Познание как объект философского осмысления
Структура знания
Проблемы истины
Генезис науки
Специфика научного познания
Методология научного познания
Наука и общество
1. Теория познания (гносеология) – это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, отношение знания и реальности, выявляются условия истинности познания.
В истории философии сложились две позиции относительно вопроса о возможности познания мира: познавательно-оптимистическая и агностическая (скептическая).
Агностицизм – учение, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества (Д. Юм, И. Кант).
Гносеологическая проблематика зарождается в античной философии. В гносеологии европейской философии Нового времени было два направления: рационализм и эмпиризм. Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц трактовали познание как преимущественно логический процесс. Представители эмпиризма (Ф. Бэкон, Д. Локк) считали, что единственным источником знания являются ощущения, получаемые в результате опыта, эксперимента.
Для материалистов XVII–XIX вв. были характерны ограниченные представления в понимании познания: созерцательность, метафизичность, механистичность.
И. Кант считал, что человек знает о мире только то, что является ему в ощущениях. Внутреннюю сущность («вещь в себе») – человеку знать не дано. Для Гегеля мир познаваем, но человек познает при этом не объективный мир сам по себе, а воплощенное в нем «инобытие» абсолютной идеи.
Диалектико-материалистическая гносеология строится на основе теории отражения, диалектики, теории деятельности.
Познание – сложный противоречивый процесс активного творческого отражения реальной действительности, который осуществляется в ходе общественной практики. Практики – это целенаправленная предметно-чувственная деятельность субъекта по преобразованию действительности. Функции практики в познании: является источником познания, его движущей силой и целью, служит критерием проверки истинности результатов познания.
2. Знание выступает как продукт взаимодействия субъекта и объекта познания. Субъектами познания являются человек и человечество в его историческом развитии. Объект же – это то, что противостоит субъекту, на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельности субъекта. Объектом могут выступать не только материальные, но и духовные явления.
В процессе познания выделяют две степени: чувственную и рациональную. По вопросу о роли и соотношении чувственного и рационального в познавательном процессе в истории философии существовали две точки зрения – сенсуализм и рационализм. Сенсуалисты абсолютизировали органы чувств в познании, а ощущения признавали единственным источником достижения и критерием истины. Рационалисты считали, что всеобщие и необходимые истины могут быть почерпнуты из самого мышления.
Любое знание есть единство двух противоположных сторон – чувственного и рационального. Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств в трех формах: ощущение, восприятие, представление.
Рациональное познание наиболее полно выражено в абстрактном мышлении в формах понятий, суждений, умозаключений, теорий.
3. Цель познания в любой форме – истина. Категории истины и заблуждения – противоположные, но неразрывно связанные стороны процесса познания.
Заблуждение – знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Заблуждения многообразны по своим формам: научные и ненаучные, эмпирические и теоретические и т.д. Заблуждение следует отличать от лжи.
В современной философии особенно отчетливо выделяются следующие концепции истины: соответствия (корреспонденции), когеренции и прагматизма, конвенциализма, неотомизма и др.
Истина – знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Истина объективна по своему содержанию и субъективна по форме. Истина есть процесс, а не одноразовый акт познания объекта в полном объеме.
Для характеристики объективной истины как процесса применяются категории абсолютного и относительного.
Абсолютная истина – это полное исчерпывающее знание о предмете. Под абсолютной истиной понимается:
окончательное знание определенных аспектов действительности;
полное, исчерпывающее знание о мире в целом.
Относительная истина – это неполное, незавершенное знание о предмете.
Абсолютная истина в виде целостного фрагмента знания складывается из суммы относительных истин.
Существуют две крайние позиции в понимании отношения абсолютного и относительного моментов в истине: догматизм и релятивизм.
Истина всегда конкретна, т.е. любое истинное знание учитывает конкретные условия существования того или иного явления, условия места и времени и т.д.
В истории философии и науки выдвигались различные точки зрения о критерии истины.
Главным критерием истины является практика, взятая в процессе своего развития. Критерий практики одновременно определен и неопределен, абсолютен и относителен.
4. Наука – это систематизированное познание действительности, воспроизводящее ее существенные и закономерные стороны в абстрактно-логической форме понятий, категорий, законов и т.д. Наука – сложное и многомерное явление. Большинство историков науки считают, что наука в современном смысле возникла в Европе в ХVI–ХVII вв. Рождение науки отождествляется с рождением современной физики и необходимого для нее математического аппарата. Существуют различные подходы к объяснению причин появления науки. Два из них – экстернализм и интернализм.
Экстернализм утверждает, что появление науки обусловлено развитием социально-экономических отношений капиталистического общества.
Интернализм видит истоки науки в специфике духовной культуры эпохи, в ее саморазвитии, в изменении способа мышления.
5. Научное познание отличается от других форм познавательной деятельности. Основные особенности научного знания:
направленность на познание объективных закономерностей действительности (природы, общества, человека, мышления и др.);
рационалистическая обоснованность, доказательность полученных результатов;
системность. Научное знание представляет собой систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, развивающуюся по определенным принципам и закрепленную в специальном языке.
Цель и высшая ценность научного знания – объективная истина. Наука формирует специфические способы обоснования истинности знания: экспериментальный контроль за получаемым знанием, выводимость одних знаний из других, истинность которых уже доказана.
В процессе научного познания применяются специфические материальные средства (приборы, измерительные инструменты и др.) и специфические приемы и методы.
В других формах познания рассмотренные критерии могут иметь место, но там они не являются определяющими.
Научное познание есть целостная развивающая система знания, которая включает два уровня – эмпирический и теоретический. Они различаются друг от друга по трем основным критериям:
характеру исследования;
типу применяемых средств исследования;
особенностям методов.
Эмпирический уровень познания – это процесс мыслительной переработки данных, полученных с помощью органов чувств. Теоретический уровень познания характеризуется преобладанием рационального момента – понятий, законов, теорий и других форм. Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического знания.
Эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна. В истории философии существовали направления, которые абсолютизировали один из этих уровней в ущерб другому (эмпиризм и «схоластическое теоретизирование»). Все большее признание стала получать мысль о том, что есть еще и третий уровень научного познания, который выступает в качестве метатеоретической предпосылки самой теоретической деятельности в науке (Т. Кун, М. Лакатос и др.).
6. Методология науки изучает структуру и развитие научного знания, средства и методы научного исследования, способы обоснования его результатов, механизмы реализации знания в практике.
Метод – это система принципов, приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания.
Метод разрабатывается на основе определенной теории, которая выступает его необходимой предпосылкой. Основная функция метода – регулирование познавательной деятельности. В научном познании истинным должен быть не только конечный результат, но и метод.
Методы научного познания можно разделить на три группы: универсальные (философские), общенаучные, специальные.
Специальные методы применяются в рамках отдельных наук, общенаучные ‑ характеризуют ход познания во всех науках. Универсальные методы характеризуют человеческое мышление в целом и применимы во всех сферах познавательной деятельности. К этим методам относятся философские и, в частности, метод материалистической диалектики. Важнейшими принципами материалистической диалектики являются: объективность, историзм, всесторонность рассмотрения, конкретность, детерминизм, противоречивость, восхождение от абстрактного к конкретному, единство логического и исторического.
По поводу методологической роли философии в научном познании существует две крайние тенденции: натурфилософская и позитивистская.
Диалектическая концепция показывает, что философия и наука взаимно дополняют друг друга. Воздействие философии на процесс развития науки выражается в основном в следующих моментах:
философия влияет на научное познание на всех его стадиях, но особенно при построении теорий;
философские принципы воздействуют на процесс познания опосредованным путем – через методы частных наук.
Научные методы разделяют на методы эмпирического и теоретического исследования.
7. Роль науки в жизни общества усиливается. Наука представляет социальную силу, оказывающую влияние на все происходящее в человеческом обществе. Главные функции науки: познавательная, объяснительная, практическая, прогностическая, социальной памяти.
Существуют две противоположные позиции в вопросе о роли науки в обществе: сциентизм и антисциентизм. Для представителей сциентизма наука – абсолютная ценность, с помощью которой можно решить все общественные проблемы. Антисциентисты считают, что наука не может обеспечить социальный прогресс, улучшение жизни людей и вообще является разрушителем культуры.
Характерной чертой современного этапа развития науки является то, что в науку входит аксиологический (ценностный) момент. Ценность – это положительная значимость явления; кроме того, эта значимость своим истоком имеет человека, его коренные цели и идеалы.
Ценностная ориентация во многом определяла развертывание работ вобласти атомной энергетики, генной инженерии и других областях знания. С этой ориентацией связан вопрос о моральной ответственности ученых, о возможности и пределах регулирования этических предпосылок научных исследований.
6. Человек, общество, история
Основные вопросы темы: