Аристотель: учение о материи, форме и причинности
Аристотель родился в Стагире (на границе с Македонией) в 384 г. до н.э.
Аристотель делил науки на три раздела: 1) теоретические науки ведут поиск ради знания как такового; 2) практические науки познают ради морального совершенствования; 3) цель продуктивных наук – изготовление определенных предметов. Наиболее ценным знанием является теоретическое: это метафизика, физика, психология и математика.
Метафизике Аристотель дает четыре определения: 1) исследование первопричин, или высших начал; 2) познание бытия как такового; 3) наука о субстанции; 4) постижение божественной сверхчувственной субстанции.
Метафизика – самая возвышенная наука, говорит Аристотель; несвязанная с материальными нуждами, она не преследует никаких практических задач. Другие науки подчинены практическим целям, поэтому ни одна из них не самоценна, ее оправдывают лишь результаты.
Излагая метафизику как теорию субстанции, Аристотель подчеркивает, что субстанция и есть та ось, вокруг которой вращаются все смыслы бытия.
На вопрос о том, что такое субстанция, натуралисты указывают на материальные элементы. Платоники главной считают форму. Обычные люди полагают, что индивид и любая конкретная вещь состоят из формы и материи одновременно. На вопрос «Кто же прав?» - Аристотель отвечает: «Все и никто, ибо любой из ответов, взятый по отдельности, будет однобоким; лишь взаимосогласованные они дадут истину».
1. Материя есть начало всего чувственно воспринимаемого. В этом смысле материя – субстрат формы (как дерево – субстрат дома, а глина – субстрат чаши). Теряя материю, мы теряем весь чувственный мир.
2. Форма определяет и реализует материю, образует суть каждой вещи. то, благодаря чему вещи есть. Именно поэтому форма – субстанция в полном смысле слова.
3. Аристотелевская композиция материи и формы дает образ объединяющего разные полюса начала.
Таким образом, понятно, почему Аристотель назвал первую причину бытия формой, ведь как таковая именно она может информировать, т.е. облагораживать материю и обосновать индивидуальное бытие, т.е. укрепить человека.
Человек и космос в античной философии
В античности природа есть космос, сосредоточение логоса, идеал смысловой упорядоченности и совершенства, к которому принадлежит и сам человек. Природа неизмеримо превосходит человека, который должен стремиться жить в согласии с ней.
Так, например Эмпедокл (ок. 484-421 гг. до н.э.) говорил о любви и ненависти, как о движущих космических силах. Четыре начала – вода, воздух, земля и огонь ведомы двумя космическими силами – Любовью и Ненавистью. Эти четыре начала соединяются в различные комбинации силой Любви, а разрушаются под действием Вражды.
В конце IV в. до н.э. Зеноном была основана школа Стоя (Стоя – Портик; не будучи афинянином, Зенон не имел права арендовать целое здание, поэтому он проводил свои лекции в некоем Портике). Как и досократики, стоики видели мир возникшим, а значит, и разрушимим. На исходе времени придет мировой пожар, в огне которого сгорит космос, и мир очистится. На пепле возродится новый мир, все повторится снова: тот же космос, обреченный на разрушение и на репродукцию. Выходит нечто вроде теории «вечного возвращения»: всякий человек вновь родится на земле и будет таким же, как в предыдущей жизни, вплоть до мельчайших черт. Человек, занимает доминирующую позицию, ибо он, как никто другой, участвует в божественном Логосе. Человек состоит не только из тела, но и из души, которая является фрагментом космической души, душа же телесна.
Плотин (родился в 205 году), говорил, что материя нуждается в Душе, формирующей ее, связывающей ее с бытием. Физический мир рождается, следовательно, так: 1) сначала Душа полагает материю, которая находится на периферии световой окружности, где наступают сумерки; 2) затем этой материи дается форма, которая освещает, насколько это возможно, материю.
Рождение и смерть становятся не чем иным, как подвижной игрой души. Человек рождается не тогда, когда он появляется в физическом мире, но предсуществует в состоянии чистой души: «Прежде нашего рождения мы обитали свыше: мы были людьми, индивидуально определенными, и даже Богами, чистыми душами».
Человек – это фундаментальным образом душа, и все виды активности жизни зависят от его души.