Методологический анархизм П.Фейерабенда.
Пол Фейерабенд (1924 – 1994) – американо-австрийский философ и методолог науки. Пол Фейерабенд (1924–1994) высказал следующие идеи: методологический анархизм и правило anything goes, антиавторитаризм, принцип пролиферации теорий, идею несоизмеримости научных теорий.
В разработке своей концепции «эпистемологического анархизма» Фейерабенд опирался на идеи критического рационализма (Поппер), исторической школы в философии науки (Кун), испытал влияние марксизма (В. Холличер) и идеологии контркультуры (Франкфуртская школа).
Фейерабенд выступает против какой-либо демаркации, отделения научного знания от ненаучного. Научное познание происходит по определённым правилам. «Процедура, осуществляемая в соответствии с правилами, является научной, процедура, нарушающая эти правила, ненаучна»]. Здесь, по мнению Фейерабенда, учёные и теоретики науки выступают единым фронтом, как до них это делали представители церкви, с точки зрения которой истинно только их учение, а всё остальное язычество. Фейерабенд утверждал, что между наукой и иными формами общественного сознания нет принципиальной разницы, не существует непроходимой грани. В мире существует множество способов бытия, которые имеют свои преимущества и недостатки и все они необходимы. Наука поэтому вовсе не является высшим пиком знания, это просто очередная интеллектуальная традиция, пришедшая на смену мифу, магии, религии. Наука, в сущности, ничем не лучше религии или мифа, которые тысячелетиями составляли основу социальной жизни.
Эта методологическая позиция Файерабенда вполне оправдана, так как все формы общественного сознания – наука, искусство, религия, миф отражают, каждая по своему, своими средствами те или иные стороны нашего многообразного бытия. Поэтому наука не является монопольной рациональной формой знания, источником альтернативных идей могут быть любые вненаучные, иррациональные формы знания.
Движение науки не есть постепенное поступательное развитие, как это представлялось просветителям Нового времени, развитие науки многовариантно, альтернативно, многообразно, как многообразен наш мир. Для объективного познания необходимо многообразие альтернативных мнений.
Критика тем лучше, чем она радикальнее, поэтому необходимо использовать все возможные и даже абсурдные концепции. Это трудно потому, что общезначимые теории довлеют над нашим сознанием, заставляют нас неосознанно интерпретировать наш опыт в их свете.
Фейерабенд акцентировал внимание на демократичности науки. Авторитаризм в любой его форме недопустим в науке. Поэтому каждый исследователь вправе разрабатывать свои концепции, не сообразуясь с какими-либо общепринятыми стандартами и критикой со стороны коллег. В этом заключается свобода научного творчества. В свободном обществе, по мнению Фейерабенда, все традиции и концепции равноправны и имеют право на одинаковое отношение со стороны власти. Эта тенденция к открытости, демократичности возможностей познавательного поиска типична для позднеклассической науки. В философии науки Фейерабенда в полной мере воплотилась тенденция к гносеологическому, методологическому и мировоззренческому плюрализму.
Движущие силы развития науки (интернализм, экстернализм).
Наука развивается двумя путями: -интернализм – автономное развитие за счет внутренних факторов: А.Койре, К.Поппер; Согласно позиции интерналистов, движущую силу развития науки составляют внутренне присущие ей цели, средства и закономерности. Научное знание рассматривается в этом случае как саморазвивающаяся система, содержание которой не зависит от социокультурных условий ее бытия, от степени развитости социума и характера различных его подсистем (экономики, техники, политики, философии, религии, искусства).-экстернализм – общество влияет на развитие науки, материальные и духовные возможности: Т.Кун, П.Фейерабенд, Д.Малкей. Согласно экстернализму, основным источником инноваций в науке являются социальные потребности и культурные ресурсы общества, его материальный и духовный потенциал, а не сами по себе новые эмпирические данные или имманентная логика развития научного знания.