Философия эпохи Возрождения и Реформации.
[q]3:1:«гуманизм» происходит от лат. Нитапиs, что означает:
[a] божественный;
[a][+]ловеческий (человечный);
[a] природный;
[a] животный;
[a] разумный
[q]3:1:стическое мировоззрение впервые стало складываться в:
[a] Нидерландах;
[a] Германии;
[a][+]алии;
[a] России;
[a] Казахстане.
[q]3:1:ско Петрарка в полемическом трактате «О собственном незнании и незнании других»:
[a] опровергал учение Аристотеля;
[a][+]смеивал надуманность схоластических споров у «глупых аристотеликов»;
[a] описывал расцвет университетов позднего Средневековья;
[a] считал, что поздние схоласты способствовали развитию патристики и средневековой теологии;
[a] рассматривал проблему бога и доказывал его существование.
[q]3:1:тианском учении Петрарку привлекала в первую очередь:
[a][+]ическая проблема человеческой личности;
[a] проблема бога и доказательства его существования;
[a] проблема соотношения бога и природы;
[a] проблема соотношения знания и веры;
[a] эмпирическая проблема науки.
[q]3:1:ии М. Фичино проявилась новая гуманистическая идея итальянского Ренессанса в учении о человеке:
[a][+]ловек должен творчески совершенствоваться, возносясь к наивысшему сущему (богу);
[a] человек — наиболее гармоничное существо, и он не нуждается в идее бога;
[a] человек — высшее природное существо, которое призвано бороться с богом;
[a] человек — венец всего сущего, и ему необходимо доказать свое богоподобие;
[a] человек – это биосоциальное существо.
[q]3:1: из понятий человек предстает как центр и высшая цель мироздания:
[a][+]тропоцентризм;
[a] космоценризм;
[a]теоцентризм;
[a] пантеизм;
[a] секуляризация.
[q]3:1:ский гуманист, считавший, что человек -это счастливый, смертный бог:
[a] Кампанелла;
[a][+]ьберти;
[a] Франческо Петрарка;
[a] Лоренцо Вала;
[a] Э.Роттердамский.
[q]3:1:произведения «Утопия»:
[a] Франческа Петрарка;
[a] Лоренцо Валла;
[a] Николай Кузанский;
[a][+]мас Мор;
[a] Томмазо Кампанелла.
[q]3:1:елла Мирандола (1463—1495) в своих знаменитых 900 тезисах «Conclusiones philosophicae, cabalisticae et theologicae», в частности, утверждал:
[a] мир возник самопроизвольно, из «ничего»;
[a][+]р возник из высшего бестелесного начала — «хаоса»;
[a] мир создан Богом из ничего;
[a] мир был создан Богом в «уме»;
[a] мир возник в процессе эволюции.
[q]3:1:лла Мирандола в своей речи «О достоинстве человека»(1486) высказал такую мысль о человеке, как о:
[a] представителе элементарного мира;
[a] представителе небесного мира;
[a] представителе ангельского мира;
[a][+]обом микрокосме;
[a] биосоциальном существе.
[q]3:1:ола писал:
[a] человек рожден для счастья;
[a][+]ловек — сам творец своего счастья;
[a] бог дарит человеку его счастье;
[a] счастье —дым, и человек к нему стремится напрасно;
[a] счастье – это духовное удовлетворение.
[q]3:1: «реформация» имеет отношение к критике:
[a][+]толической церкви;
[a] английской буржуазии;
[a] французских рантье;
[a] немецкого бюргерства;
[a] утопического социализма.
[q]3:1:произведения «Город Солнца»:
[a] Франческа Петрарка;
[a] Лоренцо Валла;
[a] Николай Кузанский;
[a] Томас Мор;
[a][+]ммазо Кампанелла.
[q]3:1:ее выдающимся представителем немецкого реформационного движения являлся:
[a] Томас Мор;
[a] Ян Гус;
[a] Жан Кальвин;
[a][+]ртин Лютер;
[a] Николай Кузанский.
[q]3:1:ыступал против идеи о том, что:
[a] человек может напрямую обращаться к богу;
[a][+]рковь — единственный посредник между богом и человеком;
[a] священники не могут отпускать мирянам грехи;
[a] человек полон чувства вины и греха;
[a] человек –это биосоциальное существо.
[q]3:1:ру, спасение человека достигается им:
[a] путем тщательного исполнения церковных таинств, обрядов и норм;
[a][+]стой верой, которая является «божьим даром»;
[a] только по воле божьей, без малейшего усилия и веры человека;
[a] по собственной воле, без помощи и воли божьей;
[a] в полной и беспрекословной вере.
[q]3:1:ое учение Аристотеля Лютер:
[a][+]тегорически отвергал;
[a] творчески развивал;
[a] критиковал, но в основных положениях оценивал высоко;
[a] полностью игнорировал;
[a] не был знаком с творчеством Аристотеля.
[q]3:1:ии Кальвина, как и Лютера, значительное место занимает учение о:
[a] личной свободе и творческой активности человека;
[a][+]едопределении как вечном спасении только по воле бога;
[a] независимости человека от социального окружения и государства;
[a] ведущей роли католической церкви в деле спасения человеческой души;
[a] божественном предопределении.
[q]3:1: из понятий отождествляются бог и мир:
[a] антропоцентризм;
[a] космоценризм;
[a] теоцентризм;
[a][+]пантеизм;
[a] креационизм.
[q]3:1:озно-философские воззрения Томаса Мюнцера были близки к идеям:
[a] мистического индивидуализма;
[a] античного платонизма;
[a][+]утоопического коммунизма;
[a] римского цезарепапизма;
[a] вульгарного материализма.
[q]3:1:й знаменитой книге «Похвала глупости» Эразм Роттердамский (1469—1563) высмеял:
[a] нравы и обыденные представления немецкого бюргерства;
[a][+]сплодные псевдонаучные споры поздних схоластов;
[a] религиозный фанатизм представителей католической церкви;
[a] социально-политическую утопию Т. Мора;
[a] некое природное начало, определяющее исходные способности и возможности человека.
[q]3:1:Роттердамский подлинное христианство понимал как:
[a] онтологию;
[a] эпистемологию;
[a][+]ику;
[a] метафизику;
[a] аксиологию.
[q]3:1:Монтень в античной философии более всего ценил:
[a][+]ободомыслие и скептицизм;
[a] эпикуреизм и гедонизм;
[a] платонизм и аристотелизм;
[a] стоицизм и аскетизм.
[a] рационализм и эмпиризм
[q]3:1: зрения Монтеня, бог—это:
[a] строгий и бескомпромиссный судья всех действий и помыслов людей;
[a] идеал Человека, воплощающий все высшие устремления человечества;
[a][+]познаваемый внеличный принцип, далекий от жизни и дел людей;
[a] некое природное начало, определяющее исходные способности и возможности человека;
[a] высшая субстанция, которая не нуждается в своем доказательстве.
[q]3:1:о символике Николая Кузанского, мир представляет собой:
[a] изолированный шар в лоне абсолюта;
[a] бесконечно расширяющийся шар, центр которого - Земля;
[a][+]сконечный шар с центром везде и нигде;
[a] бесконечный шар без центра;
[a] беспорядочный хаос.
[q]3:1:но Бернардино Телезио, задачей философии является:
[a] познание бога;
[a][+]следование природы;
[a] осмысление связей между богом и природой;
[a] познание человека;
[a] познание пространства и времени.
[q]3:1:офской системе Телезио все вещи:
[a][+]териальны, но сама материя пассивна;
[a] материальны, и материя активна;
[a] нематериальны, но кажутся материальными и подвижными;
нематериальны, но мы их в своем воображении воспроизводим как материальные;
[a] являются отображением идей.
[q]3:1: По Телезио:
[a] природа находится в постоянном движении и источник движения — бог;
[a] природа движется постоянно и самостоятельно, но после божественного первотолчка;
[a][+]природа движется после акта творения ее богом, но по собственным принципам самодвижения;
движение природы — кажущееся, она не движется, так же как и бог;
[a] природа саморазвивающаяся субстанция.
[q]3:1:сли Джордано Бруно, «оно само является ...бесконечным, неподвижным, субстратным, ...жизнью, душой, тем, что суть истинное и доброе». Это для него:
[a] божественное;
[a][+]иное;
[a] материальное;
[a] духовное;
[a] истинное
[q]3:1:ия природы Дж. Бруно — это:
[a] деизм;
[a] креационизм;
[a][+]нпсихизм;
[a] дуализм;
[a] пантеизм.
[q]3:1:е » Дж. Бруно неразрывно связано с введенными им понятиями:
[a] «скрытый бог» и «предпосылки»;
[a] «абсолютный дух» и «абсолютная идея»;
[a][+]ировая душа» и «всеобщий разум»;
[a] «архэ жизни» и «универсальная наука».
[a] «определенное ничто».
[q]3:1:философов был сожжен инквизиторами:
[a] Галилей;
[a] Дж.Бруно;
[a] Т.Мор;
[a] Н.Кузанский;
[a] Н.Коперник;
[q]3:1: дипломат и проницательный государственный деятель, Н. Макиавелли рассматривал политику как:
[a][+]жественную волю, реализуемую через поступки людей;
[a] своеобразное отражение моральных норм, однозначно определяющих человеческие поступки;
[a] автономную сторону человеческой деятельности, воплощение свободной человеческой воли, корректируемую естественными законами жизни и человеческой психологии;
[a] систему религиозных догматических установлений, контролирующих жизнь общества и государства;
[a] достижение правопорядка через жестокое наказание.
[q]3:1:Pие Макиавелли соотношения политики и морали зачастую определяется другими как:
[a] гуманизм;
[a][+]ъективизм;
[a] цинизм;
[a] анархизм;
[a] монархизм.
[q]3:1:«утопия» означает буквально:
[a] удаленный остров;
[a] идеальное государство;
[a][+]существующее место;
[a] великая мечта;
[a] затерянный остров.
[q]3:1:философов эпохи Возрождения считал целью разума проникновение в глубину явлений и закономерностей природы, познание её божественности?
[a][+]Н.Кузанский;
[a] Дж.Бруно;
[a] Г.Галилей;
[a] Т. Мор;
[a] Н.Коперник;
[q]3:1:те мыслителей- утопистов эпохи Возрождения:
[a] Ф. Петрарка, Л. Вала;
[a][+]Т. Мор, Т. Компаннелла;
[a] Д. Алигьери, М. Фичино;
[a] Э. Роттердамский, Р. Бэкон;
[a] Н. Коперник. Дж. Бруно.
[q]3:1:к рожден для получения максимального наслаждения от жизни. Эта мысль принадлежит:
[a] Н.Макиавелли;
[a] Н.Кузанскому;
[a][+]Лоренцо Валла;
[a] Филону;
[a] Анаксагору.
[q]3:1:принадлежит идея “совпадения противоположностей”:
[a][+]Н.Кузанскому;
[a] Дж.Манетти;
[a] Г.Галилею;
[a] Н.Копернику;
[a] Дж.Бруно.
[q]3:1:зделил познавательные способности человека на чувства, рассудок и разум:
[a] Дж.Манетти;
[a][+]Н.Кузанский;
[a] Н.Макиавелли;
[a] Н.Коперник;
[a] Л.Валла.
[q]3:1: Кто в истории европейской философии впервые отделил политику от морали?
[a][+]Н.Макиавелли;
[a] Д.Бруно;
[a] Г.Галилей;
[a] Аристотель;
[a] Платон.
[q]3:1: Смелость и осторожность - необходимые качества политика. Но чему он должен отдать приоритет по Макиавелли?
[a][+]смелости;
[a] осторожности;
[a] ничему;
[a]смелости и осторожности – одновременно;
[a] отбросить то и другое.
[q]3:1: Солнце - одно из мириад звезд во Вселенной. Мысль:
[a] Н.Коперника;
[a] Г.Галилея;
[a][+]Д.Бруно;
[a] Н.Кузанского;
[a] Филона Александрийского.
[q]3:1: Солнце – центр Вселенной. Мысль:
[a][+]Н.Коперника;
[a] Д.Бруно;
[a] М.Лютера;
[a] Ж.Кальвина;
[a] Г.Галилея.
[q]3:1:Званых много, но избранных мало. Кто дал новую интерпретацию этого Библейского положения?
[a] М.Лютер;
[a][+]Ж.Кальвин;
[a] Мирандолла;
[a] Л. Валла;
[a] Дж.Манетти.
Философия Нового времени
[q]3:1:Наиболее характерная черта философии Нового времени:
[a] пантеизм;
[a] [+]наукоцентризм;
[a] космоцентризм;
[a] теоцентризм;
[a] гуманизм.
[q]3:1:Автор высказывания «Я мыслю, следовательно, существую»
[a] Ф. Ницше;
[a] А. Камю;
[a] Р. Декарт;
[a] Ж.Ж. Руссо;
[a] Т. Гоббс;
[q]3:1:"Во всем сомневатьс !" -девиз :
[a] И.Ньютона;
[a] Р.Декарта;
[a] Т.Гоббса;
[a] Дж.Локка;
[a] Ф.Бэкона .
4.Кто является автором учения об "идолах " разума:
а) И.Кант;
в) Р.Декарт;
с) Ф.Бэкон;
д) Д. Дидро;
е) Г. Гегель.
5.Автором «Нового Органона», «О достоинстве и приумножении наук» является:
а) Аристотель;
в) аль-Фараби;
с) Ф.Бэкон;
д) Дж.Локк;
е) Р.Декарт.
6.Трактат "Об общественном договоре " написан:
а) Дж. Локком;
в) Ф.Вольтером;
с) Т.Гоббсом;
д) Д.Дидро;
е) Н. Макиавелли.
7.Укажите, как называется направление в теории познания 17-18 вв., признающее чувственный опыт и эксперимент источником знаний:
а) номинализм;
в) реализм;
с) эмпиризм;
д) рационализм;
е) концептуализм.
8. Укажите, как называется направление в теории познания 17-18 вв., признающее разум основой процесса познания:
а) номинализм;
в) реализм;
с) эмпиризм;
д) рационализм;
е) концептуализм.
9.Назовите имя французского философа, математика, представителя классического реализма (17 в.), автора таких произведений, как «Рассуждение о методе», «Метафизические размышления», «Начало философии»:
а) Дж. Локк;
в) Фр. Бэкон;
с) Б.Спиноза;
д) Г.Ф. Лейбниц;
Е) Р.Декарт.
10.Назовите имя немецкого философа – идеалиста (17 в.), автора произведений «Монадология», «Новые опыты о человеческом разуме»
а) Дж. Локк;
в) Фр. Бэкон;
с) Б.Спиноза;
д) Г.Ф. Лейбниц;
е) Р.Декарт.
11.Назовите имя нидерландского философа 17 в., автора произведений «Богословско-политический трактат», «Политический трактат» и «Этика»
а) Дж. Локк;
в) Фр. Бэкон;
с) Б.Спиноза;
д) Г.Ф. Лейбниц;
е) Р.Декарт.
12.Укажите, кто из нижеследующих представителей философии Нового времени отрицал существование врожденных идей:
а) Дж. Локк;
в) Фр. Бэкон;
с) Б.Спиноза;
д) Г.Ф. Лейбниц;
е) Р.Декарт.
13.Метод разработанный Фр. Бэконом:
а) индукция;
в) дедукция;
с) эклектика;
д) майевтика;
е) диалектика.
14.Метод разработанный Р.Декартом:
а) индукция;
в) дедукция;
с) эклектика;
д) майевтика;
е) диалектика.
15.Представитель Нового времени, признававший две субстанции – материю и сознание:
а) Дж. Локк;
в) Фр. Бэкон;
с) Б.Спиноза;
д) Г.Ф. Лейбниц;
Е) Р.Декарт.
16.Представитель Нового времени, признававший одну субстанцию – Бога или природу:
а) Дж. Локк;
в) Фр. Бэкон;
с) Б.Спиноза;
д) Г.Ф. Лейбниц;
е) Р.Декарт.
17.Автор изречения «Свобода есть осознанная необходимость»:
а) Дж. Локк;
в) Фр. Бэкон;
с) Б.Спиноза;
д) Г.Ф. Лейбниц;
е) Р.Декарт.
18.Автор изречения «Знание - сила»
а) Дж. Локк;
в) Фр. Бэкон;
с) Б.Спиноза;
д) Г.Ф. Лейбниц;
е) Р.Декарт.
19.Какое философское направление считает, что единственным источником познания являются ощущения?
а) Сенсуализм;
в) Позитивизм;
с) Томизм;
д) Номинализм;
е) Рационализм.
20. Человеческая душа – tabula raza (чистая доска). Так считал:
а) Дж.Локк;
в) Ф.Вольтер;
с) Г.Гельвеций;
д) Гольбах;
е) Шеллинг;
21.«Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах». Формула:
а) Сенсуализма;
в) Рационализма;
с) Конвенционализма,
д) Эмпиризма,
е) Априоризма.
22.Монада – понятие:
а) Б.Спинозы;
в) Р.Декарта;
с) В.Лейбница;
д) Дж. Локка;
е) Л. Фейербаха.
23.Автор, признающий две независимые субстанции - мыслящую и протяженную:
а) Р.Дeкapт;
в) Т.Гоббс;
с) Б.Спиноза;
д) Дж.Локк;
е) Ф.Бэкон.
25.Философ, характеризовавший человека как «мыслящий тростник»
а) Б.Спиноза;
в) Дж. Локк;
с) Платон;
д) Б. Паскаль;
е) Д.Юм.
26. Кто разделил опытное знание на “плодоносные” и “светоносные”?
а) И.Кант;
в) Дж.Локк;
с) Ф.Бэкон;
д) Декарт;
е) Спиноза.
27. Человек индивидуалист по своей природе. Эта мысль принадлежит:
а) Р.Декарту;
в) И.Фихте;
с) Т.Гоббсу;
д) Ф.Бэкону;
е) Локку.
28.Обнаружив в Библии сотни противоречий, он доказал человеческое, а не божественное ее происхождение. Кто он?
а) Б. Спиноза;
в) Г.Гегель;
с) Дж. Локк;
д) Фейербах;
е) Фихте.
29. Автор работы: «Трактат о началах знания»:
а) И.Кант;
в) Дж.Локк;
с) Дж.Беркли;
д) Декарт;
е) Спиноза.
30. Автор работы « Трактат о человеческой природе»:
а) И.Кант;
в) Дж.Локк;
с) Д. Юм;
д) Декарт;
е) Спиноза.
Немецкая философия
1.Автором произведений «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения» является:
а) Г.Гегель;
в) И.Кант;
с) Л. Фейербах;
д) И.Фихте;
е) Ф.Шеллинг.
2.Автор произведений «Система трансцендентального идеализма», «Философия искусства», « Философия и религия» является:
а) Г.Гегель;
в) И.Кант;
с) Л. Фейербах;
д) И.Фихте;
Е) Ф.Шеллинг.
3.Автор произведения «Наукоучение»:
а) Г.Гегель;
в) И.Кант;
с) Л. Фейербах;
д) И.Фихте;
е) Ф.Шеллинг.
4.Автор произведений «К критике философии Гегеля», «Сущность христианства» является:
а) Г.Гегель;
в) И.Кант;
с) Л. Фейербах;
д) И.Фихте;
е) Ф.Шеллинг.
5.Автор произведений «Энциклопедия философских наук», «Наука логики», «Феноменология духа» является:
а) Г.Гегель;
в) И.Кант;
с) Л. Фейербах;
д) И.Фихте;
е) Ф.Шеллинг.
6.Термин «Абсолютный дух» ввел в научный оборот:
а) Вольтер;
в) Т. Гоббс;
с) Ж.Ж. Руссо;
д) Ф.Энгельс;
Е) Г.Гегель.
7.Кто разработал основные законы диалектики?
а) Г.Гегель;
в) И.Кант;
с) Л. Фейербах;
д) И.Фихте;
е) Ф.Шеллинг.
8.Представителем какого философского течения был Г. Гегель?
а) объективного идеализма;
в) материализма;
с) позитивизма;
д) номинализма;
е) агностицизма;
9.Кто является представителем объективного идеализма?
а) К.Маркс;
в) Л. Фейербах;
с) Ф.Энгельс;
д) Г.Гегель;
е) Д.Юм;
10. Кто является автором трёх вопросов, которые исчерпывают по его мнению, все духовные интересы человека: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что могу надеяться?»:
а) И.Кант;
в) Лейбниц;
с) И.Фихте;
д) Г.Гегель;
е) А.Шопенгауэр.
11. Диалектический метод познания разработан:
а) Г.Гегелем;
в) Л.Фейербахом;
с) Ф.Ницше;
д) А. Шопенгауером;
е) Лейбницем.
12. Соотношение религии и философии по Г.Гегелю.
а) Философия выше религии;
в) Религия выше философии;
с) Равнозначны;
д) Они - несовместимы;
е) Они не сопоставимы.
13.Категорический императив морали сформулировал:
а) И.Кант;
в) И.Фихте;
с) Г.Гегель;
д) Конфуций;
е) Махавира.
14. Стадии “абсолютного духа” по Гегелю:
а) искусство, религия, философия;
в) мифы, религия, философия;
с) наука, искусство, религия;
д) наука, искусство, философия;
е) наука, мораль, искусство.
15. Что лежит в основании философии И.Фихте?
а) природа;
в) абсолютная идея;
с) Я;
д) Оно;
е) вещь.
16. Априорные формы чувственности по И.Канту:
а) Пространство и время;
в) Движение и покой;
с) Эмоции и рассудок;
д) Движение и развитие;
е) Осязание и обоняние.
17. Кант стремился исключить метафизику из области действительного познания, понимая под ней систему доказательств:
а) априорности чувственного опыта;
в) трансцендентных предметов;
с) апостериорности ощущений;
д) непознаваемости «вещи в себе».
е) агностицизма.
18.По Канту, знание нравственного закона:
а) является актуальной проблемой этики;
в) обусловлено образованием или воспитанием;
с) дается в эмпирическом опыте;
д) дано каждому доопытно;
е) дается в рационалистическом познании.
19.Автор «категорического императива» «Поступай так, чтобы максимума твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства»:
а) Г.Гегель;
в) И.Кант;
с) Л. Фейербах;
д) И.Фихте;
е) Ф.Шеллинг.
20.Антропологический материализм в философии создал:
а) И. Кант;
в) Толстой;
с) Протагор;
д) Л.Фейербах;
е) Д. Юм.
21.Представитель немецкой классический философии, поставивший задачу критической оценки познавательных возможностей человека:
а) И.Фихте;
в) И.Кант;
с) Ф. Шеллинг;
д) Г.Гегель;
е) Л.Фейербах.
22.Укажите последний элемент триады Гегеля а) тезис;
в) антитезис;
с) факт;
д) синтез;
е) отрицание.
23.Философское учение Фейербаха есть:
а) механистический материализм;
в) объективный идеализм;
с) субъективный идеализм;
д) антропологический материализм;
е) агностицизм.
24.Представитель немецкого классического идеализма, создавший научную гипотезу происхождения Земли:
а) Л.Фейербах;
в) Г.Гегель;
с) Ф.Шеллинг;
д) И.Фихте;
Е) И.Кант.
25.За что критикует Фейербах представителей вульгарного материализма?
а) за догматизм сознания;
в) за субъективность сознания;
с) за идеальность сознания;
д) за религиозность сознания; .
е) за материальность сознания.