Философия элеатов: ее основные черты. Проблема бытия в философии Парменида. Апории Зенона.

Элейская философская школа (Парменид, Зенон Элейский, Мелисс) получила свое название от г. Элеи, греческой колонии на западном побережье Южной Италии. На становление элейской школы оказало влияние учение Ксенофана.

Основателем школы был Парменид (род. ок. 540/515 до н.э.). Учение элеатов – новый шаг в становлении древнегреческой философии, в развитии ее категорий, в том числе категории субстанции. У ионийцев субстанция еще физична, у пифагорейцев – математична, у элеатов она уже философична, ибо эта субстанция – бытие. Более того, именно элеаты поставили вопрос о соотношении бытия и мышления, т.е. основной вопрос философии. Поэтому можно сказать, что формирование античной философии заканчивается в школе элеатов, именно там протофилософия становится философией. Основная рассматриваемая проблема – проблема бытия.

Парменид

Он высказал два допущения:

1) нечто есть и не может не быть, т.е. есть сущее, бытие.

2) Нечто не есть и может не быть, т.е. есть несущее, небытие.

Второе утверждение отбрасывается Праменидом, поскольку то чего нет нельзя ни познать ни высказать. Если мы отрицаем существование чего-то, то это предполагает знание о предмете и значит его реальность. След, несущее не может быть реальным, и значит его нет. Существует только бытие.

Отсюда выводиться тождество бытия и мышления: если бы не было предмета мышления – не о чем было бы мыслить. «Мыслить и быть – одно и тоже». Отсюда вытекают характеристики сущего: оно не возникло, неуничтожимо, целостно, единственно, неподвижно, нескончаемо во времени.

Пояснения:

То, что бытие не возникло и не может быть погибнуть следует из невозможности небытия.

О бытие нельзя сказать «было» или «будет», так как оно есть и другого быть не может.

Оно неделимо и однородно, иначе придется признать существование пустоты, т.е. того чего нет.

Зенон

Учеником Парменида был Зенон из Элеи (род. ок. 500/490 до н.э.). Зенон был автором включавшей в себя ряд задач, или «апорий» (затруднений), единственной целью которых была защита учения Парменида. Зенон подвергал анализу тезисы противников Парменида (например, что сущее – множественно, что движение существует и т.д.) и показывал что такие допущения с неизбежностью приводят к логическим противоречиям. Анитичные авторы сообщают, что книга включала в себя 45 Апорий. Наиболее известны 4 против движения: Дихотомия, Ахиллес и черепаха, Стрела, Стадий.

Дихотомия: прежде чем пройти какое-то расстояние надо пройти половину, еще прежде – половину половины, и так до бесконечности. Но нельзя пройти или коснуться бесконечного кол-ва точек за конечный промежуток времени. Т.е. движение никогда не начнется и не окончится

Ахиллес и черепаха: самый быстрый бегун никогда не догонит самого медленного, потому что прежде он должен достичь места с которого сдвинулся убегающий.

Стрела: если всякий предмет покоится, когда занимает равное себе место, а движущийся всегда находиться в точке «теперь», то летящая стрела неподвижна.

Стадий: два предмета движущиеся оп кругу в противоположных направлениях проходят мимо друг друга в два раза быстрее чем мимо покоящегося. Оказывается что половина времени равна двойному.

Уч Философия, стр. 88-90

Философские идеи софистов.

СОФИСТЫ (от греч. «софос» — мудрый) — представители интеллектуального течения в общественной и культурной жизни Древней Греции сер. 5-1-й пол. 4 вв. до н.э., платные преподаватели красноречия и различных знаний, считавшихся необходимыми для деятельного и успешного участия в гражданской жизни. Новая ориентация софистического движения по сравнению с досократиками состояла в исключительном интересе к человеку и обществу и почти полному игнорированию натурфилософской проблематики. К старшим софистам (2-я пол. 5 в. до н.э.) причисляют Протагора, Горгия, Гиппия, Продика, Антифонта, Крития. К следующему за ними поколению младших относят Ликофрона, Алкидаманта, Фрасимаха. Свою главную педагогическую и просветительскую задачу софисты видели в воспитании «добродетели» (арете) и «умении хорошо говорить», что подразумевало знакомство с основами истории, права, теоретических дисциплин, в т.ч. математики и философии. При этом общей чертой их учений был релятивизм, нашедший классическое выражение в положении Протагора «человек — мера всех вещей».

Протагор, согласно традиции, положил начало словесным состязаниям, в которых многие софисты прибегали к логическим передержкам и парадоксам, получившим уже в древности название «софизмов»; он же ввел в практику т. н. «двойные речи», когда практиковалось умение говорить «за» и «против» одного и того же тезиса.

В социально-политических области были сторонниками демократии и высказывали идеи равенства всех людей. Алкидамант заявлял, что «бог сделал всех свободными, природа никого не сделала рабом».

Софисты неизбежно впадали в противоречие с традиционными религиозными верованиями. Так, Протагор утверждал, что не знает, существуют ли боги. Фрасимах полагал, что боги не обращают внимания на людей. Продик видел истоки религии в почитании хлеба и вина, солнца, луны и рек — всего, что необходимо для поддержания жизни. Критий, вставший во главе правительства «30 тиранов» в Афинах после поражения в Пелопоннесской войне, в сочинении Сизиф объявил религию выдумкой, принуждающей людей соблюдать законы и удерживающей от тайных преступлений из-за страха перед всеведающим божеством.

Софисты не были объединены институционально в рамках определенной «школы», их взгляды не отличались единством даже по основным вопросам. В то время как «аноним Ямвлиха» (автор текста, известного по Протрептику Ямвлиха) считал законы основой нормального существования людей, Антифонт объявлял государственные установления злом. Ликофрон отводил закону роль гаранта личных прав граждан (Аристотель. Политика III 9, 1280b8), а Фрасимах, по Платону, утверждал, что правители везде навязывают гражданам выгодные для себя законы (Платон. Государство, 336b-354c). Тем не менее, консолидация различных мыслителей вокруг определенного комплекса идей позволяет зафиксировать начало, а конец популярности того же комплекса идей позволяет определить завершающий момент истории движения.

Развитие многих идей, обсуждавшихся или только намеченных греческой софистикой, происходило в сократических школах, особенно в философских школах Платона и Аристотеля.

Философия Сократа.

Добродетель, с точки зрения Сократа, есть высшее и абсолютное благо, составляющее цель человеческой жизни, т.к. только она дает счастье. Добродетель состоит в знании добра и действии согласно этому знанию (Подлинно храбрый знает, как поступать в опасности, и именно так и поступает). Добродетель неотделима от знания. Люди поступают безнравственно, заблуждаются и страдают, т.к. не знают, что есть добро, а что – зло. Добродетели можно и должно научиться. Но Сократ предпочитал наставлениям непосредственный разговор. Отсюда и название его метода - диалектика. Диалектика состоит из иронии и майевтики. Ирония призвана вскрыть внутренние противоречия в речи собеседника. Путем наводящих вопросов соображения собеседника доводились до абсурда, и выявлялись противоречия между словами и поступками. На этой основе осуществлялась майевтика: Сократ помогал собеседника вывести истину. Сократ считал, что каждый человек содержит в себе знание истины, но не осознает ее. «Знать самого себя» для Сократа значит действовать в жизни так, чтобы слова не расходились с делами, а для этого необходимо исследовать, какие поступки людей можно назвать добродетельными, дать определении мужеству, справедливости, благочестии и т.д.. В своеобразном единстве практики и теории, жизни и философии заключается главный смысл философской доктрины Сократа.

Наши рекомендации