Метафизика Аристотеля: Понятие метафизики. Критика Платона. Учение о сущности. Учение о четырех причинах. Телеология Аристотеля.
(Онтологию-учение о бытие- метафизикой называют иногда). В первом веке до нашей эры Андроник Родосский ,разбирая рукописи Аристотеля ,нашел, что Аристотель трактует:»Метафизика-это то, что после физики». Позднее возникла другая трактовка, когда начали понимать вне физики»-за пределы физической реальности».Сам Аристотель называл дисциплину, которой посвящен этот трактат первой философией.
Виды причин Аристотеля.Аристотель разработал оригинальное учение о видах причин. Он различает четыре вида причин: матер-ю, или материю; формальную, или форму; производящую; конечную, или цепь. Материальная причина - это материя, она обозначает входящий в состав вещи материал, из которого вещи возникают. Формальная причина состоит в том, что под воздействием формы материя превращается в действительность. Производящая причина - это то, что создает вещи. Так, например, человек, давший совет, является причиной того, что делается, и то, что изменяет, - причина того, что изменяется. Целевую причину Аристотель понимает в смысле, что что-то делается ради чего-то. 'Например, цель гулянья - здоровье'. Теория причин Аристотеля может быть объяснена примером, приводимым им самим: архитектор строит дом, в этом случае материал - это материя, план дома - это форма, архитектор - это производящая причина, а законченное здание - это цель.
Телеология Аристотеля-учение о том что все в мире движется к конечной цели. У Аристотеля это совершенство. Все изменения, которые происходят с вещью -они целенаправленны. Изменения ради достижения конечной цели. Например ,желудь, посаженный а землю вырастает.
Критика Платона. Аристотель критикует теорию идей Платона. Главная проблема в теории идей Платона-это разделение двух миров. Платон поместил причины вещей в другой мир. Так он отделил причины вещей то самих вещей от самих вещей. Аристотель отмечает, что Платон использует метафоры. Вещи подражают идеям. Вещи причастны идеям. Но Аристотель преодолев разрыв между миром идей и миром вещей ,помещает причины и сущность вещи в саму вещь.
Что такое сущность? -это носитель всех свойств данной вещи. Вещь может находиться в разных состояниях. Может вступать в отношение с другими вещами ,проявлять то одно, то другие свойства. Но ее сущность остается неизменной .Мы раскрываем сущность вещи, когда даем ей определение через род и вид, через общее и особенное. С понятием сущности у Аристотеля связаны определенные трудности: с одной стороны, когда он вернул сущность в саму вещь. Сущность вещи есть индивидуум, носитель свойств данной конкретной единичной вещи. Но науку не интересует единичное, она использует общее. Тогда сущность-это вид. Возникает вопрос:»а существует ли реально «общее?» .Платон не сомневался ,что общее в виде идей существует реально и более того обуславливал существование отдельных вещей. Но Аристотелю не удалось согласовать две трактовки сущности как индивид и вид а в связи с этим в средние века два направления возникают- реализм и номенализм.
23-24. Особенности средневековой философии. Идея творения и идея откровения. Бог как высшее бытие. Две традиции и две тенденции в средневековой теологии.
Она теоцентрична. Связана с 1-монотеична. Основой мышления является – церковная догма. Догма – положение, которое принимается за неоспоримую истину, верную при любых обстоятельствах. Догмат – осн. положение религиозного вероучения, которое поднимается церковью, за неоспоримую истину. Падение Рима 476г – начало средневековой философии. Но на самом деле она началась раньше, как патристика и схоластика. Патристика это период после апостолской христ. древности, где отцы стремятся укрепить христ.учение,защитить его от язычества и всевозможных ерисей. Представители : Аврелий Августин Блаженый. Схоластика (с9 века)—( философское преподавание в средневековых школах и университетах )—это метод рационального исследования проблем, с выяснением доводов ,,за» и ,,против».(Гуманисты эпохи возрождения выступали против схоластики). Понимание бытия в западной средневековой философии связывали с влиянием двух культурных традиций: - Библия и Античная философия. Влияние двух традиций порождает две тенденции. Представители 1- видели в боге всемогущую волю-(библия).2-разум (античная философия). В основе вероучения 2 принципа: идея творения и идея откровения. Согласно христианскому догмату Бог сотворил мир из ничего. такой взгляд называется креационизм. В отличие от античных богов христианский бог стоит над природой. У греков космос живой, активен, наделен душой. В христианском понимании активное начало изымается из природы и передается богу. Бог есть высшее бытие. Все остальное его творение. Богу приписывается все те свойства, которые греки наделяли бытие. В средневековой философии проводятся различия между эссенцией(сущностью) и экзистенцией (существование). Есть ли вещь (существование) . а что есть вещь - сущность. Только в боге сущность и существование совпадает.
Чтобы та иная сущность обрела существование ,она должна быть сотворена Божественной волей представители рационалистической тенденции считали, что божественная деятельность ограничена возможным. Например, Гален писал:»Некоторые вещи не возможны по природе и бог не пытается создавать их, он лишь выбирает наилучшее из возможного».
Представители Волюнтаристкой тенденции делают акцент на свободе воли, как божественной так и человеческой. В Ветхом и Новом Заветах Бог есть совершеннейшее сущее и беспредельное всемогущество, не может быть ограничений в его воле.(Бог есть несовершенство). В отличие от един Платона христ-й Бог есть личность, с которым можно разговаривать , обращаться, молиться .Перед лицом Божественного всемогущества всякое научное познание природы становится весьма условным. Природа перестает быть предметом познания как это было в античности .Все внимание фокусируется на познание Бога и души человеческой. Если возникает интерес ,то воспринимает как знаки, которые Бог посылает людям.