Историческое значение немецкой классической философии
Главный итог и историческое значение немецкой классической философии, представленной именами пяти корифеев, можно выразить просто: эта философия поменяла стиль мышления в европейской, а значит, и мировой культуре. Новизна же утвержденного ею стиля заключалась в предельной широте мышления, его универсальности.
Очень весомыми оказались и собственно философские приобретения. Идеи познавательной активности субъекта, всеобщности развития через становление и разрешение противоречий, всеобщей природы духа, сознания изрядно “встряхнули” философию. Разработка философских понятий, категорий была проведена на высоком уровне.
И все же, наверное, главная заслуга Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Фейербаха заключалась в том, что они сделали наше мышление историчным. Одного этого вполне достаточно, чтобы называть их классиками философии.
Панлогизм философии Гегеля.
Панлогизм - (отпан ... и логос), идеалистическое воззрение, полагающее основой всего разум (логос) и видящее в мире осуществление разума. Характерный представитель панлогизма - Гегель.
С этой точки зрения разум не специфическая особенность человека, а первооснова мира, из чего следует, что мир в основе своей логичен, существует и развивается по законам, внутренне присущим мышлению, разуму. Таким образом, мышление и разум рассматриваются Гегелем как независимая от человека и человечества абсолютная сущность природы, человека, всемирной истории. Гегель стремится доказать, что мышление, как субстанциальная сущность, находится не вне мира, а в нем самом, как его внутреннее содержание, проявляющееся во всем многообразии явлений действительности.
Стремясь последовательно провести принцип тождества мышления и бытия, Гегель
рассматривает мышление (абсолютную идею) не как неподвижную, неизменную первосущность, а как непрерывно развивающийся процесс познания, восходящий от
одной ступени к другой, более высокой. В силу этого абсолютная идея не только начало,
но и развивающееся содержание всего мирового процесса. В этом смысл известного
положения Гегеля о том, что абсолютное должно быть понято не только как предпосылка всего существующего, но и как его результат, т.е. высшая ступень его развития. Эту высшую ступень развития "абсолютной идеи" составляет "абсолютный дух"
- человечество, человеческая история.
Мышление по сравнению с чувственными восприятиями представляет собой
высшую форму познания внешнего мира. Мы не можем чувственно воспринимать то,
чего уже нет (прошлое) , то, чего еще нет (будущее) . Чувственные восприятия
непосредственно связаны с объектами, предметами, воздействующими на наши органы
чувств; наука же обнаруживает, открывает явления, которых мы не видим, не слышим, не
осязаем. Однако, как ни велико значение мышления, как ни беспредельны возможности
теоретического познания, мышление базируется на данных чувственного опыта и без
него невозможно. Гегель в силу свойственной ему идеалистической недооценки
чувственных данных не увидел глубокого диалектического единства рационального и
эмпирического, не понял, как из чувственных восприятий внешнего мира мышление
черпает свое содержание. Содержание мышления (содержание науки) , по мнению
Гегеля, есть ему одному (одному лишь мышлению) присущее содержание; оно не
получено извне, а порождено мышлением.
Познание, с этой точки зрения, не есть обнаружение того, что существует вне нас,
вне мышления; это - обнаружение, осознание содержания мышления, науки. Выходит,
следовательно, что мышление и наука познают свое собственное содержание и познание
оказывается самосознанием духа. В конечном итоге Гегель приходит к фантастическому
выводу, что человеческое мышление есть лишь одно из проявлений некоего абсолютного, вне человека существующего мышления - абсолютной идеи, т.е. Бога. Разумное, божественное, действительное, необходимое совпадают друг с другом, согласно учению Гегеля. Отсюда вытекает один из важнейших тезисов гегелевской философии: все действительное разумно, все разумное действительно.
Мышление отражает объективную реальность, и, поскольку оно правильно ее отражает, можно говорить о разумном взгляде на мир.
Но Гегель отождествляет отражение действительности (разум) и то, что отражается, - объективную реальность. Это тождество мирового разума с многообразным миром явлений, этот процесс мышления, содержит в себе все многообразие действительности, и называется им "абсолютной идеей", с одной стороны, наполняется совершенно реальным природным и историческим содержанием, а с другой стороны, оказывается рафинированным представлением о Боге.