Особенности средневековой философии, ее основные этапы.
Средневековье — это господство религиозного мировоззрения, выраженного в богословии. Философия становится служанкой теологии. Её основная функция — истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога. Попутно развитие получила логика, осуществлялась разработка понятия личности (спор о различии ипостаси и сущности) и спор о приоритете единичного или общего (реалисты и номиналисты). Космоцентризм древнегреческой философии вытеснентеоцентризмом, исходная идея которого заключается в следующем: всё изменяемое сотворено Богом из «ничего» и стремится, в конце концов, к ничтожному. Природное и социальное бытиё – результат божественного предопределения. Человек понимается как персона, неделимая личность, обладающая свободной волей и разумом. Носителем человеческой личности является душа, созданная Богом. Порча души ведёт к порче личности.
Основные принципы:
· Теоцентризм
· Креационизм (Бог сотворил мир из «ничто», а не из материи)
· Монотеизм
· Провиденциализм (религиозное понимание истории как проявления воли бога)
· Принцип личности (человек – божественная личность)
· Релятивизм (невозможность объективного познания мира)
В средневековой философии выделяют два периода:
· Патристика (4-8 века) – система теологических философских взглядов «отцов церкви», обосновывавших и разрабатывающих идеи христианства, и утверждавших несовместимость религиозной веры с античной философией.
§ Апологетика (2-3 века) – защита и обоснование христианского вероучения с помощью доводов, обращённых к разуму
§ Классическая патристика (4-5 века)
§ Заключительный этап
· Схоластика (6-15 века) – рациональное обоснование и систематизация христианского вероучения с использованием идей античной философии
Становление теоцентристского мировоззрения средневековья. Патристика.
Средневековье.
два периода
· Патристика (1-8 в)
· Схоластика (8-16)
Греческая философия, как мы видели, была связана с языческим многобожием (политеизмом) и при всем различии представлявших ее учений в конечном счете носила космологический характер, ибо тем целым, в которое включалось все сущее, в том числе и человек, была природа.
Что же касается философской мысли средних веков, то она уходит своими корнями в религии единобожия (монотеизма). Средневековое мышление по существу своему теоцен-трично: реальностью, определяющей все сущее, для него является не природа, а Бог
Теоцентризм – (теос- бог, центр)
Объект – Бог. Через него объяснялась вся остальная мировая религия.
Особый взгляд на природу –
Природа – книга,написанная Богом
Качества миров.религии и язычества:
Монотеизм | Политеизм |
1. Единобожие 2. Персонификация Бога – Бог личность, у которого есть абсолютно выраженные качества: память,воля, разум Человек-раб божий Понятие личности возникает в средневековье 3.Массовость религии 4. Открытость религии(веровать может каждый,независимо от пола, нац.принадлежности,цвета кожи);Общечеловеческая ценность и мораль | 1.многобожие 2. антропологизация 3.Региональный характер,малочисленные группы 4. ограничение по этническому положению |
В основе христианского монотеизма лежат два важнейших принципа, чуждых религиозно-мифологическому сознанию и соответственно философскому мышлению языческого мира: идея творения и идея откровения. Обе они тесно между собой связаны, ибо предполагают единого личного Бога. Идея творения лежит в основе средневековой онтологии (учения о бытии), а идея откровения составляет фундамент учения о познании.
1 этап средневековья – патристика.
Патристика - совокупность теологических, философских, политико-социологических доктрин христианских мыслителей II-VIII в. (отцов Церкви). Наиболее значительными представителями патристики являются Григорий Богослов, Василий Кессарийский, Григорий Нисский и Августин Блаженный.
Аврелий Августин (354 -430 н.э) (Августин Блаженный)
Основные работы: «Исповедь», «О граде Божьем»
Учения Аврелия Августина:
Соотнотношение веры и разума
Разум без веры слеп. Знание должно быть подчинено вере. Вера осваивает дорогу, истинный путь (божий свет).
Хар-ка Бога
Бог – главный субъект, он творец мироздания – он есть высшее благо,смыслсуществования;он абсолютная личность и обладает следующими качествами:
· Разум – закон мироздания,
· Память – богатство бытия,
· воля – способность творить. Бог-творец
Сначала – воля, потом –разум.
Бог является воплощением абсолютного блага, добра он создатель, в связи с этим возникает проблема теодиции. Теодиция возникает из противоречия:
Бог сотворил мир и он его контролирует:он является воплощением блага. Противоречие: в мире мы наблюдаем зло – зачем Бог карает, шлет смерть? Может, его не существует
Проблема теодиции
Теодиция – проблема оправдания всеблагосностибога,защиты бога, что он не отвечает за существование зла. Тогда кто отвечает? На этот вопрос отвечает Аврелий Августин через анализ понятия зла:
Зло бог не создает,статуса зла – не явл. Самостоятельным явлением.
Зло есть недостаток добра
Бог напомнил мир добром, а так, где его не хватает – рождается зло. Виновник – человек, совершивший 1ый грех, добровольно отошел от того что дал бог и все поколения должны отвечать за это до судного дня. Все грешны, вопрос только – в какой степени.
Только люди, которые верят – еще больше осознают, что они – грешники.
Поскольку Бог есть высшее бытие и благо, то все, что им сотворено, в той мере, в какой оно несет на себе печать бытия, тоже хорошо и совершенно. Отсюда вытекает тезис о том, что зло само по себе есть небытие, оно не есть положительная реальность, не есть сущность. Так, дьявол с точки зрения средневекового сознания - это небытие, прикидывающееся бытием. Зло живет благом и за счет блага, поэтому в конечном счете добро правит миром, а зло, хоть и умаляет благо, не в состоянии уничтожить его.
Структура бытия
Проблема бытия:
Уровень:
-неживой природы – осваивается в терминах бытия
-мир растений – основывается в терминах жизни;жизнь-способность расти и размножаться
-мир животных – осознавать и передвигаться
-мир человека-осваивается в терминах разума
-Божественный мир – осваивается в терминах совершенства
Аврелий Августин говорит, что Бог есть высшее бытие, высшая субстанция, высшая (нематериальная) форма, высшее благо. Отождествляя Бога с бытием, Августин следует Священному Писанию. В отличие от Бога, сотворенный мир не обладает такой самостоятельностью, ибо существует благодаря не себе, а Другому; отсюда происходят непостоянство, изменчивость, преходящий характер всего, что мы встречаем в мире.
Таким образом, знание о нетварном (несотворенном) божественном бытии (или сверхбытии) можно получить только сверхъестественным путем, и ключом к такому познанию является вера - способность души, неведомая античному языческому миру. Что же касается тварного (сотворенного) мира, то он - хотя и не до конца - постижим с помощью разума; правда, о степени его постижимости средневековые мыслители вели немало споров.