Метафизика, физика и этика Аристотеля.
Метафизика.
Развивая свои взгляды о бытии, Аристотель резко критикует учения Платона о существовании идей как абсолютно самостоятельных доприродных сущностей. По его мнению, идеи, о которых говорил Платон, представляют лишь понятия, отражающие материальный мир, т.е. являются как бы копиями вещей, а не наоборот. А. формирует своё собственное представление о бытии, воспринимаемом с помощью ощущений. Этот предметный, чувственный мир является первичной реальностью, природой, которая никем не определена. Материя есть всеобщая причина, так как баз ней нет бытия, считает А.. Форма играет роль признака. Благодаря ей реализуется материя и образует конкретный предмет. Другими словами, форма представляется как сумма свойств, отличающих один предмет от другого и является сущностью как предмета, так и бытия в целом. Таким образом, у А. сущность и вещь не существуют в отрыве друг от друга.
Теория познаний А. строится с позиции эмпиризма, в соответствии с которой суть вещей познаётся с помощью ощущений. И хотя ощущения нам дают лишь знания единичного, в них потенциально содержится и знание общего, которое познается наукой. Над наукой надстраивается философия, которая о много совпадает с логикой. Знание же законов логики А. сопоставлял с мудростью. Логика имеет методологическое значение для познания (метод индукции и дедукции).
Физика.
Физика Аристотеля отличалась от соответствующихДемокрита и Платона своей "антиатомистичностью". Считая опыт источником знаний, Аристотель выступал в своей "Физике" против истолкования чувственно воспринимаемых тел на основе недоступных наблюдению атомов. Отвергает он и существование пустоты. Опыт свидетельствует о том, что чем плотнее среда, тем больше она оказывает сопротивление движению. В бесконечно разреженном пространстве сопротивления движению нет, поэтому движение тел было бы в нем бесконечным, что невозможно. Физика Аристотеля базируется на принципе естественности: каждое тело знает свое место. Естественное движение возникает тогда, когда тело стремится занять свое естественное место (падающий камень стремится вниз, к земле, искры летят вверх, к небесным огням и т.д.). Т.е. все тела в силу тяжести или легкости стремятся к центру мира либо от него. Так, в воздухе дерево стремится к центру, а в воде - от него. В остальных случаях, когда нет естественных причин движения, оно может осуществляться лишь насильственно, т.е. под действием внешних сил. Таким образом, естественное движение возможно под действием тяжести, во всех остальных случаях - под действием силы. Живые существа в своем движении реализуют свое естественное предназначение (птицы летают, рыбы плавают и т.д.).
Для объяснения всего существующего Аристотель использовал четыре типа начал (причин):
· материальную причину (материю - то, из чего что-либо возникает);
· формальную причину (форму - то, что в пассивной материи существует как возможность, превращает в действительность),
· движущую причину (действие - то, что движет),
· целевую причину (цель - то, ради чего что-либо осуществляется).
Источником всякого движения Аристотель считал неподвижный перводвигатель (Бога). Движение понималось Аристотелем как переход чего-либо из возможности в действительность, при этом он различал такие роды движения, как качественное (изменение), количественное (увеличение и уменьшение), перемещение (движение в пространстве), возникновение и уничтожение. Для Аристотеля окружающий мир состоял из чувственно воспринимаемых взаимопревращающихся элементарных качеств - теплое, холодное, влажное и сухое, которые образуют основные элементы мира: землю (холодную и сухую), воду (холодную и влажную), воздух (теплый и влажный), огонь (теплый и сухой). Подобное объяснение не свидетельствовало о сущностном понимании законов движения неодушевленной материи, т.е. не вносило в познание мира собственно физического содержания. Поэтому физика Аристотеля часто называется феноменологической. Отказавшись от атомистической концепции, Аристотель не мог объективно способствовать прогрессу в развитии этой плодотворной физической идеи. Но его несомненной заслугой было создание рациональной, всеобъемлющей, целостной, упорядоченной на основе его логики системы знаний, оказавшей огромное влияние на развитие арабской и европейской средневековой мысли.
Этика. Главная цель человека – стремление к благу. Высшее благо – это счастье и блаженство. Благо человека наделено разумной душой, есть выполнение разумной деятельности. Условие достижения блага – обладание добродетелями. Добродетель – достижение совершенства в каждом виде деятельности. Добродетель всегда выбирает между избытком и недостатком, стремится к середине, т.е. к самому совершенному. Так щедрость находится посередине между скупостью и расточительством. В таком понимании добродетели скрывается глубокая мысль: то, что природа находит «естественным путём», человек должен искать сознательно, должен контролировать своё поведение, искать свою человеческую меру, помнить, что он не животное и не Бог. Человек также не может существовать вне государства, так как он существо политическое и общественное. В зависимости от числа властвующих (один, немногие, большинство) А. определяет форму государства. При этом существуют как правильные, так и неправильные формы правления. Критерием правильных форм правления является их служение общим государственным интересам, неправильных — стремление к личному благу, выгоде. Тремя правильными формами государства выступают монархическое правление (царская власть), аристократия и политика (политика — это правление большинства, объединяющее в себя лучшие стороны аристократии и демократии). Ошибочные, неправильные — тирания, олигархия, демократия.