Особенности средневековой философии, ее основные этапы.

Средневековье — это господство религиозного мировоззрения, выраженного в богословии. Философия становится служанкой теологии. Её основная функция — истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога. Попутно развитие получила логика, осуществлялась разработка понятия личности (спор о различии ипостаси и сущности) и спор о приоритете единичного или общего (реалисты и номиналисты). Космоцентризм древнегреческой философии вытеснентеоцентризмом, исходная идея которого заключается в следующем: всё изменяемое сотворено Богом из «ничего» и стремится, в конце концов, к ничтожному. Природное и социальное бытиё – результат божественного предопределения. Человек понимается как персона, неделимая личность, обладающая свободной волей и разумом. Носителем человеческой личности является душа, созданная Богом. Порча души ведёт к порче личности.

Основные принципы:

· Теоцентризм

· Креационизм (Бог сотворил мир из «ничто», а не из материи)

· Монотеизм

· Провиденциализм (религиозное понимание истории как проявления воли бога)

· Принцип личности (человек – божественная личность)

· Релятивизм (невозможность объективного познания мира)

В средневековой философии выделяют два периода:

· Патристика (4-8 века) – система теологических философских взглядов «отцов церкви», обосновывавших и разрабатывающих идеи христианства, и утверждавших несовместимость религиозной веры с античной философией.

§ Апологетика (2-3 века) – защита и обоснование христианского вероучения с помощью доводов, обращённых к разуму

§ Классическая патристика (4-5 века)

§ Заключительный этап

· Схоластика (6-15 века) – рациональное обоснование и систематизация христианского вероучения с использованием идей античной философии

Становление теоцентристского мировоззрения средневековья. Патристика.

Средневековье.

два периода

· Патристика (1-8 в)

· Схоластика (8-16)

Греческая философия, как мы видели, была связана с языческим многобожием (политеизмом) и при всем различии представлявших ее учений в конечном счете носила космологический характер, ибо тем целым, в которое включалось все сущее, в том числе и человек, была природа.

Что же касается философской мысли средних веков, то она уходит своими корнями в религии единобожия (монотеизма). Средневековое мышление по существу своему теоцен-трично: реальностью, определяющей все сущее, для него является не природа, а Бог

Теоцентризм – (теос- бог, центр)

Объект – Бог. Через него объяснялась вся остальная мировая религия.

Особый взгляд на природу –

Природа – книга,написанная Богом

Качества миров.религии и язычества:

Монотеизм Политеизм
1. Единобожие 2. Персонификация Бога – Бог личность, у которого есть абсолютно выраженные качества: память,воля, разум Человек-раб божий Понятие личности возникает в средневековье 3.Массовость религии 4. Открытость религии(веровать может каждый,независимо от пола, нац.принадлежности,цвета кожи);Общечеловеческая ценность и мораль   1.многобожие 2. антропологизация 3.Региональный характер,малочисленные группы 4. ограничение по этническому положению

В основе христианского монотеизма лежат два важнейших принципа, чуждых религиозно-мифологическому сознанию и соответственно философскому мышлению языческого мира: идея творения и идея откровения. Обе они тесно между собой связаны, ибо предполагают единого личного Бога. Идея творения лежит в основе средневековой онтологии (учения о бытии), а идея откровения составляет фундамент учения о познании.

1 этап средневековья – патристика.

Патристика - совокупность теологических, философских, политико-социологических доктрин христианских мыслителей II-VIII в. (отцов Церкви). Наиболее значительными представителями патристики являются Григорий Богослов, Василий Кессарийский, Григорий Нисский и Августин Блаженный.

Аврелий Августин (354 -430 н.э) (Августин Блаженный)

Основные работы: «Исповедь», «О граде Божьем»

Учения Аврелия Августина:

Соотнотношение веры и разума

Разум без веры слеп. Знание должно быть подчинено вере. Вера осваивает дорогу, истинный путь (божий свет).

Хар-ка Бога

Бог – главный субъект, он творец мироздания – он есть высшее благо,смыслсуществования;он абсолютная личность и обладает следующими качествами:

· Разум – закон мироздания,

· Память – богатство бытия,

· воля – способность творить. Бог-творец

Сначала – воля, потом –разум.

Бог является воплощением абсолютного блага, добра он создатель, в связи с этим возникает проблема теодиции. Теодиция возникает из противоречия:

Бог сотворил мир и он его контролирует:он является воплощением блага. Противоречие: в мире мы наблюдаем зло – зачем Бог карает, шлет смерть? Может, его не существует

Проблема теодиции

Теодиция – проблема оправдания всеблагосностибога,защиты бога, что он не отвечает за существование зла. Тогда кто отвечает? На этот вопрос отвечает Аврелий Августин через анализ понятия зла:

Зло бог не создает,статуса зла – не явл. Самостоятельным явлением.

Зло есть недостаток добра

Бог напомнил мир добром, а так, где его не хватает – рождается зло. Виновник – человек, совершивший 1ый грех, добровольно отошел от того что дал бог и все поколения должны отвечать за это до судного дня. Все грешны, вопрос только – в какой степени.

Только люди, которые верят – еще больше осознают, что они – грешники.

Поскольку Бог есть высшее бытие и благо, то все, что им сотворено, в той мере, в какой оно несет на себе печать бытия, тоже хорошо и совершенно. Отсюда вытекает тезис о том, что зло само по себе есть небытие, оно не есть положительная реальность, не есть сущность. Так, дьявол с точки зрения средневекового сознания - это небытие, прикидывающееся бытием. Зло живет благом и за счет блага, поэтому в конечном счете добро правит миром, а зло, хоть и умаляет благо, не в состоянии уничтожить его.

Структура бытия

Проблема бытия:

Уровень:

-неживой природы – осваивается в терминах бытия

-мир растений – основывается в терминах жизни;жизнь-способность расти и размножаться

-мир животных – осознавать и передвигаться

-мир человека-осваивается в терминах разума

-Божественный мир – осваивается в терминах совершенства

Аврелий Августин говорит, что Бог есть высшее бытие, высшая субстанция, высшая (нематериальная) форма, высшее благо. Отождествляя Бога с бытием, Августин следует Священному Писанию. В отличие от Бога, сотворенный мир не обладает такой самостоятельностью, ибо существует благодаря не себе, а Другому; отсюда происходят непостоянство, изменчивость, преходящий характер всего, что мы встречаем в мире.

Таким образом, знание о нетварном (несотворенном) божественном бытии (или сверхбытии) можно получить только сверхъестественным путем, и ключом к такому познанию является вера - способность души, неведомая античному языческому миру. Что же касается тварного (сотворенного) мира, то он - хотя и не до конца - постижим с помощью разума; правда, о степени его постижимости средневековые мыслители вели немало споров.

Наши рекомендации