Философия коммуникативного действия

Коммуникативная философия связана с проблемой понимания-герменевтика (Гадамер)

Коммуникативное действие-передача, потребление информации, энергии.

Комммуникативное действие-то действие в режиме диалога, общеня, обратной связи.

Философия неомарксизма (коммуникативного действия) Хабермас.

Фундаментальный труд Ю. Хабермаса, в котором синтезированы разработанные им способы развития социальной теории и обоснован коммуникационный подход к социальной реальности.

В ее основе лежит исследование дифференциации между жизненным миром и отчуждающей его социальной системой, выяснение соотношения социального действия и существующих социальных структур с целью преодоления кризисных явлений современной общественной жизни и ее гуманизации. В теории выявлены интегративные компоненты, определяющие социальное развитие, и на основе их анализа построена новая социальная парадигма. Это — коммуникативные отношения, или интеракции, в которых их участники согласуют и координируют планы своих действий; при этом достигнутое согласие измеряется интерсубъективным признанием притязаний на значимость. В условиях господства формальной рациональности и технократического сознания они утратили свое значение, поэтому задача теории состоит в том, чтобы обосновать их продуктивную инновационную роль

Вопрос 16. Синергетика

Синерге́тика наука, занимающаяся изучением процессов самоорганизации (процесс упорядочения элементов одного уровня в системе за счёт внутренних факторов) и возникновения, поддержания, устойчивости и распада структур самой различной природы. Синергетика - универсальная теория эволюции, дающая единую основу для описания механизмов возникновения любых новаций.

Область исследования синергетики распространяется на все отрасли естествознания. Общим признаком является рассмотрение динамики любых необратимых процессов.

Существуют несколько школ, в рамках которых развивается синергетический подход:

1) Школа нелинейной оптики, квантовой механики и статистической физики Германа Хакена. В 1973 году он объединил большую группу учёных вокруг серии книг по синергетике, основанных на методологии синергетики: от физики твёрдого тела и лазерной техники и до биофизики и проблем искусственного интеллекта.

2) Физико-химическая и математико-физическая Брюссельская школа Ильи Пригожина, в русле которой формулировались первые теоремы, разрабатывалась математическая теория поведения диссипативных структур (термин Пригожина), раскрывались исторические предпосылки и провозглашались мировоззренческие основания теории самоорганизации.

Синергетика объясняет процесс самоорганизации в сложных системах следующим образом:

1) Система должна быть открытой. Закрытая система должна в конечном итоге прекратить любые эволюции.

2) Открытая система должна быть достаточно далека от точки равновесия. В точке равновесия система не способна к какой-либо самоорганизации.

3)Фундаментальным принципом самоорганизации служит возникновение нового порядка и усложнение систем через флуктуации (случайные отклонения) состояний их элементов и подсистем.

4)Самоорганизация, имеющая своим исходом образование через этап хаоса нового порядка, может произойти лишь в системах достаточного уровня сложности, обладающих определённым количеством взаимодействующих между собой элементов.

5)Этап самоорганизации наступает только в случае преобладания положительных обратных связей, действующих в открытой системе, над отрицательными обратными связями.

6) Самоорганизация в сложных системах, переходы от одних структур к другим, возникновение новых уровней организации материи сопровождаются нарушением симметрии.

Вопрос 17. Философская мысль Беларуси. Этапы становления.

Философская культура на территории Беларуси сформировалась в период Средневековья благодаря просветителям – К. Туровскому, К. Смолятичу, Е. Полоцкой.

Франциск Скорина (1490–1541)– первый белорусский первопечатник, гуманист и ученый. Начальное образование получил в Полоцке, где и родился. Обучался на философском факультете Краковского университета, где ему была присвоена ученая степень бакалавра философии. Скорина создает в Праге издательство, в котором им были напечатаны и прокомментированы 23 книги Библии. в Вильно создает новое издательство, в котором на церковном языке выпускает ряд книг Библии.

Творчество Скорины заключалось в переводе и изданию библейских текстов. Для Скорины был характерен патриотизм, он основатель национально-патриотической традиции в истории белорусcкой культуры и общественной жизни.

Беларуские реформаторы как: Сымон Будны, Василь Тяпинский, Андрей Волан свои философские идеи воплотили в попытки создания евангелическо-реформаторской церкви. Отстаиваемые ими идеи духовной свободы и религиозной терпимости в дальнейшем подхватывались новыми поколениями мыслителей.

Сымон Будны знаменитый философ, историк и религиозный реформатор. Основывал в Несвиже типографию, из которой выходят в свет две его работы на старобелорусском языке «Катехизис» и «Об оправдании грешного человека перед Богом» .В 1572 г. завершает работу над переводом Нового Завета. Еще один труд Будного «О главнейших положениях христианской веры», исследователи считают главным религиозно-философским произведением. В нем предлагается оригинальная версия происхождения христианства. Согласно ей, богом в христианской религии является лишь Бог-отец, Святой же Дух – только сила божья. Что касается Иисуса Христа, то он – простой человек, возведенный в божеский сан благодаря его высоким моральным достоинствам и несомненным заслугам в пропаганде христианского учения.

Для Андрея Волана характерен акцент на разработку правовой тематики. Законы, издаваемые в государстве, по его мнению, должны соответствовать природному разуму, а это, в свою очередь, станет возможным, если они будут соединены с идеей общего блага граждан.

Льв Сапега (1557–1633). Как и Волан, он был убежден, что на основе закона и права можно защитить ценности, здоровье и имущество народа.

С середины 18 в Беларуси под влиянием социальных сдвигов, связанных с зарождением капиталистических отношений и прогрессом научных знаний, зреет осознание того, что необходимы какие-то срочные шаги для дальнейшего развития. Цель: «наследовать философию Нового времени», не придерживаясь взглядов ни одного из ее представителей, а использовать их взгляды, как «пчела, которая собирает мед из разных цветков».

Представителем Просвещения в Беларуси и Литве был Аниол Довгирд .С 1818 г. он читал в Виленском университете лекции по логике, психологии и философии. Для Довгирда неприемлемы и чужды идеи радикальных французских просветителей, многие из которых стояли на позициях явного атеизма (отрицание существования бога).

В 19 в. отечественная философия находилась под влиянием романтизма, демократических идей (филоматы, филареты – А. Мицкевич, Я. Чачот, Т. Зан, И. Домейко, В. Врублев-ский, К. Калиновский).

В 20 ст. в системе высшего образования господствовала марксистская философия (Д. Широканов, Ю. Харин, Е. Волчек, А. Зеленков).
Были актуализированы исследования оснований современной науки (научная картина мира, идеалы и нормы научной деятельности, философские принципы и категории, научная аргументация).

В постчернобыльскую эпоху актуальными стали вопросы, связанные с экологией (П. Водопьянов), гуманизацией инженерной деятельности (В. Старжинский), модернизацией деятельности (А. Лойко).

Вопрос 18. Российская философия 18-20 веков.

В конце 18–19 вв. культурная жизнь России обогатилась расцветом литературы, журналистики, публицистики. Они впитали в себя интерес русского народа к обсуждению и переживанию мировоззренческих проблем.

Особой популярностью пользовались идеи прогресса, революционного демократизма, социализма, коммунизма.

В конце 18 в. философия становится обязательной и самостоятельной учебной дисциплиной в высших учебных заведениях.

Наиболее яркие проблемные ориентации российской философии:

1) Западничество и славянофильство – это 2 линии в культурных ориентациях русской интеллигенции- борьба сторонников латинского и греческого образования. Сущностью спора между западниками и славянофилами был поиск онтологических оснований российской культуры, определение ее базовых ценностей, идеалов, традиций. Западники связывали будущее России с усвоением исторических достижений стран Западной Европы, с идеей рационализации всех сфер жизнедеятельности общества. Славянофилы настаивали на сохранении оригинальности и самобытности русской культуры, в онтологических основаниях которой особое место занимают иррациональные мотивы, эмоции, православная духовность.

2) Теологическая проблематика, в рамках которой поднимались вопросы взаимосвязи Бога, человека и общества, роли веры в социальной жизни.

3) Проблема человека - реализовалась в разработке вопросов психологического, этического, художественного характера. Глубинный анализ человеческой души способствовал развитию психологии. Анализировались вопросы становления души, ее развития, частных и индивидуальных изменений, бессознательных состояний.

4) Проблемам художертвенного творчества. В работах Н.Г. Чернышевского, Н.В. Го-голя, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева, Л.Н. Толстого, В. Соловьева определялись важнейшие понятия эстетики, стилевые особенности художественных произведений. Почвой для этих исследований было динамичное и глубокое развитие художественного процесса в России, яркость и продуктивность художественных стилей:критического реализма, романтизма, символизма, футуризма, акмеизма.

5) проблема переустройства жизни общества на гуманистических началах справедливости, любви, добра, всеобщего блага. Эта ориентация реализовалась в социально-исторических исследованиях и революционно-демократических идеях.

В ХIХ – начале ХХ вв. русская философия достигла наивысшего расцвета. В этот период в ней сформировалось несколько направлений- метафизическое, революционно-демократическое и космическое.

Метафизическое направление строилось на религиозно-философских началах, поэтому его можно обозначить также как теософское. Общество рассматривается как живой, находящийся в постоянном развитии организм.

Перспективы истории П.Я. Чаадаев связывает с устранением разногласий между католицизмом и православием, с восстановлением единства России и Европы на основе взаимообогащения народов и обмена культурными ценностями.

Революционно-демократическая традиция в общественной мысли России представлена именами А.И. Герцена, Н.П. Огарева, Н.Г. Чернышевского, революционеров-народников, социал-демократов. Непосредственной основой этого направления стала идея социального прогресса.

Космическое направление .

Идея: Для этого человек должен совершенствовать свою внутреннюю природу, гармонизировать свои отношения с внешним миром. В процессе своей деятельности человек осваивает природу как в планетарном, так и в космическом масштабах.

Вопрос 19. Онтология как учение о бытие.

Бытие - само существование, условия жизни, а глагол быть – как «иметь место», присутствовать. Онтология – учения о бытии.

Парменид - основатель онтологии и первый метафизик. Бытие только мыслимо, но не воспринимаемо, оно есть то, что о нем мыслит человек, и его мысль и есть это бытие.

В древнеиндийской мифологии считалось что, в этом мире нет ничего постоянного, все изменчиво и перетекает друг в друга, даже боги могут иметь разные имена и обличья.

Поэтому философы Древней Индии реальный физический мир и общество объявляли неподлинным, мнимым, иллюзией, а настоящим бытием обладали, или верховное божество или тот, кто достиг состояния нирваны. Нирвана – состояние угасания, затухания всяких желаний, эмоций, мыслей, освобождения от всего, что связывает человека с материальным миром.

В Древнем Китае началом всего считали 5 первоэлементов – землю, огонь, воду, дерево и металл. Затем появилась теория ци – материальной субстанции, напоминающей воздух или эфир, в движение она приводилась противоположными силами ян и инь – темным и светлым, теплом и холодом, твердым и мягким и т.д.

В даосизме (основатель Лао-Цзы, VII–VI вв.) началом всего объявлялось дао, которое невозможно назвать, увидеть, которое есть везде и нигде одновременно. Дао – некая пустота, из которой появилось все.

Средневековая философская мысль истинным бытием считала бога, а неистинным – сотворенный им мир.

В Новое время в Европе возникает понятие материи – вечно существующей материальной субстанции. Всякое же иное существование могло быть только идеальным, что не вписывалось в материализм, поэтому фактически исчезает категория бытия.

Рене Декарт выступил против идеи божественного сотворения человека и мира. Согласно этому, человек своим существованием обязан только акту своей мысли, и первая мысль, начинающая его существование, является самой простой – «я есть».

Согласно Гегелю подлинным существованием обладает не субстанция, а причина и следствие. Объекты и процессы существуют здесь вместе в процессе становления.

Само бытие определить и объяснить невозможно, но можно отличить его виды и анализировать их модусы – возможного, действительного и необходимого.

Быть или иметь, быть или существовать – в подобных фразах люди выражают свое понимание отличия разных способов человеческого существования: как независимое от мира вещей, как способность противостоять обстоятельствам, а не плыть по течению. В противном случае человек растворяется в мире вещей или становится их рабом.

Вопрос 20. Пространственно-временная структура материального бытия.

Пространство - выражает размеры материальных объектов, порядок их расположения относительно друг друга.
Время - отражает продолжительность существования объектов, а также процессы смены их друг другом.
Существует 2 основные концепции пространства и времени – субстанциональная и реляционная.
Согласно субстациональной - пространство– что-то вроде огромного вместилища для вещей, которое останется даже в том случае, если мир вдруг исчезнет. Время при этом понимается как чистая длительность, которая течет независимо от чего-либо и все поглощает в себя.

Для Ньютона пространство – это большая кладовая, которая может быть как пустой, так и наполненной различными телами.
Согласно Реляционная концепция - пространство это отношения между объектами, пространство не обладает самостоятельным существованием. В этой концепции исчезновение мира вещей привело б и к исчезновению пространства.

Для первобытного человека время осознавалось, как именно то, что происходит с ним и его ближайшим окружением именно сейчас; прошлое настоящее и будущее почти не различались им.

В древних аграрных цивилизациях, зависящих от циклических событий (смена времен года, весенние разливы рек и т.д.) и время трактуется как цикл, вечный круговорот. Фазы времени хотя и выделяются человеком, но различие между ними весьма относительно: прошлое может вновь стать настоящим, мир рано или поздно повторяет свои состояния.
В средние века под влиянием христианства формируется уже четкое представление о движении мира от прошлого к будущему. У мира есть начало – сотворение его Богом-творцом, а также свой конец – страшный суд.

Пространственные характеристики безразличны для жизни человека, они не оказывают на нее определяющего влияния (человек может одинаково существовать в Китае или в Америке, жить в селе или в городе и т.п.). Иначе обстоит дело со временем: никто из нас не может «выпрыгнуть» за пределы своего времени, замедлить или продлить свое бытие. И когда человек осмысливает свое бессилие перед временем, то проблема времени превращается для него из абстрактной философской темы в проблему собственной судьбы, собственного существования.


Наши рекомендации