Теоретический уровень познания и связанные с ним методы и формы исследовательской деятельности.

Теория – описание, объяснение, которое осуществляется на уровне абстрактного мышления.

Методы:

Теоретический уровень познания и связанные с ним методы и формы исследовательской деятельности. - student2.ru идеализация и формализация;

Теоретический уровень познания и связанные с ним методы и формы исследовательской деятельности. - student2.ru аксиоматический метод;

Теоретический уровень познания и связанные с ним методы и формы исследовательской деятельности. - student2.ru гипотетико-дедуктивный метод;

Теоретический уровень познания и связанные с ним методы и формы исследовательской деятельности. - student2.ru Метод мысленного эксперимента

Теоретический уровень познания и связанные с ним методы и формы исследовательской деятельности. - student2.ru единство исторического и логического,

Идеализация представляет собой особое гносеологическое отношение, где субъект мысленно конструирует объект, прообраз которого имеется в реальном мире.

Формализация. Этот прием заключается в построении абстрактных моделей, с помощью которых исследуются реальные объекты.

Аксиоматический метод. Это способ производства нового знания, когда в основу его закладываются аксиомы, из которых все остальные утверждения выводятся чисто логическим путем с последующим описанием этого вывода.

Основное требование аксиоматического метода - непротиворечивость, полнота, независимость аксиом.

Гипотетико-дедуктивный метод. Он основан на выведении заключений из гипотез, истинное значение которых сохраняет свою неопределенность.

Метод мысленного эксперимента. Мысленный эксперимент - это система мысленных процедур, проводимых над идеализированными объектами.

Единство исторического и логического. Любой процесс действительности распадается на явление и сущность, на его эмпирическую историю и основную линию развития.

Для того, чтобы воспользоваться абстрактным мышлением нам необходимы формы:

- Индивидуальный язык (уравнения)

- Идеальный объект, вводящийся в каждой области

Они позволяют описывать существующие признаки, свойства объектов.

- специальные термины, понятия (понятия имеют более широкое значение);

- теория(текст): принципы (допущения); док-ва; закон

Фундаментальная теориявыполняет функцию объяснения

Прикладная– даёт описание технической науки, связанной с теорией.

Теория может быть организована:

· Дисциплинарно (физика,химия);

· междисциплинарно (несколькими науками одновременно: синергетика, нано технологии).

Теоретический метод познания связан с методами: формализации, идеализации, моделированием, дедуктивным.

41 Понятие метода. Классификация методов научной деят-сти

Метод-путь, способ познания, принцип теоретической и практической деятельности человека, направленный на овладение объектом. Методом может стать любой теоретический приём. Среди всего разнообразия методов можно выделить такие, которые используются только одной наукой, характеризуя ее специфическую область исследования. Эти методы называются частнонаучными (или конкретнонаучными). Соответственно общенаучные методы те, которые используются целым рядом, определенной группой наук. Философия же являет собой всеобщий метод, изучает наиболее общие закономерности мира, решает проблемы необходимые для научного исследования. Любой ученый использует философские методы исследования. Выбор метода исследования зависит от особенностей объектов исследования и отвечает потребностям, целям научного познания. Философские методы, будучи универсальными, являются необходимым условием решения разнообразных конкретных задач, но не подменяют собой специальных, частнонаучных методов, а конкретизируются ими.

Методы исследования: 1) присущие человеческому познанию в целом, на базе которых строится как научное, так и обыденное знание – общелогические методы. 2) характерные только для научного познания,— научные методы исследования (эмпирического и теоретического знания).

Общелогические методы:

Анализ — это расчленение целостного предмета на составляю-щие части с целью их всестороннего изучения.

Синтез — это соединение ранее выделенных часте в единое целое.

Абстрагирование — отвлечение от ряда свойств изучаемого явления с одновременным выделением интересующих нас свойств. Результат - абстракции, которыми являются как отдельно взятые понятия и категории, так и их системы.

Обобщение — устанавливаются общие свойства и признаки объектов. Переход от частного к общему.

Индукцией - общий вывод строится на основе частных посылок.

Дедукция — из общих посылок следует заключение частного характера.

Аналогия — на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других.

Моделирование — это изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его модели, замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих познание.




42 Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь

В целях рационализации научно-технических исследований, придания им целевого характера и сформирована система инновационной деятельности, включающая:

v стратегический маркетинг,

v научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки(НИОКР),

v организационно-технологическую составляющую(технопарки),

v инновационное производство, переходящее в непрерывно модернизирующую инфраструктуру и коммуникации.

Стратегический маркетинг заключается в изучении динамики рынка. Основными задачами НИОКР явл-ся:

· новые знания и новые области их применения,

· практическая реализация новшеств.

Инновационный проект – это комплект технической, организационно-плановой и расчетно-финансовой документации, который проходит соответствующую экспертизу.

В БНТУ успешно функционирует технопарк «Метолит».


Наши рекомендации