Темы докладов к практическому занятию № 2. Русская философия
1. Позитивизм: основные идеи и исторические формы.
2. Проблема свободы и ответственности человека в русской философии.
3. Этика любви в гуманистическом психоанализе Э. Фромма и параллели с русской философией.
4. Западничество и славянофильство как течения русской философской мысли.
5. Русский анархизм (М. Бакунин, П. Кропоткин).
6. Проблема прогресса в русской философии
7. Революционно-демократическое течение русской философской мысли (А. Герцен, Н. Чернышевский, Н. Добролюбов).
8. Особенности религиозной философии в России (В .Соловьёв, Н. Бердяев, Л. Толстой).
9. Проблема прогресса и цивилизации в социальной философии К.Н. Леонтьева.
10. Значение для русской философии творчества М.В. Ломоносова.
11. Философские аспекты дискуссии «западников» и «славянофилов».
12. Философские идеи Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого. Их влияние на духовную жизнь России.
13. Философская система Вл. Соловьева.
14. Русский космизм как философское направление.
15. Проблема «Запад - Россия - Восток», ее философские аспекты.
Темы докладов к практическому занятию № 3. Социальная философия
1. Общество как специфический способ бытия человека.
2. Природа как основа существования и развития общества.
3. Социальные группы, общности и организации.
4. Формационные концепции общественного развития
5. Цивилизационные концепции общественного развития.
6. Основные теоретические модели общества.
7. Теория Г. Спенсера о происхождении общества и альтернативные теории
8. Эволюционная теория Ч. Дарвина о происхождении человека.
9. Принцип общественного договора в учениях Т. Гоббса и Ж.-Ж. Руссо.
10. Особенности современной социальной структуры общества.
11. Проблема социального неравенства в современном обществе.
12. Эволюция семейно-брачных отношений в истории человечества.
13. Семья и брак как философская проблема.
14. Современная семья: основные тенденции развития.
4. Блок контроля освоения дисциплины
Общие указания
Блок контроля освоения дисциплины включает:
Задание на контрольную работу и методические указания к ее выполнению
Темы контрольных работы приведены ниже. Порядок выбора индивидуальных заданий указан в пункте «Задания на контрольную работу и методические указания к ее выполнению».
Индивидуальные задания студент получает у преподавателя или на учебном сайте.
Блок тестов текущего контроля
Приводятся 8 тестов текущего контроля по каждому изразделов дисциплины. Они предлагаются студентам в качестве тренировочных. Данный вид контроля студент может пройти на сайте СЗТУ. Завершив работу с тренировочными тестами по разделам, студент должен пройти аналогичный контрольный тест. Время ответа и число попыток ответа для контрольного теста ограничено.
Каждый раздел по философии для студентов всех специальностей завершается тестированием.
Контрольные тесты студент получает у своего преподавателя или на учебном сайте. Время ответа и число попыток ответа для контрольного теста ограничено.
Блок итогового контроля
Курс философии у студентов всех специальностей завершается экзаменом. При этом студенты очной формы обучения сдают экзамен по билетам, а студенты заочной и очно-заочной формы обучения по билетам или по тестам. Для допуска к экзамену необходима выполненная контрольная работа. В данном блоке приводятся вопросы для подготовки к экзамену, кроме того, студент может провести репетицию сдачи экзамена, обратившись к тестовой базе данных.
4.2. Методические рекомендации по написанию контрольной работы
Контрольная работа представляет собой одну из форм самостоятельной работы студентов по изучению философии, которая вырабатывает навыки научно-исследовательской деятельности. Написание контрольной работы требует от автора не только наличия знаний, но и определённых усилий, умения сосредоточиться. Выполнение письменной работы учит студента ориентироваться в подборе литературы, развивает навыки обобщения полученных знаний, способствует формированию мировоззрения.
Исходным пунктом написания работы является выбор темы. Необходимо предварительно ознакомиться с программой по философии, а также с предложенной тематикой. Слушатель может выбрать любую из указанных тем в соответствии со своими интересами или предложить другой вариант, согласовав его с преподавателем. Следующий этап – подбор литературы. Здесь следует ориентироваться прежде всего на источники, указанные в УМК. Рекомендуемые издания можно дополнять подходящими по содержанию.
После подбора литературы и общего ознакомления с ней следует составить план контрольной работы. План работы состоит из введения, 2-3 глав и заключения. При этом следует помнить, что тема работы и основные вопросы не должны дублировать друг друга. После составления плана можно приступать к написанию работы. Во введении необходимо обосновать актуальность выбранной темы и чётко сформулировать те проблемы, которые будут рассмотрены в работе. Можно также дать краткий обзор используемой литературы по данной теме. Основные вопросы лучше излагать как проблемные. При этом изложенный материал должен соответствовать заявленным в плане названиям, а все части работы должны быть логически связаны между собой. В конце каждого вопроса следует делать краткие выводы. В заключении необходимо сделать общий вывод по содержанию работы. После написания текста указывается список используемой литературы с соблюдением принятых в библиографии требований. Список авторов и изданий составляется в алфавитном порядке с указанием ф. и. о. автора, названия, места и года издания. Например: Философия. Часть I. История философии: учебно-методический комплекс (информационные ресурсы дисциплины: учебное пособие). / И.Г. Шестакова и др. - СПб.: Изд-во СЗТУ, 2011. – 225 с.
При цитировании в тексте работы сноски делаются постранично (обозначаются внизу страницы, источник указывается полностью, но с дополнительным обозначением страницы цитируемого отрывка). При ссылке без цитирования можно отсылать и к списку литературы, указывая номер источника, например: [см. 5, с. 9]. При работе с литературой автор должен осмыслять источники, а не просто переписывать их. Можно рекомендовать слушателям заранее конспектировать для себя наиболее важные положения.
Контрольная работадолжна быть представлена на 15-20 страницах. Текст набирается 14 шрифтом, через 1,5 интервала. Страницы контрольной работы следует пронумеровать вверху по центру. На титульном листе проставляется название образовательного учреждения, предмет, по которому выполнена работа, и её название, фамилия и инициалы студента – автора работы, номер учебной группы и фамилия преподавателя, а также год написания. На второй странице указывается план контрольной работы, который включает введение, основную часть, заключение, список литературы. При написании контрольной работы следует пользоваться следующей литературой [6, 8, 15]. Вы также можете обратиться к учебникам и учебным пособиям, указанным в основном списке литературы [1-5] или к средствам интернета с возможностями пользоваться электронной библиотекой [4-7]
Выполненную работу следует представить в установленные сроки. Если работа не соответствует требованиям по оформлению и содержанию, то она возвращается слушателю на доработку, а её автор не допускается к сдаче экзамена до исправления указанных недостатков. Защита контрольной работы происходит до экзамена или непосредственно на экзамене перед ответом на теоретический вопрос. При этом выясняется степень понимания автором различных аспектов темы, знание и понимание им литературы, на которой основана контрольная работа. Оценка за работу принимается во внимание при сдаче экзамена. В случае если контрольная работа не защищена, слушатель не допускается к экзамену. Экзамен по курсу может быть сдан при условии успешной защиты контрольной работы и удовлетворительного ответа на теоретические вопросы или положительной оценки при тестировании.
Подобные требования к выполнению контрольной работы предъявляются и для студентов, обучающихся в системе ДОТ. На все дополнительные вопросы студенты ДОТ могут получить консультацию преподавателя, задав вопрос на форуме. Контрольную работу Вам необходимо оформить, выложить на сайте дистанционного обучения и получить за нее оценку до сдачи экзамена.
Темы контрольных работ
1. Что такое философия?
2. Философия в духовной культуре общества.
3. Философия и наука.
4. Философия и религия.
5. Отличительные черты античной философии и ее роль в мировой культуре.
6. Пифагорейская школа греческой философии.
7. Элейская школа греческой философии.
8. Античный атомизм.
9. Знание как основа добродетели в этическом рационализме Сократа.
10. Эллинско-римская философия
11. Учение Платона о государстве.
12. Идеал мудреца в античной философии.
13. Основные особенности средневековой философии.
14. Номинализм и реализм о природе общих понятий.
15. Проблема обоснования бытия Бога в средневековой философии и теологии.
16. Ф. Аквинский о гармонии веры и разума.
17. Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения.
18. Пантеизм как форма мировоззрения.
19. Г. Галилей как основатель экспериментального естествознания.
20. Новая научная картина мира в учениях Н. Коперника, И. Кеплера и Д. Бруно.
21. Философское учение Спинозы.
22. Монадология Лейбница.
23. Материализм и антитеологизм французского Просвещения.
24. Проблемы государства и права в философских учениях Т. Гоббса и Д. Локка.
25. Философия политического радикализма Ж.-Ж. Руссо.
26. Основные идеи и отличительные черты философии Просвещения.
27. Учение Канта о познании. Априоризм.
28. Кант об антиномиях разума.
29. Этика Канта.
30. Философия искусства Шеллинга.
31. Система абсолютного идеализма Гегеля.
32. Фейербах о сущности религии.
33. Позитивизм: основные идеи и исторические формы.
34. Проблема свободы и ответственности человека в экзистенциализме А. Камю и Ж.-П. Сартра.
35. Этика любви в гуманистическом психоанализе Э. Фромма.
36. «Одномерный человек» и общество отчуждения в творчестве Г. Маркузе.
37. Проблема прогресса в русской политической философии XIX-начала ХХ века.
38. Критерии социального прогресса в русской философии.
39. Современные проблемы теории развития общества.
40. История, движущие силы и критерии общественного прогресса в западнической философии в России ХХ века (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев).
41. Россия и Европа: историософия П.Я. Чаадаева.
42. Н. И. Кареев Идея прогресса в ее историческом развитии.
43. «Теория прогресса» П.Л. Лаврова.
44. «Формула прогресса» Н.К. Михайловского.
45. П.Б. Струве (1870-1944) "Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России".
46. С.Н. Булгаков. Основные проблемы теории прогресса.
47. Социально-философские позиции и концепция анархизма М.А. Бакунина.
48. Марксистская философия истории. Исторический материализм.
49. Воззрения П.Н. Ткачева на Россию и пути ее развития.
50. Г.В. Плеханов о законах общественно-исторического развития и роли личности в истории.
51. В.И. Ленин: проблемы государства и революции.
52. Возрождение частной собственности. Столыпин и актуальность его реформ в современной России.
53. От монархии к социализму.
54. Возможность модернизации в России.
55. Западничество и славянофильство как течения русской философской мысли.
56. Русский анархизм (М. Бакунин, П. Кропоткин).
57. Революционно-демократическое течение русской философской мысли (А. Герцен, Н. Чернышевский, Н. Добролюбов).
58. Особенности религиозной философии в России (В. Соловьёв, Н. Бердяев, Л. Толстой).
59. Современная наука о происхождении и строении Вселенной.
60. Порядок из хаоса: современная наука о саморазвитии материи.
61. Проблема пространства и времени в философии и науке.
62. Релятивизм софистов.
63. Агностицизм Дж. Беркли.
64. Агностицизм И. Канта.
65. Исторические формы скептицизма.
66. Логические следствия агностицизма.
67. Агностицизм и скептицизм.
68. Что такое истина?
69. Проблема соотношения абсолютной и относительной истины.
70. Эмпиризм в решении проблемы критериев истины.
71. Рационализм как философское направление.
72. Категория «практики» в философии марксизма.
73. Ф. Бэкон об источниках заблуждения.
74. Суждение как форма мышления.
75. Понятие как форма мышления.
76. Умозаключение как форма мышления.
77. Язык как знаковая система. Естественные и искусственные языки.
78. Понятие и слово.
79. Всеобщие методы научного познания.
80. Человек как философская проблема.
81. Проблема человеческой свободы в философии экзистенциализма.
82. Проблема биологического, социального и духовного в человеке.
83. Современная цивилизация: феномен «расчеловечивания» человека.
84. Проблема личности в философии Э.В. Ильенкова.
85. Сущность креационистской концепции антропогенеза.
86. Эволюционная теория Ч. Дарвина о происхождении человека.
87. Трудовая теория антропогенеза в марксизме.
88. Классический психоанализ о природе человека.
89. Современная наука и философия о проблеме происхождения человека.
90. Проблема происхождения сознания в истории философии.
91. Проблема идеального.
92. Трактовка сознания в материалистической и идеалистической традициях.
93. Теория отражения, уровни и формы отражения.
94. Проблема искусственного интеллекта в современной науке и философии.
95. Общество как специфический способ бытия человека.
96. Природа как основа существования и развития общества.
97. Социальные группы, общности и организации.
98. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
99. Основные теоретические модели общества.
100. Принцип общественного договора в учениях Т. Гоббса и Ж.‑Ж. Руссо.
101. Особенности современной социальной структуры общества.
102. Проблема социального неравенства в современном обществе.
103. Эволюция семейно-брачных отношений в истории человечества.
104. Философия семьи.
105. Современная семья: основные тенденции развития.
Вы можете написать эссе по прочитанному философскому произведению. Тема эссе и литература обсуждается с преподавателем.
Тесты по философии