отличие истины от заблуждения. Философы-эмпирики считали таким критерием данные ощущений и восприятий, соответствие знаний чувственному опыту. В современной западной философии этот критерий выдвинули неопозитивисты (принцип верификации). Философы рационалистического направления (Декарт, Спиноза, Лейбниц) видели критерий истины в ясности и отчетливости разума, в выведении знаний из всеобщих очевидных положений.

Было бы неправильно отрицать определенную роль этих критериев в познании. Чувственный опыт, если признавать источником ощущений и восприятий объективную реальность, в некоторых случаях, например в познании отдельных явлений и их свойств, является достаточным критерием истинности. Утверждая, например, что идет дождь, гремит гром, мы доверяем нашим органам чувств, не прибегая к другим способам проверки. Однако чувственный опыт ограничен. С помощью ощущений и восприятий невозможно познать сущность явлений, раскрыть законы природы и общества.

Выведение знаний из некоторых общих истинных положении в соответствии с законами логики (логический критерий) применяется в условиях, когда невозможно использовать другие критерии, например в отношении прошлых событий. Этот критерии является достаточно надежным во многих науках, особенно в математике. Всеобщий формальный критерий истины, соответствие познания общим и формальным законам рассудка и разума Кант считал единственно возможным. Однако и этот критерий ограничен. Общие положения, из которых выводятся другие положения, не всегда оказываются истинными. Знание развивается, и многие положения, признанные очевидными истинами, пересматриваются, заменяются другими положениями. Таких примеров в науке немало.

Определенное значение для установления истинности имеет требование внутренней согласованности, непротиворечивости знания.

Общий недостаток этих и некоторых других концепций состоит в том, что критерий истинности знания находится в самом знании. Но может ли знание быть собственным критерием? Таким критерием должна быть не духовная, познавательная деятельность, а деятельность практическая.

Гегель вывел критерий истины за пределы познания в сферу практической деятельности. Однако практика трактовалась и как активность абсолютной идеи, преобразующей предмет по понятию. В диалектическом материализме под практикой понимается целенаправленная предметно-чувственная деятельность субъекта по преобразованию материальных систем.

Это деятельность не отдельного индивида, изолированного от общества, а социального субъекта, вооруженного знаниями, навыками, приемами, которыми располагает общество на данном этапе своего развития. Практика имеет социально-историческую природу, она опирается на результаты практической деятельности и опыт предшествующих поколений.

Критерий практики выдвигает не только диалектический материализм, центральное место он занимает в философии прагматизма. Практика, трактуемая как польза, успех, имеет субъективную природу; истинность знания независимо от его объективного содержания определяет сам субъект. Поэтому прагматистский критерий истины по существу не выходит за пределы познания: соотносятся не с объективной реальностью, а с деятельностью субъекта.

Разумеется, знания могут и должны рассматриваться и с точки зрения их практической полезности, но они приносят пользу, если содержат объективную истину, в противном случае то, что полезно одному (человеку, социальной группе, общественно классу), может оказаться бесполезным или даже вредным для другого.

Таким образом, практика не является единственным критерием истины, существуют и другие критерии: чувственный, логический, эстетический и др. Но все они, в конечном счете опосредованы практикой. Поэтому общественная практика является решающим и всеобщим критерием истины.

Как критерий истины практика и абсолютна, и относительна. Абсолютна потому, что все, подтвержденное практикой, является истиной. Относительна потому, что и практика, и теория непрерывно развиваются, поэтому на каждом этапе своего развития практика не может полностью подтвердить теорию.

Наши рекомендации