Учение Гоббса о государстве.

Проблема общества и государства, по Гоббсу, — главная в философии, поскольку цель философии - помогать человеку добиваться практических результатов в своей деятельности, а человек живет и действует в обществе и конкретном государстве.

Философ стал автором всемирно известной книги "Левиа­фан" ("Чудовище" — вышла в 1651 г. в период диктатуры Кром­веля), в которой обосновал теорию общества и государства.Суть Данной теории в следующем:

• человек обладает изначально злой природой;

• движущей силой действий человека являются личная выгода

и эгоизм, страсти, потребности, аффекты;

• указанные качества приводят к осознанию каждым челове­ком права на все;

• право каждого человека на все и пренебрежение к интересам других приводит к "войне всех против всех", в которой не мо­жет быть победителя и которая делает невозможной нормаль­ную совместную жизнь людей и экономический прогресс;

• в целях совместного выживания люди заключили обществен­ный (совместный) договор,в котором ограничили свои при­тязания и "право всех на все";

• для предотвращения "войны всех против всех", подавления крайнего эгоизма возник общий институт (механизм) для ре­гулирования жизни в обществе — государство;

• чтобы эффективно выполнять свои очень трудные функции, государство должно стать всесильным;

• государство — непоколебимое, многоликое, всесильное чудо-вище-"Левиафан", которое "пожирает и сметает все на своем пути" — сила, которой невозможно противостоять, но кото­рая необходима для поддержания жизнеспособности общест­ва, порядка и справедливости в нем.

Взгляды Беркли и Юма.

В отличие от объективных идеалистов (Гегеля и др.), кото­рые считали, что первичная по отношению к материи идея су­ществует сама по себе как объективная реальность, независимо от сознания человека, сторонники субъективного идеализмабы­ли убеждены в том, что:

• во-первых, единственной реальностью является идея;

• во-вторых, что идея существует только в сознании человека, то есть сознание человека является существенной реально­стью, вне которого ничего не существует.

Видными представителями субъективного идеализма явля­лись Беркли, Юм, Фихте.

2. Джордж Беркли(1685 — 1753) — английский философ нового времени, субъективный идеалист. Можно выделить следующие основные идеи его философии:

• само понятие материи ложно;

• существуют отдельные вещи, отдельные ощущения, но еди­ной материи как таковой нет;

• материализм — тупиковое направление в философии, мате­риалисты не способны доказать первичность отдельных ве­щей (которые они именуют материей) по отношению к идее;

• наоборот, первичность идеи легко доказуема — перед изготов­лением любой вещи существует ее идеал, замысел в уме челове­ка, как и замысел окружающего мира в сознании Бога-творца;

• единственная очевидная реальность есть сознание человека;

• со смертью человека и его сознания исчезает все;

• идеи — это самостоятельный субстрат, а не отражение чего-либо, окружающий мир подстраивается под идеи;

• высшим доказательством первичности идеи является сущест­вование Бога; Бог вечно существует и не может исчезнуть, вто время как его творенье, окружающий мир непостоянен,

хрупок и всецело зависит от него.

3. Дэвид Юм (1711 — 1776) - другой английский философ, субъективный идеалист — придерживался следующих взглядов:

• проблема отношения бытия и духа неразрешима;

• человеческое сознание склонно к идеям;

• сам человек есть концентрированная идея (вся человеческая жизнь есть процесс роста его идеальной силы — опыта, знаний, чувств);

• без своей идеальной сущности (например, без воспитания, опыта, системы ценностей) человек не смог бы вообще пол­ноценно воспринять мир;

• человек состоит из двух идеальных начал: "впечатления внешнего опыта" — приобретенные знания и опыт; "впечат­ления внутреннего опыта" — аффекты, страсти;

• аффекты, страсти играют большую роль в жизни человека и в ходе истории.

Идеалисты

и и Юм

Феномены дает нам представление о внешнем мире

Все познание построено на вере

Поэтому икра кого доказательства, что существуют объективные связи явлений.

Но мы субъективны в оценках, поэтому не можем объективно дать картину мира.

· Беркли был священником и считал, что философия должна опровергать материализм и деизм. Тезис Беркли - существовать, значит быть воспринимаемым.

Вещь - это только совокупность ощущений. Наши чувства представляют общую идею.

Солипсизм - учение о сознании человека. Нет меня и нет мира.

Фортепьяно, но кто на неБерклм играет, неизвестно

Если мы с Беркли заодно, мы должны отрицать науку.

Ни науку, ни смысл всей нашей деятельности мы не можем представить.

Вещи, которые мы видим, это суммы идей в уме бога

· Юм

Наиболее ярко личность видна в общественно-социальной сфере

Он обращает внимание именно на эту область и считает, что помимо того, что мы должны отрицать материальную субстанцию, он отвергает, что есть еще какая-то духовная субстанция.

Первичными для нас являются ощущения, а потом от чувственных данных у нас возникают образы в памяти. Этот образ он называет - простые идеи.

У нас есть впечатления от нашего внутреннего опыта: желания, страхи и тд. Сложные идеи - сборище простых идей. Все сконцентрировано в нашем сознании. Объективной причинно-следственной связи мы знать не можем. Следствие не содержится в причине. Логически не выводимо. То что мы называем причинностью- есть просто следование одно за другим. (если во времени- временные связи, пространственные связи и тд). Привычка.

Свободы воли не существует. На человеке лежит моральная ответственность в том, что человек сам выбирает в какой степени следовать или не следовать этим идеям и склонностям и разуму. Это ведет к агностицизму

Кант назвал точку зрения юма и Беркли скандалом в философии- ибо они обратили внимание на то, на что раньше так тонко не обращали внимание.

Они нашли больную точку философии того времени

Проблема гносеологии - это главная проблема нового времени

Субъект выходит вообще на первый план

Наши рекомендации