Сущность и исторические формы позитивистской фил(классич позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм). Постпозитивизм.

6-10

6. Жизнь и фил Сократа. Софисты.

Сократ.гАфины. Скульптор. Вводит проблемы нрав-ти, воспитания. Фил- учение о том как следует жить. Главн задача познать самого себя. Для того, чтобы жить необх знания, но знать чел может только то что в его власти(душа). Невысоко оценивал познават значение органов ч-в. Обрашал основное внимание на познание сути добродетели(сдержанность, мужество и справедл). Мораль=знание. Истинное знание – познание души. Не оставил работ.

Школа Киников.Антисфен. Отрицал реальность общего. Сущ только единичн вещи. Понятие – слово, которое обьясняет вещь. Челу доступен только мир единичн вещей. Постичь общее невозм. Но чел может познать гуаго(спокойствие, отречение от земного, аскетизм).

Киренская школа. Аристипп. Орудие познания – ощущение. С их пом чел постигает не св-ва вещей , а своё состояние. Цель жизни – наслаждение настоящим. Отказ от удовольствий грозящим страданиям.

Микарская школа. Предмет знания – общее, достигаемое при помощи понятий. Это общее неизменно и совпадает с единым благом. Чувственный мир, движение, изменение невозможны.

Элитоэретрийская школа. Фитон. Благо=доблесть. + микарская школа.

Софисты.Протагор. Создали науку о слове. Софистов подразделяют на старших(Горгий и Протагор) и младших(Алкидам). Отстаивал сенсуализм. Чел есть мера всех вещей. Все люди равны от природы. Против софистов выступал Сократ.

7. Философия Платона. Учение Демокрита.

Платонученик Сократа. Всё имеет свою идею. Идеи первичны, вечны, = бытию, не возникают и не уничтожаются. Материя ничего не порождает, она лишь воспринимает излучение от идей. Идет пребывают в вечности. Мир вещей изменяется. Самая высшая идея – блага=бога(красота, истина, соразмерность). Источник истины – воспоминание бессмерт души о мире идей до вселения в тело чела. Сущ 2 мира: мир идей и мир вещей. В основе идеального гос-ва – разделение труда.

Демокрит.Атомизм. Атомы и пустота. Возможно движение. Атомы: форма, порядок, положение +величина и тяжесть. Душа состоит из атомов. Чел умирает т.к. умирает его душа. Мир познаваем. Исходное познание – ощущение. Прогресс об-ва – разделение труда. В познании придавал большое значение чувствам, но понять сущность предмета можно лишь путём рационального познания. В основе воспитания лежит сп-ть к стыду.

8. Философская система Аристотеля.

Ядро фил – онтология. Мир имеет 2 начала: веществ и матер. Материя пассивна, форма – активна. Формирует систему категорий философии(10: сущность, кол-во, кач-во, отн-ия, место, время, положения, обладания, действование, страдание). Ощущение – отражение внешн мира, первичн ист нашего знания. В основе вещей лежат 4 элемента: огонь, воздух, земля и вода. Действительное бытие представляет единство материи и формы.. Выделяет 6 видов движения: возникн и гибель, увелич и уменш, перемена, изменение места. Душа присуща всем обьектам живой природы. 3 уровня души: вегетативный(растения), чувственный(животные), разумный(чел). Чел – общественное сущ-во. Различал 3 хорошие(монархия, аристократия, полития) и 3 дурные(тирания, олигархия, демократия) формы гос-ва. Во всём должна быть умеренность.

9. Раннехрист фил. Проблема отнош веры и разума в апологетике, патристике, схоластике. Идеи Августина Блаженного.

Главные темы: Бог, чел, мир, отношения между ними. Условия: 1) падение общей образ-ти, 2) уст натур хоз-ва, 3) формир системы вассальной зав-ти, 4) диктатура церкви. Очагами сохранения науки и ис-ва ст-ся монастыри.

Отнош знания и веры: 1) знание и вера – антиподы(вера не нуждается в знании). 2) знание и вера могут сосущ т.к. имеют разные источники. Знание опир на разум, вера на откровение. 3) Знание и вера должны обьед-ся и обосн богословские концепции: а) «верую чтобы понимать» А.Б., б) «понимаю чтобы верить.» в) «нет веры, без знания и знания без веры.»

В период борьбы христ с политеизмом возникают сочинения апологетов – защитников христ. Эти соч носят пропаганд дискус хар-р, очерчивают круг проблем, к-е становятся главн в средневек Стремились док-ть, что христ выдвигает ?? кот ставила антич фил, но даёт на них более соверш ответ.

Системное решение этих проблем берёт на себя патристика- соч, в кот решаются проблемы(1. Бога и док-ва его бытия, 2. бытия чела и целях его бытия, 3. соотнош веры и разума, 4. проблема универсалей).

Схоластика-наука и фил религиозно оформленная, кот преподаётся развивается в сист религ образа. 9-15в.

Августин Блаженный.- 1й отец церкви, кот занимался фил??. Бог есть высшее бытие, в Боге нах-ся вечн неизм идеи, кот обуславливают мировой порядок. Бог творит мир по своей доброй воле. Мир разнообр. Лестница сущ-в. Особое место заним чел(наделён душой и телесн прир). Душа нематер, бессмерт и свободна(атриб Бога). Церковь – посредник м/у небом и грешным земным миром. Она есть отражение небесного мира, но т.к. она сущ на земле, где зло и насилие, она не свободна от земных грехов.

10. Схоластика, её метод и проблематика. Споры об универсалиях(реализм, номинализм, концептуализм) . Фома Аквинский и его идеи.

Схоластика-наука и фил религиозно оформленная, кот преподаётся развивается в сист религ образа. 9-15в. Стремилась рац обосновать и системат христ вероучение. Для этого широко исп идеи античной фил-и. В развитии выделяют 3 подпериода: а) ранняя 9-12в, б) расцвет 13в, в) закат 14-15в. Проблематика: соотнош знания и веры, сущности и существования, природа универсалей. Споры об универсалиях: реализм(универсалии сущ реально), номинализм(реально сущ един вещи,

10-14

общее- в сознании чела- имена вещей), концептуализм(общее сущ после един вещей как умственное обобщение признаков).

Фома Аквинский. Фил и религия отлич по методу достиж истины. Но в итоге истина принципиалньно одинаковая(источник Бог). Бог – перво- двигатель, -причина, -необходимость, -руководитель, абсолютное совершенство. Индивидуальность чела – единство души и тела. Душа нематериальна и бессмертна. Душа разная. Единство души тела. Чел общ-ое существо.

Дал классификацию законов: 1.вечные – обеспеч миропорядок, 2. естествен, 3. человеческие, 4. божественные- смысл жизни. Познание начинается с чувственного опыта.

11. Фил эпохи Возр: специфика и круг проблем. Гуманизм и проблема человеч индивидуальности. Натурфилософия и пантеизм.

Специфика:1. Антропоцентризм(чел – центр и высшая цель мироздания), 2. Гуманизм(учение, признающее самоценность личности в мире. Право чела на свободное развитие и проявление своей способн). 3. Пантеизм(учение обожествляющее мир). 4.Чел –творческая личность.

Круг проблем: Эстетический аспект.

Период В характ : преодоление натур способа ведения хоз-ва, расширение культ и эк связей м/у регионами Европы, развивается книгопечатание, ВГО.

1) ломалась дух диктатура церкви, 2) церковь уходит на второй план(светская жизнь). 3) Внутри христ формир реформ движения оппозиционные Ватикану. 4) Формир интеллигенция(слой не связан с церковью). 5). Гуманизм – светская нецерковная образованность. 6) Об-во обращается к античности. Фил преобр антисхоластический хар-р. Теория двойственной истины(религии и науки). Появ-ся натурфилософия и пантеизм(Бог растворён в природе).

Николай Кузанский, Джордано Бруно. Противоположности совпадают в Боге. Мир познаваем. Три ступени познания: ощущение, рассудок и разум.

Макиавелли. Цель оправдывает средства. В основе д-ти чела лежат его эгоистич и материальн интересы. Нужно отделить церковь от гос-ва. При этом мораль выводится из политики.

Леонардо да Винчи. Считал что наука должна приносить пользу для чела. Доказывает что ис-вом познаётся мир. Для этого используется образ.

Галилео Галилей. Атомизм. Вселенная бесконечна. Чел имеет двоякую природу(смертен и бессмертен).

12. Фил Нового времени: основн формы, направления, проблемы. Дилемма эмпиризма и рационализма и её развитие в фил Нового времени

Новое время к16-к18 веков. Бурж выд-ся из 3 сословия и стан господств классом. Период бурж рев. Религия оконч теряет господств полож, но сохр в обыденном сознании. Учеличение власти закл в получении новых знаний.

Особенности фил Н.Вр.: 1) тесная связь с естествознанием. 2) возникает противостояние материализма(созерцательность и механицизм) и идеализма. 3) Знание – сила. Фил и наука должны обеспечить господст чела на земле. 4) На передний план выходит гносеология: процесс познания и оптимальн пути нахожд истины. В обьяснении процесса познания возникло противопост. м/у рационализмом и эмпиризмом.

Рационализм(Декарт, Спиноза).- Фил направл абсолютизирующее возможности разума и недооценив возможность чувств познания мира.

Эмпиризм(Бэкон,Гоббс,Локк).-фил направл абсолютизир возможности чувственного опытного знания и недооценивающее возможности теоретического познания.

13. Френсис Бэкон. Рене Декарт и его фил взгляды.

Бэкон.Эмпиризм(чувственный опыт). Высшая задача познания- завоевание природы и усоверш чел жизни. «Знание – сила.» Оптимальный метод познания – индукция(от частного к общему). Выделяет 4 идола: Идолы рода(мышление по аналогии). Идолы пещеры(Следствие материальн интересов. Судят по тому что видно из пещеры). Идолы площади(Заблуждение в рез-те общения при помощи слов.) Идолы театра(заблужд возникающ вследств авиторитетов). Систематизатор идей Бэкона Томас Гоббс. Мышление неотделимо от материи. Естеств сост чела война против всех(Гоббс). Естеств сост чела – безмятежность гармония(Локк).

Декарт. Рационализм(разум). Цель познания – усоверш чел природы. Два первоначала: дух и матер субстанция. В кач-ве истинной субстанции – Бог. Единственным источником истинных

знаний яв-ся разум. «Мыслю – следовательно существ». В основу истнного метода положил истину и дедукцию(от общего к частному).

14. Особенности немецкой классической фил. Фил Иммануила Канта.

Нем класс фил к18-1п19в.

Особенности нем класс фил.1) обращение к диалект традиции. 2) Фил в центре культуры. 3) Обращение к истории как к объекту фил анализа. 4) Обращение к проблемам права и гражданского об-ва. Понятия: прогресс, свобода, труд. 5) Антропологичность(в центре фил активный субъект познания- чел)

Кант. Выделяют докритический и критический период. Докритический период: естественнонаучн направл и материализм. Гипотеза о происхождении солн сист из газопылевой туманности. Идея о замедлении вращения Земли вследствие притяжения Луны. Идея естественного происх человеч рас. Критический: в познании принимают участи чувство и разум.

14-17

Всякое познание начинается с чувственного ощущения, восприятия, переходит к рассудку и завершается разумом. Разум – генератор идей: 1)Психологическая идея или идея о душе. 2)Космологическая или идея о мире как единстве. 3) Теологическая идея или идея о Боге как безусловной причине всего сущего. Кант различал «мир вещей в себе» и «мир явлений». «Вещи в себе не познаваемы».На уровне рассудка априорным знанием яв-ся категория: кол-во, кач-во, отнош, модальность. Поступай так, чтобы правило твоего поведение могло бы стать правилом поведения для всех. Разграничивает нравственную и физическую сторону поступка.

15. Обьективный идеализм Гегеля. Диалектический метод Гегеля. Антропологическая философия Людвига Фейербаха.

Гегель.Исходное понятие – абсолютная идея – чистая мысль, абстракция содержащая в себе в неразвёрнутом виде все знания о мире. Мировое развитие – развитие духа, абсолютной идеи. 3 этапа развития: 1) логика. 2) фил природы. 3) фил духа: а) субъективный дух – знание субъекта не выходящее за границу индивидуального опыта, б) объективный дух – чел-й родовой разум. Получивший выражение в организации общ-й жизни, в) абсолютный дух – дух свободы, стремящийся познать себя. Диалектика – фил учение о наиболее общих законах развития природы, об-ва и мышления.

Фейербах. По началу последователь Гегеля. Становится на принцип материализма. Вместо абстрактной идеи надо брать чела. Материальное сводится к физическому. Чел – исходная точка и конечная цель фил. Практическая д-ть сводится к матер-физиолог д-ти. Чел в об-ве взаимосвязан с др людьми. У Фейербаха всё сводится к половой активности.

16. Становление иррационалистической традиции в неклассической фил: Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше.

Иррационализм- фил учение, настаивающее на ограниченной познавательной способности разума, мышления и предлагающее основным видом познания интуицию, чувства, инстинкт.

Кьеркегор.Мышление никогда не может постигнуть дейс-ть. Мышление абстрактно, существование конкретно. Фил должна изучать внутренний духовный мир личности. 3 стадии развития личности: 1) эстетическая, 2) этическая, 3) религиозная.

Шопенгауэр.Различал вещь в себе и явление. Вещь в себе познаваемая и яв-ся волей. Воля – первооснова и первопричина мира. С появление человека мир становится объектом познания людей. Волевое начало мира толкает на борьбу. Сущность личности образует «воля». Борьба всех против всех. Совершенное познание интуитивно. Наука обращается к интеллекту, кот подчинён воле, а истинное знание не доступно науке. Истинное знание доступно только науке.

Счастье сводится к освобождению от страданий. Чел располагает 3 благами: здоровье, молодость, свобода.

Ницше. Философия жизни. Основа жизни – это воля к власти – основа и движущая сила мирового процесса. Воля к власти это инстинктивное иррациональное начало человека. Жизнь – борьба всех против всех. Побеждает сильнейший. Мир непознаваем. Интеллект д.б. подчинён воле и работать как орудие власти. Аппарат познания чела не предназначено для познания а для овладения вещами в целях биологического выживания и укрепления воли к власти. Все научные понятия – иллюзии, ложь. Существует природное неравенство людей: раса господ, раса рабов. Отвергал принцип демократии и исторического процесса, не приемлет христ религию и традиц мораль, т.к. традиц мораль размягчает и расслабляет волю к власти. Отрицает ценности: совесть, доброта, сострадание. Проповедует образ сверхчеловека.

17. Исторические условия возникновения марксизма. Диалектический материализм. Его сущность, место и роль в марксистской фил. Теория общественного развития марксистской фил.

Условия возникн:1)Становление буржуазии и пролетар, 2) обострение противоречий м/у классами, появл соц, 3) безработица, 4) открытия, фиксир историчность природы( клеточное строение, ЗСЭ, биолог эволюция),5) прообраз профсоюзов(черкизм).

Диалект материализм: Материя первична, сознание вторично. Атрибуты материи: бескон, вечн, неуничтожимость, движение, структ многообразие, сущ в пр-ве и времени. Движение имеет абсолютный характер. Формы сущ материи: простр и время. Сознание – отражение объект реальности, имеет соц прир. Идеальное – продукт сознания. Материя познаваема, на каждом ист этапе её познаваемость ограничена. Основа познания – практ д-ть. 2 этапа познания: чувств и рацион. Истина – соответствие знания явлениям и отношениям объективного мира. Развитие универсально. Источник развития – противоречие. Принципы диалектики: 1) развития, 2) материальн единства мира, 3) всеобщей связи и взаимозав-ти, 4) ед-ва истор и логич-ого, 5) восхождения от абстр к конктретному, 6) всесторонность и объективн исследования. Маркс фил применяет з-ны и принц диалектики на материалист основе.

Теория обществ развития. Движущая сила развития об-ва – взаимод-ие производительный сил(люди+средства пр-ва) и производств отн-й(отнош собств-ти). Об-во – система обществ отношений. Обществ отнош – д-ть чела. Д-ть – сод-ие процесса. Отношение – форма, в кот протекает процесс. Д-ть и отношения делятся на матер(эк отн-ия) и идеолог(полит, правовые, нравств, религ, эстетич). Общ-экон формации(по способу произв-ва):1) первобытнообщинн, 2) рабовладельч, 3) феод, 4) кап, 5) коммун(1й этап социализм).

18-22

23-25

Пространственно-временная структура бытия. Субстанциональная и реляционная концепции пространства-времени. Пространство и время в неживой и живой природе. Специфика социального пространства и времени.

Пр-во– абсолютная протяжённость, некоторая пустота.(Энгельс,Ньютон) Пр-во – протяжённость материи, сов-ть отношения мн-ва объектов.(Аристотель, Декарт, Бэкон) Пр-ва – комплекс ощущений. Пр-во – первичная хар-ка по отношению к материи. (соврем). Время – дл-ть существования(Аристотель, Декарт). Время – абс равномерная длит-ть(Ньютон).Время – форма проявл абс вечности(Платон,Гегель). Время – порядок следования событий(Лейбниц). Время – форма бытия материи, выражающая длит-ть и пос-ть её изменений(совр).

Взаимосвязь пр-ва и времени зафиксировано в теории отн-ти Эйнштейна. Св-ва пр-ва и времени: 1) метрические(связаны с движением), 2) топологические(не зависят от движения). Возможно сущ пр-в с разл метриками и топологиями. Миры конечны, вселенная бесконечна. Концепции пр-ва и времени: 1) субстанциальная, 2) реляционная. Пр-во и время не зависят др от др. Пр-во и время – это особые отношения м/у объектами и процессами и вне их не существубшие.

30. Понятие природы. Специфика философского и научного подходов к исследованию природы. Живая и физи­ко-химическая природа, их отличие и взаимосвязь.

Природа – весь мир в многообразии его форм и проявлений. Природа и материя близки по значению. Природа – материя+психические яв-ия мира животных. Отличия живого от неживого: 1) живое способно не только выделять и рассеивать тепло но и запасать в-ва, энергию, информ, может содержать сложные связи. 2) живая система сохраняется, постоянно разрушаясь, 3) живое тесно связано с природой, но не смешано с ней. 4) живое обладает опережающей реакцией. 5) саморегуляция.

31-35

36-41

42-45

47-50

50-52

1) общей направленностью познават деятельности

2) Характером предмета ис-ния

3) Типом используемых средств

4) Особенностями методов и форм фиксации полученного результата.

На эмпирич ур-не преобладает чувств познание, рациональные моменты его формы здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение.На этом ур-не исследование ориент познание описания явлений, на теор ур-не на выяснение сущности исследуемого объекта. Предмет научн. исследов(эмпир) – наблюдаемые явления , на теоретич ур-не системы абстрактных моделей, замещающих реальный объект.

На теоретич ур-не преоблад рациональное познание.

Метотеоретич метод ис-ния – предпосылочный метод ис-ния. К нему относятся следующие формы научного познания:

1) научная картина мира

2) идеалы и нормы ис-ния

3) фил-ие основания науки

метотеоретич ур-нь исследования выполняет мировоззренческую и концептуальную ф-ию.

Области научн знания:

В зависимости от особенности объекта ис-ния:

1) естеств знание 2) гуманитарное 3) техническое

В зависимости от реш практич задач:

1) фундамент 2) прикладная

В зависимости от ур-ня ис-ния:

1) эмпирич 2) теоретич 3) мировоззренческое

В зависимости от степени общности:

1) всеобщее знание 2) частнонаучное 3) знание интегративного хар-ра.

52-53

Теория – высшая организация научн знания, которая даёт целостное представление о закономерностях некоторой облати действит , и представляет собой знаковую модель этой действит.

Формы метотеоретич знания:

1) научная картина мира

2) идеалы, нормы, ис-ния

3) фил-ие основания науки.

53-55

(5) Поскольку об-во одновр явл и объектом и субъектом, соц законы – законы чел-ой деятельности, без чел-ой деят не может быть соц закономерности

(6) Соц законы по хар-ру своего проявления статические, т. е. законы тенденции. Истор события явл рез-том и общим итогом множества отдельных волеизъявлений людей.

55-59

Развитие чел. об-ва – сложный и многогранный пр-с. В ф-ии истории сложилось 2 концепции: 1) эволюционистская(единство истории чел-ва)

2)релятивистская (культурная самобытность локальных цивилизаций, Шпенглер, Данилевский, Сорокин).

Анализ хода истории показыв. что он имеет противоречив форму и единства и многообразия. Поэтому появл. конц-ия, которая пытается снять противоречия дух первых подходов

Античную конц-ию истории можно представить как круговое движение; Христианская к-ия истории преодолела античную к-ию; фил-ия Нового времени выработ. рац. объяснение хода ис-рии. Время и ход истории счит. линейными.

Конц-ия лин. разв. об-ва подверг. критике в 20в. Соврем. история, как и прошедшая воспринимается как рез-тат тв-ва людей, где возможен и прогресс и регресс, и различные расслоения и обединения, единство и многообразие.

59-63

Л. Мэмфорд выделяет три технические эпохи. Первая (1000-1750 гг.) имеет в основе технологию "воды и дерева". Вторая (до середины XX в.) опирается на комплекс "угля и железа" Третья "неотехническая" (современная) использует комплекс "электричества и сплавов". Здесь в основу периодизации положен ис­пользуемый в "технике основной вид энергии и то вещество, которое занимает главное место в создании технических устройств.

6-10

6. Жизнь и фил Сократа. Софисты.

Сократ.гАфины. Скульптор. Вводит проблемы нрав-ти, воспитания. Фил- учение о том как следует жить. Главн задача познать самого себя. Для того, чтобы жить необх знания, но знать чел может только то что в его власти(душа). Невысоко оценивал познават значение органов ч-в. Обрашал основное внимание на познание сути добродетели(сдержанность, мужество и справедл). Мораль=знание. Истинное знание – познание души. Не оставил работ.

Школа Киников.Антисфен. Отрицал реальность общего. Сущ только единичн вещи. Понятие – слово, которое обьясняет вещь. Челу доступен только мир единичн вещей. Постичь общее невозм. Но чел может познать гуаго(спокойствие, отречение от земного, аскетизм).

Киренская школа. Аристипп. Орудие познания – ощущение. С их пом чел постигает не св-ва вещей , а своё состояние. Цель жизни – наслаждение настоящим. Отказ от удовольствий грозящим страданиям.

Микарская школа. Предмет знания – общее, достигаемое при помощи понятий. Это общее неизменно и совпадает с единым благом. Чувственный мир, движение, изменение невозможны.

Элитоэретрийская школа. Фитон. Благо=доблесть. + микарская школа.

Софисты.Протагор. Создали науку о слове. Софистов подразделяют на старших(Горгий и Протагор) и младших(Алкидам). Отстаивал сенсуализм. Чел есть мера всех вещей. Все люди равны от природы. Против софистов выступал Сократ.

7. Философия Платона. Учение Демокрита.

Платонученик Сократа. Всё имеет свою идею. Идеи первичны, вечны, = бытию, не возникают и не уничтожаются. Материя ничего не порождает, она лишь воспринимает излучение от идей. Идет пребывают в вечности. Мир вещей изменяется. Самая высшая идея – блага=бога(красота, истина, соразмерность). Источник истины – воспоминание бессмерт души о мире идей до вселения в тело чела. Сущ 2 мира: мир идей и мир вещей. В основе идеального гос-ва – разделение труда.

Демокрит.Атомизм. Атомы и пустота. Возможно движение. Атомы: форма, порядок, положение +величина и тяжесть. Душа состоит из атомов. Чел умирает т.к. умирает его душа. Мир познаваем. Исходное познание – ощущение. Прогресс об-ва – разделение труда. В познании придавал большое значение чувствам, но понять сущность предмета можно лишь путём рационального познания. В основе воспитания лежит сп-ть к стыду.

8. Философская система Аристотеля.

Ядро фил – онтология. Мир имеет 2 начала: веществ и матер. Материя пассивна, форма – активна. Формирует систему категорий философии(10: сущность, кол-во, кач-во, отн-ия, место, время, положения, обладания, действование, страдание). Ощущение – отражение внешн мира, первичн ист нашего знания. В основе вещей лежат 4 элемента: огонь, воздух, земля и вода. Действительное бытие представляет единство материи и формы.. Выделяет 6 видов движения: возникн и гибель, увелич и уменш, перемена, изменение места. Душа присуща всем обьектам живой природы. 3 уровня души: вегетативный(растения), чувственный(животные), разумный(чел). Чел – общественное сущ-во. Различал 3 хорошие(монархия, аристократия, полития) и 3 дурные(тирания, олигархия, демократия) формы гос-ва. Во всём должна быть умеренность.

9. Раннехрист фил. Проблема отнош веры и разума в апологетике, патристике, схоластике. Идеи Августина Блаженного.

Главные темы: Бог, чел, мир, отношения между ними. Условия: 1) падение общей образ-ти, 2) уст натур хоз-ва, 3) формир системы вассальной зав-ти, 4) диктатура церкви. Очагами сохранения науки и ис-ва ст-ся монастыри.

Отнош знания и веры: 1) знание и вера – антиподы(вера не нуждается в знании). 2) знание и вера могут сосущ т.к. имеют разные источники. Знание опир на разум, вера на откровение. 3) Знание и вера должны обьед-ся и обосн богословские концепции: а) «верую чтобы понимать» А.Б., б) «понимаю чтобы верить.» в) «нет веры, без знания и знания без веры.»

В период борьбы христ с политеизмом возникают сочинения апологетов – защитников христ. Эти соч носят пропаганд дискус хар-р, очерчивают круг проблем, к-е становятся главн в средневек Стремились док-ть, что христ выдвигает ?? кот ставила антич фил, но даёт на них более соверш ответ.

Системное решение этих проблем берёт на себя патристика- соч, в кот решаются проблемы(1. Бога и док-ва его бытия, 2. бытия чела и целях его бытия, 3. соотнош веры и разума, 4. проблема универсалей).

Схоластика-наука и фил религиозно оформленная, кот преподаётся развивается в сист религ образа. 9-15в.

Августин Блаженный.- 1й отец церкви, кот занимался фил??. Бог есть высшее бытие, в Боге нах-ся вечн неизм идеи, кот обуславливают мировой порядок. Бог творит мир по своей доброй воле. Мир разнообр. Лестница сущ-в. Особое место заним чел(наделён душой и телесн прир). Душа нематер, бессмерт и свободна(атриб Бога). Церковь – посредник м/у небом и грешным земным миром. Она есть отражение небесного мира, но т.к. она сущ на земле, где зло и насилие, она не свободна от земных грехов.

10. Схоластика, её метод и проблематика. Споры об универсалиях(реализм, номинализм, концептуализм) . Фома Аквинский и его идеи.

Схоластика-наука и фил религиозно оформленная, кот преподаётся развивается в сист религ образа. 9-15в. Стремилась рац обосновать и системат христ вероучение. Для этого широко исп идеи античной фил-и. В развитии выделяют 3 подпериода: а) ранняя 9-12в, б) расцвет 13в, в) закат 14-15в. Проблематика: соотнош знания и веры, сущности и существования, природа универсалей. Споры об универсалиях: реализм(универсалии сущ реально), номинализм(реально сущ един вещи,

10-14

общее- в сознании чела- имена вещей), концептуализм(общее сущ после един вещей как умственное обобщение признаков).

Фома Аквинский. Фил и религия отлич по методу достиж истины. Но в итоге истина принципиалньно одинаковая(источник Бог). Бог – перво- двигатель, -причина, -необходимость, -руководитель, абсолютное совершенство. Индивидуальность чела – единство души и тела. Душа нематериальна и бессмертна. Душа разная. Единство души тела. Чел общ-ое существо.

Дал классификацию законов: 1.вечные – обеспеч миропорядок, 2. естествен, 3. человеческие, 4. божественные- смысл жизни. Познание начинается с чувственного опыта.

11. Фил эпохи Возр: специфика и круг проблем. Гуманизм и проблема человеч индивидуальности. Натурфилософия и пантеизм.

Специфика:1. Антропоцентризм(чел – центр и высшая цель мироздания), 2. Гуманизм(учение, признающее самоценность личности в мире. Право чела на свободное развитие и проявление своей способн). 3. Пантеизм(учение обожествляющее мир). 4.Чел –творческая личность.

Круг проблем: Эстетический аспект.

Период В характ : преодоление натур способа ведения хоз-ва, расширение культ и эк связей м/у регионами Европы, развивается книгопечатание, ВГО.

1) ломалась дух диктатура церкви, 2) церковь уходит на второй план(светская жизнь). 3) Внутри христ формир реформ движения оппозиционные Ватикану. 4) Формир интеллигенция(слой не связан с церковью). 5). Гуманизм – светская нецерковная образованность. 6) Об-во обращается к античности. Фил преобр антисхоластический хар-р. Теория двойственной истины(религии и науки). Появ-ся натурфилософия и пантеизм(Бог растворён в природе).

Николай Кузанский, Джордано Бруно. Противоположности совпадают в Боге. Мир познаваем. Три ступени познания: ощущение, рассудок и разум.

Макиавелли. Цель оправдывает средства. В основе д-ти чела лежат его эгоистич и материальн интересы. Нужно отделить церковь от гос-ва. При этом мораль выводится из политики.

Леонардо да Винчи. Считал что наука должна приносить пользу для чела. Доказывает что ис-вом познаётся мир. Для этого используется образ.

Галилео Галилей. Атомизм. Вселенная бесконечна. Чел имеет двоякую природу(смертен и бессмертен).

12. Фил Нового времени: основн формы, направления, проблемы. Дилемма эмпиризма и рационализма и её развитие в фил Нового времени

Новое время к16-к18 веков. Бурж выд-ся из 3 сословия и стан господств классом. Период бурж рев. Религия оконч теряет господств полож, но сохр в обыденном сознании. Учеличение власти закл в получении новых знаний.

Особенности фил Н.Вр.: 1) тесная связь с естествознанием. 2) возникает противостояние материализма(созерцательность и механицизм) и идеализма. 3) Знание – сила. Фил и наука должны обеспечить господст чела на земле. 4) На передний план выходит гносеология: процесс познания и оптимальн пути нахожд истины. В обьяснении процесса познания возникло противопост. м/у рационализмом и эмпиризмом.

Рационализм(Декарт, Спиноза).- Фил направл абсолютизирующее возможности разума и недооценив возможность чувств познания мира.

Эмпиризм(Бэкон,Гоббс,Локк).-фил направл абсолютизир возможности чувственного опытного знания и недооценивающее возможности теоретического познания.

13. Френсис Бэкон. Рене Декарт и его фил взгляды.

Бэкон.Эмпиризм(чувственный опыт). Высшая задача познания- завоевание природы и усоверш чел жизни. «Знание – сила.» Оптимальный метод познания – индукция(от частного к общему). Выделяет 4 идола: Идолы рода(мышление по аналогии). Идолы пещеры(Следствие материальн интересов. Судят по тому что видно из пещеры). Идолы площади(Заблуждение в рез-те общения при помощи слов.) Идолы театра(заблужд возникающ вследств авиторитетов). Систематизатор идей Бэкона Томас Гоббс. Мышление неотделимо от материи. Естеств сост чела война против всех(Гоббс). Естеств сост чела – безмятежность гармония(Локк).

Декарт. Рационализм(разум). Цель познания – усоверш чел природы. Два первоначала: дух и матер субстанция. В кач-ве истинной субстанции – Бог. Единственным источником истинных

знаний яв-ся разум. «Мыслю – следовательно существ». В основу истнного метода положил истину и дедукцию(от общего к частному).

14. Особенности немецкой классической фил. Фил Иммануила Канта.

Нем класс фил к18-1п19в.

Особенности нем класс фил.1) обращение к диалект традиции. 2) Фил в центре культуры. 3) Обращение к истории как к объекту фил анализа. 4) Обращение к проблемам права и гражданского об-ва. Понятия: прогресс, свобода, труд. 5) Антропологичность(в центре фил активный субъект познания- чел)

Кант. Выделяют докритический и критический период. Докритический период: естественнонаучн направл и материализм. Гипотеза о происхождении солн сист из газопылевой туманности. Идея о замедлении вращения Земли вследствие притяжения Луны. Идея естественного происх человеч рас. Критический: в познании принимают участи чувство и разум.

14-17

Всякое познание начинается с чувственного ощущения, восприятия, переходит к рассудку и завершается разумом. Разум – генератор идей: 1)Психологическая идея или идея о душе. 2)Космологическая или идея о мире как единстве. 3) Теологическая идея или идея о Боге как безусловной причине всего сущего. Кант различал «мир вещей в себе» и «мир явлений». «Вещи в себе не познаваемы».На уровне рассудка априорным знанием яв-ся категория: кол-во, кач-во, отнош, модальность. Поступай так, чтобы правило твоего поведение могло бы стать правилом поведения для всех. Разграничивает нравственную и физическую сторону поступка.

15. Обьективный идеализм Гегеля. Диалектический метод Гегеля. Антропологическая философия Людвига Фейербаха.

Гегель.Исходное понятие – абсолютная идея – чистая мысль, абстракция содержащая в себе в неразвёрнутом виде все знания о мире. Мировое развитие – развитие духа, абсолютной идеи. 3 этапа развития: 1) логика. 2) фил природы. 3) фил духа: а) субъективный дух – знание субъекта не выходящее за границу индивидуального опыта, б) объективный дух – чел-й родовой разум. Получивший выражение в организации общ-й жизни, в) абсолютный дух – дух свободы, стремящийся познать себя. Диалектика – фил учение о наиболее общих законах развития природы, об-ва и мышления.

Фейербах. По началу последователь Гегеля. Становится на принцип материализма. Вместо абстрактной идеи надо брать чела. Материальное сводится к физическому. Чел – исходная точка и конечная цель фил. Практическая д-ть сводится к матер-физиолог д-ти. Чел в об-ве взаимосвязан с др людьми. У Фейербаха всё сводится к половой активности.

16. Становление иррационалистической традиции в неклассической фил: Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше.

Иррационализм- фил учение, настаивающее на ограниченной познавательной способности разума, мышления и предлагающее основным видом познания интуицию, чувства, инстинкт.

Кьеркегор.Мышление никогда не может постигнуть дейс-ть. Мышление абстрактно, существование конкретно. Фил должна изучать внутренний духовный мир личности. 3 стадии развития личности: 1) эстетическая, 2) этическая, 3) религиозная.

Шопенгауэр.Различал вещь в себе и явление. Вещь в себе познаваемая и яв-ся волей. Воля – первооснова и первопричина мира. С появление человека мир становится объектом познания людей. Волевое начало мира толкает на борьбу. Сущность личности образует «воля». Борьба всех против всех. Совершенное познание интуитивно. Наука обращается к интеллекту, кот подчинён воле, а истинное знание не доступно науке. Истинное знание доступно только науке.

Счастье сводится к освобождению от страданий. Чел располагает 3 благами: здоровье, молодость, свобода.

Ницше. Философия жизни. Основа жизни – это воля к власти – основа и движущая сила мирового процесса. Воля к власти это инстинктивное иррациональное начало человека. Жизнь – борьба всех против всех. Побеждает сильнейший. Мир непознаваем. Интеллект д.б. подчинён воле и работать как орудие власти. Аппарат познания чела не предназначено для познания а для овладения вещами в целях биологического выживания и укрепления воли к власти. Все научные понятия – иллюзии, ложь. Существует природное неравенство людей: раса господ, раса рабов. Отвергал принцип демо

Наши рекомендации