Схоластика: основные представители и идеи. Доказательства бытия Божия в средневековой философии. Теория «двойственной истины» в средневековой философии.
Схоластика( VII - XIV вв.). Философию средневековья нередко называют одним словом – схоластика (лат. scholasticus – школьный, ученый) – тип религиозной философии, основанной на соединении догматики и рационалистического обоснования с предпочтением формально-логической проблематики. Схоластика – основной способ философствования эпохи средневековья. Это было обусловлено, во-первых,тесной связью со Священным писанием и Священным Преданием, которые дополняя друг друга, являлись исчерпывающей, универсальной парадигмой философского знания о Боге, мире, человеке и истории ; во-вторых ,традиционализмом, преемственностью, консерватизмом, дуализмом средневековой философии; в-третьих, безличным характером средневековой философии, когда личное отступало перед абстрактно-общим.
Наиболее приоритетной проблемой схоластики была проблема универсалий. С попыткой решения этой проблемы связаны три философских течения: концептуализм (существование общего вне и до конкретной вещи), реализм (до вещи) и номинализм (существование общего после и вне вещи).
Наибольшими авторитетами философии Средневековья были признаныФома Аквинский (1225/26-1274).
Крупнейший теолог католической церкви Фома Аквинский стремился согласовать учение Аристотеля с требованиями католической веры достигнуть исторического компромисса между верой и разумом, теологией и наукой. Он известен тем, что развил пять "онтологических" доказательств бытия Бога в мире. Они сводятся к следующему: Бог есть "форма всех форм"; Бог есть перводвигатель, т.е. исток всего; Бог - высшее совершенство; Бог - высший источник целесообразности; от Бога исходит закономерный, упорядоченный характер мира.
Схоластика - от греческого схоластикос, т.е. школьный, ученый, это тип религиозной философии, характеризующийся соединением теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой. Получила наибольшее развитие в Западной Европе в средние века. К этому направлению философии относились Обеляр, Ф. Аквинский, Скот. Ее главным центром был парижский университет. Основной жанр - "сумма" - энциклопедический свод ответов на вопросы.
Скот представлял схоластику 13 - 14 веков. Был ирландцем, знатоком греческого языка. Значительную часть своей жизни провел под покровительством Карла "Лысого", короля Франции. Разум он ставил выше веры, авторитет церковников ни во что не ставил, но сами церковники обращались за его мнением. Начало и конец его жизни неизвестны. Французский король пригласил его во Францию и поставил во главе придворной школы.
Для него был главным вопрос об отношении богословия к философии, веры к знанию. Он считал, что предмет богословия - бог, а предмет философии - бытие. Философия может постигать бога на в качестве бога, а лишь в качестве бытия. Однако и в этом смысле философское познание бога ограничено: человеческий ум постигает в бытии лишь то, что он может отвлечь от чувственных данных, поэтому у человека не может быть понятия о нематериальных субстанциях, таких как бог или ангелы. Категории бытия последнее мыслится как нечто запредельное и неопределенное. В телесных вещах материя характеризуется изначальной неопределенностью. Лишь благодаря соединению с различными формами она способна принимать конкретные способы бытия. Душа едина и ее отдельные способности различны не сами по себе, а по различию предметов на которые они направлены: способности направленные на чувственные предметы называются чувственными, направленные на умозрительные - мыслительными. Связь души с телом осуществляется посредствам особой формы - телесности, которая отличается от самой души.
В учении о познании Скот подчеркивал активность познавательной деятельности: знание не есть ни чистая восприимчивость, ни чистая активность - оно всегда складывается и из того, что идет от нас, и из того, что идет от познаваемого предмета.
ДВОЙСТВЕННОЙ ИСТИНЫ теория - распространенное в средние века философское предположение о принципиальной возможности интеллектуальной ситуации, в границах которой научное положение (тезис) может одновременно выступать как истинное и как ложное (в зависимости от собственного мировоззренческого, концептуального, парадигмального и идейного контекстов). Д.И.т. сложилась в русле обоснования процедур рационального истолкования религиозных догматов. Предполагалось, что философские истины не обязательно являются таковыми с теологической точки зрения. Последняя же по определению является господствующей.
Философия Фомы Аквинского.
Фома Аквинский – теологический средневековый философ, систематизатор схоластики. Автор томизма – одного из господствующих направлений католической Церкви. Основные произведения Фомы Аквинского: «Сумма теологии», «Сумма философии» («Против язычников»), комментарии к Библии, комментарии к произведениям Аристотеля. Он отрицает идею о непосредственном характере познания бытия Божьего ипредлагает свои пять доказательств бытия Бога.1. В мире все движется и, следовательно, кто-то является причиной движения.2. Все в мире имеет свою причину, а Бог – есть первопричина.3. В мире есть случайность, а т.к. случайность есть необходимость, то в мире должно существовать абсолютно необходимое существо – Бог.4. В мире есть разные степени совершенства, значит, есть и абсолютное совершенство – Бог.5. Все объяснить может только Бог.Исследуя проблемы познания, Фома Аквинский приходит к следующим выводам:
· Вера и знание (откровение и разум) - разные понятия;
· Вера и разум одновременно участвуют в процессе познания;
· Вера и разум дают истинное знание;
· Если человеческий разум противоречит вере, то он дает неистинное знание;
· Все в мире делится на то, что можно познать рационально (разумом), и то, что разумом непознаваемо;
· Разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и др.;
· Не поддаются рациональному познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога, а следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение;
· Философия и теология – разные науки;
· Философия может объяснить только то, что познаваемо разумом;
· Все остальное (Божественное откровение) может познать только теология;
Человек, по Фоме Аквинскому, неповторимое индивидуальное существо, котороенаходит свое проявление в неповторимости индивидуальной человеческой души.Индивидуальность сохраняющими за пределами достижимости, представляются «вещью в себе».