Формирование и основные проблемы философии марксизма. Проблема «отчуждения»
В историческом процессе формирования философии марксизма следует отметить две основные стадии: 1) переход Маркса и Энгельса с позиций идеализма и революционного демократизма на позиции диалектического материализма и научного коммунизма, который завершается к началу 1844 г., и 2) разработку основных положений диалектического и исторического материализма, увенчивающуюся созданием первых произведений зрелого марксизма — «Нищеты философии» (1847) и «Манифеста Коммунистической партии» (1848). Главной движущей сидой этого сложного и многогранного процесса была страстная борьба Маркса и Энгельса за интересы трудящихся, против явных и скрытых сторонников угнетения и эксплуатации человека человеком.
Критически переработав философскую теорию Гегеля, классиче-скую политэкономию А.Смита и Д.Рикардо и утопический социализм Р.Оуэна, А.К.Сен-Симона и Ш.Фурье, опираясь на материализм Л.Фейербаха, Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) создают философскую систему, важнейшими частями которой выступают диалектический и исторический материализм. Провозглашая тезис о примате материального над идеальным, К.Маркс конкретизирует его применительно к обществу, как первичность общественного бытия над общественным сознанием. Соответственно, проблема изменения жизни людей предстает, прежде всего, как проблема изменения общественного бытия, в котором центральное место принадлежит экономике. Это приводит к выводам о смене общественно-эконо-мической формации в результате классовой борьбы, победителем которой должен стать пролетариат. В результате должно быть построено социалистическое, а затем коммунистическое общество.
Для К.Маркса история человечества – это история развития человека и одновременно растущего отчуждения. Социализм же – форма освобождения от отчуждения, возврат человека к самому себе. Понятие «отчуждение» было внесено в философию Гегелем, для которого история человечества – это история человеческого отчуждения.
Философская концепция К.Маркса была создана в 40-ые годы
XIX столетия и изложена в работе «Экономическо-философские рукописи 1844 года», опубликованные только в 1932 г. Основная мысль работы – идея отчуждения человека в обществе господства частной собственности. Для Маркса процесс отчуждения происходит в труде. Труд – это живая связь человека с природой, сотворение нового мира, включая самого себя. Но с развитием частной собственности и разделения труда, труд и продукт труда приобретают самостоятельное бытие. В процессе труда, особенно в условиях капитализма, человек не сознает своих собственных творческих сил. Предметы труда становятся человеку чужими и, в конечном счете, подчиняют его себе как независимые от производителя силы. Получается, что рабочий существует для производства, а не наоборот. Отчужденный труд вырывает у человека созданные им продукты, предметы труда, тем самым у него отнимается его родовая сущность. Из всех классов рабочий класс – наиболее отчужденный класс. Рабочий – придаток машины, превращается в вещь, товар.
Отчуждение ведет к переоценке всех ценностей. При капитализме человек думает о том, как создать новую потребность для других и в том найти удовлетворение своей эгоистической потребности. Потребность в деньгах становится единственной действительной потребностью человека.
Только при социализме, по Марксу, человек сможет создать в обществе такие организации и такой способ производства, в котором человек сможет преодолеть отчуждение от своего продукта, труда, окружающих людей и от природы. Неотчужденный человек как цель социализма – это человек, который не господствует над природой, а выступает с ней в единстве.
К.Маркс разработал новое философское мировоззрение, основываясь на практическом характере жизни людей. Практика носит общественный характер, она возникает в процессе взаимодействия людей. Практика исторична, поскольку состоит в непрерывном преобразовании человеком мира и самого себя. Практика есть деятельность предметная. Все формы общественного сознания вплетены в практическую жизнь людей. Так материализм был распространен Марксом на область общественных явлений.
Переосмыслив диалектику Г.В.Ф.Гегеля, К. Маркс и Ф.Энгельс показали, что реальные диалектические процессы существуют и в природе, и в повседневной практической деятельности. Даже те ученые, которые открыто не признавали диалектику, пользовались в своих исследованиях диалектическим методом. В книге «Анти-Дюринг» (1876-1878) Ф.Энгельс объяснил, как проявляются законы и категории диалектики в живой и неживой природе, общественном развитии, творчестве. В другой своей книге «Диалектика природы» Ф.Энгельс обосновал идею о том, что развитие естественных наук к середине XIX века подошло к диалектическому пониманию природы. Большое значение для развития марксистской философии имела классификация форм движения материи, которая дает схему общей картины природы.
Немецкий философ ХХ века Эрих Фромм, оценивая философию марксизма, утверждал, что эта философия направлена на освобождение человека и человечества от старых символов и идолов, которые оно само же себе и создало, поэтому философия К.Маркса – это радикальный гуманизм.
На смену К.Марксу и Ф.Энгельсу в конце XIX столетия пришла немногочисленная группа теоретиков, которые не играли ведущих ролей в руководстве национальных партий своих стран, но были тесно связаны с их политической и идеологической жизнью. Среди них следует выделить: А.Лабриолу (1843-1904), Ф.Меринга (1846-1919), К.Каутского (1854-1938) и Г.В.Плеханова (1856-1918). Они стремились систематизировать диалектический и исторический материализм как всеобъемлющее учение о человеке и природе. Взгляды идейных наследников К.Маркса и Ф.Энгельса сформи-ровались в период относительного затишья, когда в развитых промышленных странах шел резкий экономический подъем. Открыва-лась напряженная эра стремительных научно-технических открытий.
Следующее поколение марксистов достигло зрелости в более бурной обстановке, когда европейский капитализм начал соскаль-зывать с пропасть первой мировой войны. Теоретиков этого набора было уже гораздо больше. Все без исключения ведущие представители этого нового поколения были выходцами из регионов, лежащих к востоку от Берлина: В.И.Ленин (Россия), Р.Люксембург (Германия), Л.Троцкий (Россия), Р.Гильфердинг (Вена), О.Бауэр (Вена), Н.Бухарин (Россия), Е.Преображенский (Россия) и др. Этому поколению теоретиков предстояло сыграть ведущую роль в руководстве соответствующими национальными рабочими партиями.
Их внимание было обращено на два новых направления:
1. Изменения капиталистического способа производства, порождающие монополизацию и империализм и требовавшие нового экономического анализа.
2. Построение системы марксистской политической теории классовой борьбы.
Первая мировая война вызвала раскол среди теоретиков марксизма по вопросу отношения к ней. Единство и реализм II Интернационала, взлелеянного Ф.Энгельсом, были уничтожены в течение одной недели. По Европе прокатилась волна революционного движения. И его апогеем стала Октябрьская революция в России. В 1919 г. был основан III Интернационал.
В России после смерти Ленина ряды партии были постепенно очищены от последних соратников Ленина. Сталинизм непроницаемым колпаком накрыл советскую культуру.
В 1929 г. произошел крупнейший кризис капитализма, вызвавший массовую безработицу и усиление классовой борьбы. В Европе началось свертывание парламентской демократии с тем, чтобы ликвидировать самостоятельные организации рабочего класса. В ряде стран установились фашистские диктатуры, которые предназначались для подавления малейших проявлений сопротивления и независимости на фоне усиления межимпериалистических противоречий. В этих политических условиях завершается классическая традиция в развитии марксизма.
Становление западного марксизма произошло в период до и после второй мировой войны. Марксизм на Западе превратился в теорию, в своих важнейших аспектах совершенно отличную от предшествующего этапа. Произошла смена приоритетов, которая была обусловлена как сменой поколений, так и местом проживания и национальной принадлежностью представителей нового поколения: Д. Лукача,
А. Грамши, А. Лефевра, Л. Альтюссера, Л. Колетти, К. Корша,
Г. Делла Вольпе и др.
В 60-ые годы ХХ в. во Франции в коммунистическом движении особой популярностью пользовались труды Луи Альтюссера. В Италии после освобождения от фашистской диктатуры стали быстро распространяться идеи марксизма, чему способствовала деятельность Гальвано Делла Вольпе.
Неспособность социалистической революции выйти за пределы России, ее разложение внутри самой России, стали общим фоном становления всей теоретической традиции западного марксизма этого периода. Особенно глубоким стал разрыв между теорией и практикой. Противоречия внутри компартий усугублялись также тем длительным экономическим бумом, который существовал в странах Западной Европы в 50 – 60-ые годы ХХ в. Всеобщий и значительный рост экономики, отмеченный в этот период, фактически ознаменовал новый этап в развитии способа производства, опровергая классические прогнозы о надвигающемся кризисе и ставя совершенно новые проблемы, требовавшие научного анализа.
Для развития западного марксизма характерно смещение интереса с экономики и политики в область философии и методологии науки. Влияние социологии М.Вебера, философии Б.Кроче и В.Дильтея привело в итоге в целом к враждебному отношению западной неомарксистской философии по отношению к естественным наукам, чего ранее в марксизме не наблюдалось. Под сомнение были поставлены поздние работы Ф.Энгельса, поскольку развитие естествознания опровергало некоторые выводы, которые в них были сделаны. Первую новую интерпретацию марксизма, сыгравшую существенную роль, представил Д.Лукач.
В марксистской философии Западной Европы стали преобладать работы по эпистемологии, эстетике и культурной надстройке в широком смысле слова. Темам исторического материализма, связанным с революционной борьбой пролетариата, сопутствовал последовательный пессимизм. Западный марксизм неизбежно становился все менее марксистским в той мере, в какой он был западным.
Философия жизни Ф.Ницше
Специфика человека в феномене жизни, который сильно сближает с органич, биологическим, либо истолковывается в культурно-историческом плане. В фил. жизни на перв. план выдвигаются внемыслительные способности человека: чувство, воля или интуиция. Сознанию противопоставляется бессознательное, глубинный источник человеческого поведения.
Развитие для Ницше не имеет смысла. Регресс. Но возможно становление нового человека. Концепция вечного возвращения. Принцип сохранения силы во вселенной, энергия и т.п. Понимая абсурдность своего подхода с опорой на науку, использует аллегорический образ - бесконечная дорога, лежащая позади нас, и ворота перед нами с надписью «мгновение».Человек их переступает и снова видит перед собой ворота, а позади бесконечная дорога. «Знание - это власть». Наука может скользить лишь по поверхности. Суть - обладать объектом, а не познать. Наука - удобное заблуждение, ей не нужен мир как таковой. Аморализм - конфронтация с традиционной (христианской) моралью. Христианская мораль - восстание рабов морали. Христианство переворачивает традиционные понятия добра и зла. Добро до Сократа ассоциировалось с силой, властью, аристократизмом. Христианство устраивает переворот. Евреи - самый зловредный народ из - за их морали. Добро ассоциируется с бедностью, и т.п. Становиться проблематична оценка досократовских людей. «Бог умер», - говорит Заратустра: «И это мы его умертвили». Ницше считал, что религию нужно упразднить, и она фактически упразднена. Должен появиться новый тип людей – «белокурая бестия». Они будут вести себя по законам этой расы, а по отношению к другим так, как хотят. Принцип всё разрешается (проще всего тем, у кого наибольший потенциал воли – они должны выжить). Вся культура построена на страхе и жестокости. Так давайте признаем это. «По ту сторону добра и зла» (против понятий христианской морали). Политика - власть вне морали. Hицше упивался Достоевским. Вирус бестиальности Hицше. Поразил многих. Больной - паразит общества. Слабого нужно толкнуть, помочь ему упасть. Трансформация верблюда, льва и ребенка. Этапы (ипостаси) духовного развития человека. 1. Верблюд - животное покладистое. Я должен везти все, что положат и терпеть все лишения. 2. В пустыне трансформируется во льва - я хочу, я имею право, я могу. Разрушительный характер. 3. Далее, после утоления желания, лев превращается в ребенка. Ребенок создает. Высшая стадия. Наступит только после первых двух - рабской зависимости и злого начала.
Идеал у Ницше – деспот художник. Ницше не жалеет красок говоря что христианин святоша не достоин уважения и почета. При этом Ницше враждебно относится к женщинам. «Женщины – это кошки и птицы, в лучшем случае коровы. Мужчина должен воспитываться как воин, а женщина для его вдохновления, причем мужчина должен идти к женщине с плеткой».
Но у Ницше есть и интересные положения, которые касаются пересмотра обществом ценностей нравственности, он стоит за честность, здоровье и т п , за стремление людей к искусству. Идеалом Ницше был композитор Вагнер.