Важнейшие идеи Просвещения - идея знания, просвещения и идея здравого смысла.
С культом здравого смысла, разума связано стремление просветителей подчинить
идеальному началу и общественный строй, государственные учреждения, которым, поих
словам, надлежало заботиться об "общем благе". Против феодально-абсолютистского
государства была направлена теория общественного договора, согласно которой
государство представляло собой институт, возникший путем заключения договора между
людьми; эта теория давала право народу лишить власти государя, нарушившего условия
договора.
Некоторые из просветителей возлагали надежды на " просвещенного монарха ",
рассчитывая в дальнейшем на проведение необходимых реформ, - так возникла идея
посвященного абсолютизма.
Оружием борьбы с феодальным мировоззрением была для посветителей и история,
которую они рассматривали как " школу морали и политики".
Для просветительских взглядов на историю наиболее характерно следующее:
· изгнание теологии из объяснения исторического процесса,
· резко отрицательное отношение к средним векам,
· преклонение перед античностью,
· вера в прогресс,
· признание закономерного характера развития, подчиненного определенным "естественным законам".
В области экономики большинство просветителей считали нормальным
соревнование частных интересов, требовали введения свободы торговли, правовых
гарантий частной собственности от феодальных ограничений и произвола.
В соответствии со всей системой взглядов просветителей, с верой в великую
преобразующую силу разума находилось и их особое понимание проблем воспитания.
Они не только беспощадно критиковали пережитки средневековой системы воспитания,
но и внесли новые принципы в педагогическую науку (Локк, Гельвеций, Дидро, Руссо и
другие) - идеи решающего влияния среды на воспитание, природного равенства
способностей, необходимости соответствия воспитания человеческой природе,
естественным способностям ребенка, выдвигали требования реального образования.
Деятели Просвещения противопоставляли христианско-религиозной морали с
присущей ей идеей отрешения от мирских благ идеи эмансипации личности,
индивидуалистические теории "разумного эгоизма", мораль, основанную на здравом
смысле. Но в эту же эпоху, особенно накануне Великой Французской революции,
получили развитие и иные принципы - возникла идея новой гражданственности,
требовавшей самоограничения личности. Благо государства, республики ставится выше
блага отдельного человека.
Идеология Просвещения находила выражение и в разных художественных
направлениях литературы, изобразительного искусства: просветительском классицизме,
просветительском реализме, сентиментализме.
Таким образом, Просвещение явилось не только этапом в истории европейской
философской мысли, но и заложило основы для формирования свободного человека
Нового времени, провозгласило новые идеалы в области искусства и культуры. Просветители были убеждены, что всепроникающий разум - державная черта, определяющее качество человека.
Особенно рационалистично раннее Просвещение. Это век рассудочного мышления. Однако постепенно наступает разочарование. Возникает
вопрос: "Существуют ли пределы разума? " Тогда спасения ищут в "непосредственном
знании", в чувствах, в интуиции, а где-то впереди виднеется и диалектический разум. Но
до тех пор, пока любое приращение знания принимается за благо, идеалы Просвещения
остаются незыблемыми.
Еще один характерный признак Просвещения - исторический оптимизм. Он
основывается на представлении о разумности человека, на убеждении, что в
человеческой природе масса прекрасных, положительных задатков. Что касается
пороков, дурных поступков, страстей, то они преодолимы, изживаемы. Нет такой
стороны человеческой натуры, которую нельзя облагородить, следуя меркам разума.
Отсюда идея прогресса как возможность бесконечного совершенствования человека и
человечества, "воспитания человеческого рода", изменения социальности на пути поиска
наилучших форм человеческого существования.
Идея прогресса - вообще завоевание эпохи. Предшествующие времена не
задумывались над самооправданием. Античность знать ничего не хотела о своих
предшественниках. Христианство относило свое появление на счет высших
предначертаний. Даже Ренессанс, выступивший посредником в диалоге двух
предшествующих культур, считал своей задачей не стремление вперед, а возвращение к
первоистокам. Просвещение впервые осознало себя новой эпохой. Отсюда было уже
рукой подать до историзма как типа мышления. И хотя не все просветители поднялись до
исторического взгляда на вещи, его корни лежат в этой эпохе.