Учение Гоббса о государстве.
Проблема общества и государства, по Гоббсу, — главная в философии, поскольку цель философии - помогать человеку добиваться практических результатов в своей деятельности, а человек живет и действует в обществе и конкретном государстве.
Философ стал автором всемирно известной книги "Левиафан" ("Чудовище" — вышла в 1651 г. в период диктатуры Кромвеля), в которой обосновал теорию общества и государства.Суть Данной теории в следующем:
• человек обладает изначально злой природой;
• движущей силой действий человека являются личная выгода
и эгоизм, страсти, потребности, аффекты;
• указанные качества приводят к осознанию каждым человеком права на все;
• право каждого человека на все и пренебрежение к интересам других приводит к "войне всех против всех", в которой не может быть победителя и которая делает невозможной нормальную совместную жизнь людей и экономический прогресс;
• в целях совместного выживания люди заключили общественный (совместный) договор,в котором ограничили свои притязания и "право всех на все";
• для предотвращения "войны всех против всех", подавления крайнего эгоизма возник общий институт (механизм) для регулирования жизни в обществе — государство;
• чтобы эффективно выполнять свои очень трудные функции, государство должно стать всесильным;
• государство — непоколебимое, многоликое, всесильное чудо-вище-"Левиафан", которое "пожирает и сметает все на своем пути" — сила, которой невозможно противостоять, но которая необходима для поддержания жизнеспособности общества, порядка и справедливости в нем.
Взгляды Беркли и Юма.
В отличие от объективных идеалистов (Гегеля и др.), которые считали, что первичная по отношению к материи идея существует сама по себе как объективная реальность, независимо от сознания человека, сторонники субъективного идеализмабыли убеждены в том, что:
• во-первых, единственной реальностью является идея;
• во-вторых, что идея существует только в сознании человека, то есть сознание человека является существенной реальностью, вне которого ничего не существует.
Видными представителями субъективного идеализма являлись Беркли, Юм, Фихте.
2. Джордж Беркли(1685 — 1753) — английский философ нового времени, субъективный идеалист. Можно выделить следующие основные идеи его философии:
• само понятие материи ложно;
• существуют отдельные вещи, отдельные ощущения, но единой материи как таковой нет;
• материализм — тупиковое направление в философии, материалисты не способны доказать первичность отдельных вещей (которые они именуют материей) по отношению к идее;
• наоборот, первичность идеи легко доказуема — перед изготовлением любой вещи существует ее идеал, замысел в уме человека, как и замысел окружающего мира в сознании Бога-творца;
• единственная очевидная реальность есть сознание человека;
• со смертью человека и его сознания исчезает все;
• идеи — это самостоятельный субстрат, а не отражение чего-либо, окружающий мир подстраивается под идеи;
• высшим доказательством первичности идеи является существование Бога; Бог вечно существует и не может исчезнуть, вто время как его творенье, окружающий мир непостоянен,
хрупок и всецело зависит от него.
3. Дэвид Юм (1711 — 1776) - другой английский философ, субъективный идеалист — придерживался следующих взглядов:
• проблема отношения бытия и духа неразрешима;
• человеческое сознание склонно к идеям;
• сам человек есть концентрированная идея (вся человеческая жизнь есть процесс роста его идеальной силы — опыта, знаний, чувств);
• без своей идеальной сущности (например, без воспитания, опыта, системы ценностей) человек не смог бы вообще полноценно воспринять мир;
• человек состоит из двух идеальных начал: "впечатления внешнего опыта" — приобретенные знания и опыт; "впечатления внутреннего опыта" — аффекты, страсти;
• аффекты, страсти играют большую роль в жизни человека и в ходе истории.
Идеалисты
и и Юм
Феномены дает нам представление о внешнем мире
Все познание построено на вере
Поэтому икра кого доказательства, что существуют объективные связи явлений.
Но мы субъективны в оценках, поэтому не можем объективно дать картину мира.
· Беркли был священником и считал, что философия должна опровергать материализм и деизм. Тезис Беркли - существовать, значит быть воспринимаемым.
Вещь - это только совокупность ощущений. Наши чувства представляют общую идею.
Солипсизм - учение о сознании человека. Нет меня и нет мира.
Фортепьяно, но кто на неБерклм играет, неизвестно
Если мы с Беркли заодно, мы должны отрицать науку.
Ни науку, ни смысл всей нашей деятельности мы не можем представить.
Вещи, которые мы видим, это суммы идей в уме бога
· Юм
Наиболее ярко личность видна в общественно-социальной сфере
Он обращает внимание именно на эту область и считает, что помимо того, что мы должны отрицать материальную субстанцию, он отвергает, что есть еще какая-то духовная субстанция.
Первичными для нас являются ощущения, а потом от чувственных данных у нас возникают образы в памяти. Этот образ он называет - простые идеи.
У нас есть впечатления от нашего внутреннего опыта: желания, страхи и тд. Сложные идеи - сборище простых идей. Все сконцентрировано в нашем сознании. Объективной причинно-следственной связи мы знать не можем. Следствие не содержится в причине. Логически не выводимо. То что мы называем причинностью- есть просто следование одно за другим. (если во времени- временные связи, пространственные связи и тд). Привычка.
Свободы воли не существует. На человеке лежит моральная ответственность в том, что человек сам выбирает в какой степени следовать или не следовать этим идеям и склонностям и разуму. Это ведет к агностицизму
Кант назвал точку зрения юма и Беркли скандалом в философии- ибо они обратили внимание на то, на что раньше так тонко не обращали внимание.
Они нашли больную точку философии того времени
Проблема гносеологии - это главная проблема нового времени
Субъект выходит вообще на первый план