Понятие метода и методологии. Классификация методов научного исследования.
Метод – совокупность определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия.Методы эмпирического уровня: Наблюдение – целенаправленное,пассивное, планомерное, систематическое восприятие предметов и явлений действительности (непосредственно и с помощью приборов), в результате которого человек получает первичные знания о внешних сторонах, связях и отношениях изучаемого объекта. Наблюдение позволяет фиксировать лишь то, что раскрывает сам объект исследования.
Эксперимент – активное целенаправленное вмешательство исследователя в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта исследования или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях. Для эксперимента характерны контролируемость и возможность многократного повторения. Описание – фиксирование результатов наблюдения или эксперимента (т.е. сведений об объекте) с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке. Измерение – совокупность действий, выполняемых при помощи средств измерений с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения. Методы теорет ур-ня: Метод мысленного эксперимента – система логических процедур над идеализированным объектом. Идеализация – мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных (идеализированных) объектов, реально не существующих в объективном мире. Формализация – отображение содержания знания в знаково-символической форме (формализованный язык, формулы, графики и т.д.), что способствует точности выражения мысли. Аксиоматический метод – способ построения научной теории, при котором в ее основу кладутся некоторые исходные положения – аксиомы, из которых чисто логическим путем (т.е. доказательством) выводятся все утверждения этой теории. Гипотетико-дедуктивный метод – создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах. Как следствие этого знание носит гипотетический или вероятностный характер. Общелогические методы: Анализ – метод познания, заключающийся в разделении объекта исследования на составные части, которые исследуются самостоятельно относительно целого. Синтез – метод познания, при котором происходит соединение выделенных составных частей исследуемого объекта в единое целое с учетом знаний, полученных при анализе. Абстрагирование – мысленное отвлечение от ряда свойств и отношений изучаемого объекта, считающихся несущественными для данного исследования при одновременном выделении интересующих исследователя свойств и признаков объекта.Обобщение – установление общих свойств и признаков объекта. Индукция – метод познания, при котором общий вывод делается на основе единичных фактов или посылок. Дедукция – метод познания, состоящий в том, что из общих утверждений делаются заключения частного характера. Аналогия – установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между различными объектами. Моделирование – метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на модели (аналоге того или иного фрагмента действительности).
Эмпир и теоретический уровни научного исследования.
Структура научного познания: Научное познание – есть процесс, который включает в себя два основных уровня: эмпирический и теоретический, а также метатеоретический уровень (или предпосылочное знание, которое включает в себя научную картину мира, идеалы и нормы научного исследования, философские основания науки). Эмпирический уровень научного познания: Главная цель эмпирического уровня – получение данных наблюдения и формирование фактов науки, на основе которых затем строится эмпирический базис и развивается система теоретических построений. Исследуемый объект на эмпирическом уровне отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию. Здесь преобладает чувственная сторона познания.Знание на эмпирическом уровне выступает в форме научного факта. Научный факт – это доказанное знание о характеристиках, свойствах, проявлениях изучаемого объекта.