Специфические особенности русской философии – этапы становления и общая характеристика

По мнению Н. О. Лосского, характерными чертами русской философии являются:

* космизм

* софиология (учения о Софии)

* соборность

* метафизичность

* религиозность

* интуитивизм

* позитивизм (но не в западном его понимании, а в понимании его, как опоры на жизненный опыт – духовные переживания, богатую духовную жизнь)

* реалистичность (онтологизм).

+ нет дихотомии материи и духа

Предметами философского поиска русских мыслителей были:

* Богословские проблемы

* Проблема человека;

* Космизм (восприятие космоса как единого целостного организма);

* Проблемы морали и нравственности;

* Проблемы выбора исторического пути России — между Востоком или Западом (сугубо специфическая проблема русской философии);

* Проблема власти;

* Проблема государства;

* Проблема социальной справедливости;

* Проблема идеального общества;

* Проблема будущего

* Идея особой роли России в мировой истории, мессианство

Точкой отсчёта для такого явления, как русская философия является Крещение Руси. С христианством в Россию переходит богатое Византийское наследие. Философские идеи возникают в богословии, а крупнейшими философами являются люди церковного чина, в особенности монахи. Однако предметы, ими рассматриваемые, не были исключительно специфические вопросы религии. Уже в XI – XIII вв. рассматриваются с философских позиций проблемы власти, народного единства, проблема ПРАВДЫ и проч. Философия не является самодовлеющей сферой, но она имеет функциональное значение. В этот период складывается обусловленный типом воспринятой вместе с христианством философской традиции своеобразный способ философствования, охарактеризованный В. В. Зеньковским как «мистический реализм»(«Повесть временных лет» Нестора, «Поучение» Владимира Мономаха).Философски рассматриваются экономические вопросы («Философия хозяйства» о. С. Булгакова), задаются жизненные программы и т.д.

Русская философия базируется на православной культуре, в которой телесное (материальное) и духовное (идеальное) не находятся в дихотомии, и в этом плане качественно отличается от «универсальной односторонности» западной философии, в которой превалирует то материальное, то идеальное. «Универсальная односторонность», по выражению Одоевского В.Ф. (1803 – 1869 гг.), есть следствие рационалистического схематизма, не способного предложить сколько-нибудь полное и целостное понимание природы, истории и человека. Рационализм же – эта черта присущая западному миру.

Следующий этап в развитии древнерусской философии охватывает XIII—XIV века — время жесточайших испытаний, вызванных татаро-монгольским нашествием. Огромный урон, нанесенный Древней Руси, не прервал, однако, культурной традиции. Центрами развития русской мысли оставались монастыри, в которых не только сохранялись традиции духовной культуры Руси, но продолжалась работа по переводу и комментированию византийских философских произведений. Среди памятников отечественной мысли этого периода наиболее значительными по идейному содержанию являются «Слово о погибели Русской земли», «Сказание о граде Китеже. Важнейшими для русской мысли этого периода были темы духовной стойкости и морального совершенствования.

Новый этап развития русской философии охватывает период с конца XIV по XVI век, характеризующийся подъемом национального самосознания, образованием русского централизованного государства, укреплением связей со славянским югом и центрами византийской культуры.

Значительное воздействие на русскую философскую мысль этого периода оказал исихазм — мистическое направление в православном богословии, возникшее на Афоне в XIII—XIV вв., уходящее корнями в нравственно-аскетическое учение христианских подвижников IV — VII вв. Исихастская традиция в русской мысли представлена учением и деятельностью Нила Сорского, Максима Грека и их последователей.

Важное место в духовной жизни Московской Руси заняла полемика иосифлян и нестяжателей. Прежде всего идейная борьба их духовных лидеров — Иосифа Волоцкого и Нила Сорского, охватившая такие глубокие нравственно-политические, богословские и философские проблемы, как социальное служение и призвание церкви, пути духовно-нравственного преображения личности, отношение к еретикам, проблема царской власти и ее божественной природы.

Одно из центральных мест в русской мысли XV—XVI вв. заняла проблема государства, власти и права. Взгляд на Московское православное царство — Святую Русь — как преемницу Византии, призванную выполнить особую историческую миссию, нашел отражение в сформулированной старцем Филофеем историософской концепции «Москва — третий Рим». Проблемы власти и права были ведущими в полемике Ивана Грозного и Андрея Курбского, им посвящены сочинения Федора Карпова и Ивана Пересветова, отстаивавшего идеи укрепления самодержавного правления.

Значительную роль в распространении философских знаний играли крупнейшие центры образования и культуры — Киевско-Могилянская и Славяно-греко-латинская академии, в которых преподавался целый ряд философских дисциплин.

Начало XVIII века стало завершающим периодом в истории русской средневековой философии и временем зарождения предпосылок ее секуляризации и профессионализации, закладывавших основы нового этапа в развитии отечественной мысли (условия ее существования, которые по сравнению с западноевропейскими были крайне неблагоприятными). В то время, когда в университетах Германии свои философские системы свободно излагали И. Кант, В. Шеллинг, Г. Гегель и другие мыслители, в России преподавание философии находилось под строжайшим государственным контролем, не допускавшим никакого философского свободомыслия по чисто политическим мотивам.

Вплоть до второй половины XIX в. философская проблематика осваивалась в России преимущественно в философско-литературных кружках вне официальных структур просвещения, что имело последствия двоякого рода.

С одной стороны, становление русской философии происходило в ходе поисков ответов на те вопросы, которые ставила сама российская действительность. Поэтому трудно найти в истории русской философии мыслителя, который бы занимался чистым теоретизированием и не откликался бы на животрепещущие проблемы.

С другой стороны — эти же условия привели к такому ненормальному для самой философии состоянию, когда при восприятии философских учений политические установки приобретали доминирующее значение и сами эти учения оценивались прежде всего с точки зрения их «прогрессивности» или «реакционности», «полезности» или «бесполезности» для решения социальных проблем1. Поэтому те учения, которые, хотя и не отличались философской глубиной, но отвечали злобе дня, имели широкую известность.

При характеристике особенностей русской философии нужно учитывать также культурно-исторический фон, на котором она формировалась. В России в ходе ее истории произошло как бы переплетение двух различных типов культур и соответственно типов философствования: рационалистического, западноевропейского и восточного, византийского с его интуитивным мироощущением и живым созерцанием, включенного в русское самосознание через православие. Такое сочетание двух различных типов мышления проходит через всю историю русской философии.

Русской философии в отличие от западноевропейской чуждо стремление к абстрактной, чисто рациональной систематике идей. В значительной своей части она «представляет собой чисто внутреннее, интуитивное, чисто мистическое познание сущего»2.

В целом идейное содержание православной философии не было замкнутым. В ней высоко ценятся труды Платона, Аристотеля, часто обращаются к католической, протестантской религиозной мысли. Однако эти идеи перерабатываются и используются критически.

Поворотный момент в истории русской философии – это 18 век, что было связано с проникновением в интеллигенцию идей с запада. Особенное влияние оказала немецкая классическая философия, гегельянство, идеи Просвещения. Возникают такие течения, как западничество, славянофильство, позитивизм и материализм, социалистические и революционные учения, мистицизм, космизм и др. Однако также развивается мысль отечественных энциклопедистов-государственников – И. Т. Посошкова, М.В. Ломоносова, в поле зрения которых входили самые разные стороны жизни.

Начало 20 века ознаменовалось т.н. «русским духовным ренессансом», который был связан с возвращением к религиозной проблематике раскрепощённого сознания…

Среди русских философов также следует особо выделить Радищева, Данилевского (первый, кто разработал идею культурно-исторических типов), Достоевского, Толстого, Бакунина, Кропоткина, Чаадаева и др.

Западники и славянофилы.

направления рус. общественной мысли 1840-1850- х гг., представители которых вели между собой полемику о путях общественно- исторического и культурного развития России.

Активными участниками московского западнического кружка были А.И. Герцен, Н.П. Огарев, Т.Н. Грановский, В.П. Боткин, Н.Х. Кетчер, К.Д. Кавелин и др. С участниками кружка был также тесно связан В.Г. Белинский. Наиболее видные представители славянофильства (С.) - И.В. Киреевский, П.В. Киреевский, А.С. Хомяков, И.С. Аксаков, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин.

Если западники настаивали на том, что страны Зап. Европы и Россия развиваются по единым для всего человечества законам, то славянофилы полагали, что важнейшей исторической задачей России является развитие самобытных общественных и культурных начал. Западников объединяла критическая установка по отношению к славянофилам, уверенность в приоритете общих закономерностей исторического развития над особенными и специфическими. Вместе с тем западники по-разному трактовали особенности зап. цивилизации и, соответственно, по-разному представляли себе перспективы исторического развития России.

В основном линии размежевания в среде западников определялись расхождением социально-политических позиций. Постепенно оформилось противостояние двух течений - революционно-демократического и социалистического (Белинский, Герцен, Огарев), с одной стороны, и умеренно-либерального - с другой(Грановский, Кавелин, Боткин и др).
Полемика между западниками и славянофилами началась после публикации в 1836 первого "Философического письма" П.Я. Чаадаева, написанного в западническом духе.

Философскую основу З. составляло преимущественно гегельянство. Принимался в основных чертах гегелевский взгляд на исторический процесс, характерными особенностями которого было учение о трехступенчатом саморазвитии воплощенной идеи от наличного бытия к разумной действительности и представление о переходе от господства необходимости к царству свободы. Соответственно, западники истолковывали исторический процесс как однонаправленный, т.е. как процесс прогрессивного развития. Конечной целью исторического движения признавалось достижение такого устройства общества, при котором были бы реализованы идеалы общественной свободы, создававшие условия для гармонического развития личности. Вслед за Гегелем западники разделяли народы на "неисторические", т.е. находящиеся на патриархально-догосударственной стадии развития, и "исторические", вступившие на путь развития гос-ва и гражданского общества.

Подобно индивидам и человечеству, народы как идеальные личности проходят две стадии развития: эпоху естественной непосредственности и эпоху сознательного существования. Перед "историческими" народами открыта перспектива перехода к состоянию разумной действительности. Западники отвергали, однако, объективизм и панлогизм(учение, согласно которому мир есть актуализация разума/логоса) Гегеля с позиции персоналистически ориентированного представления о центральном значении человеческой индивидуальности в мироздании.

В западнической концепции русского исторического процесса начало перехода от племени к нации связывалось с реформаторской деятельностью Петра I. Западническая концепция рус.истории сыграла важную роль в формировании государственной школы в рус. историографии, представленной именами С.М. Соловьева и В.О. Ключевского.

Типичными для западников политическими требованиями были: предоставление гражданам элементарных прав и свобод, отмена крепостного права, телесных наказаний, ограничение самодержавия конституцией и др.

Важнейшие положения славянофилов формулировались в тесной связи с размышлениями о всемирной, зап. и рус.истории. Всемирная история понималась славянофилами как драматическое противостояние начал духовной свободы и материальной ограниченности. В цивилизациях и культурах различных народов эта борьба отразилась и воплотилась неодинаково. Перелом во всемирной истории был связан с появлением христианства. Но христианство оказалось по-разному воспринятым зап. народами и Русью: на Западе христианство подверглось искажению, а на Руси сохранилось в совершенной чистоте. Искажение было обусловлено принятием Западом языческих начал римской образованности. По мнению славянофилов, перед Россией стоит великая задача - донести начала истинного христианского духа до народов Запада. Различная судьба христианства у зап. и рус.народов определила и черты своеобразия их исторического пути: на Западе преобладают начала индивидуализма, формальной рассудочности, внешней свободы; на православном Востоке - коллективизм, цельная вера, истинная соборность.

В философско-мировоззренческом плане славянофильство (С.) опиралось на идеи патристики и романтизма в нем. классической философии (особенно Ф.В.Й. Шеллинга). Важная роль в философии С. отводилась концепции веры, под которой понималось не столько сверхчувственное восприятие, сколько начало, объединяющее сущностные силы человека - разум, волю, чувство.

Политические воззрения славянофилов были противоречивы. С одной стороны, они выступали против ущемления прав личности и подавления общества бюрократическим гос-вом, с другой - за сохранение самодержавной монархии.

Взгляды основоположников С. - Киреевского и Хомякова, - несмотря на принципиальное сходство, не были тождественными, что создавало почву для полемики между ними по поводу оценки уровня культурного развития допетровской Руси.


Наши рекомендации