Раздел 3. Философия Средневековья и Возрождения

Данный раздел состоит из следующих тем: “Средневековая философия” и “Философия эпохи Возрождения”

Эпоха Средневековья охватывает тысячелетний период, включая период позднего средневековья, который получил название Возрождения. Ввиду обширности материала при изучении этой темы от студентов требуются знания общего характера, а именно: знание главных персоналий, основных проблем и отличительных черт средневековой философии.

Средневековая философия

[1], с. 67-72; или[2],с. 82-97

Трудность этой темы заключается в том, что в средневековой мысли все традиционные философские проблемы рассматривались в форме богословских проблем, что сильно затрудняет их понимание для неподготовленного студента. Особое внимание следует обратить на вопрос, посвящённый доказательствам бытия Бога, догматам всесовершенства и их критике. Помимо своего логического содержания, проблема Бога имеет мировоззренческое значение, а потому уяснение этого вопроса способствует выработке мировоззренческой позиции учащихся.

Обратите внимание на хронологические рамки средневековой эпохи, которая берет исток в I в. н. э., когда на арене мировой истории появляется христианство. Обратите внимание на отличительные черты средневековой философии. Христианское учение как синтез двух традиций: библейской мифологии и античной философии. Два этапа развития христианской философии: патристика и схоластика. Патристика: этапы и основные представители. Западные и восточные отцы церкви. Первые церковные соборы. Периодизация средневековой схоластики; её основные представители. Проблема общих понятий (универсалий). Полемика реализма, номинализма и концептуализма. Проблема Бога в христианской теологии. Проблема доказательств бытия Бога. Проблема веры и знания: примат веры (Тертуллиан, Августин), гармония веры и разума (Ф. Аквинский), учение о двойной истине (поздние схоласты).

Вопросы для самопроверки

1. На основе каких традиций складывалось христианское вероучение?

2. В чём заключается христианский символ веры?

3. Какие доказательства бытия Бога приводят А. Августин и Ф. Аквинский?

4. Основные этапы и черты средневековой западной философии.

5. Философские проблемы средневековой схоластики (проблема универсалий, бытия Бога, соотношения веры и разума).

Философия эпохи Возрождения

[1], с. 72-100; или[3],с. 113-127

Главная трудность при изучении философской проблематики эпохи Возрождения заключается в уяснении теоретических оснований ведущих философских учений этого времени, а именно пантеизма и диалектики. Пантеизм – это особая религиозная позиция, которая заключается в отождествлении Бога и природы. Бог рассматривается как идеальная сущность природы, а природа – как проявление Божества («Бог в вещах»). В пантеизме Бог и природа оказываются неотделимы друг от друга. Такая онтологическая установка требует и соответствующей ей гносеологической. Истинным методом познания в пантеизме выступает диалектика – учение о единстве и взаимопереходе противоположностей.

Обычно культура Возрождения связывается с Италией и главным её выражением считается искусство. Это время перелома во внутреннем мире человека, в его взглядах на внешний мир и на самого себя. Прежде всего, возрождается интерес к античности, а именно к античному искусству и наукам, отсюда, кстати, и название эпохи – «Возрождение».

Изучая данную тему, обратите внимание на общую характеристику эпохи. Проанализируйте также следующие темы: отношение к античной культуре; гуманизм; наука и философия; зарождение математического естествознания; начало светской образованности.

От теоцентризма к антропоцентризму. Ренессансная картина бытия: человек – скрепа мира. «Учёное незнание» Н. Кузанского. Гелиоцентрическая система Н. Коперника. Идея бесконечности и множественности миров в учении Д. Бруно. Природа – «Бог в вещах». Антицерковная направленность пантеизма. Осуждение Бруно.

Проблема государства и общества в социально-политической мысли эпохи Возрождения. «Государь» Н. Макиавелли. Социально-критические теории Т. Мора и Т. Кампанеллы. «Утопия» и «Город Солнца». Критика буржуазных отношений с позиций христианского гуманизма. Проекты социального переустройства.

Вопросы для самопроверки

1. Основные особенности философии Возрождения.

2. Пантеизм и учение о противоположностях Н. Кузанского.

3. В чём заключается смысл «учёного незнания»?

4. Учение Д. Бруно о бесконечности Вселенной.

5. В чём суть политических утопий Т. Мора и Т. Кампанеллы?

6. Какой принцип, согласно Н. Макиавелли, лежит в основе государственного управления?


Наши рекомендации