Немецкий романтизм. Своеобразие творчества Э.Т.А. Гофмана.
Эрнст Теодор Амадей Гофман как воплощение героя романтика. Создание в его творчестве жанра новеллы-сказки. Сквозные персонажи сказок Гофмана: автобиографические и волшебные черты. Особенность хронотопа и мифологическая составляющая сказки «Золотой горшок». Проблема «человек искусства и обыватель» в творчестве Гофмана («Крошка Цахес»).
21. Немецкий романтизм. Особенности художественной сказки В. Гауфа.
Творческая судьба Гауфа между историческим романом и фантастической сказкой. Место Вильгельма Гауфа (1802-1827) в ряду романтиков сказочников. Художественный мир его сборников (1826): «Караван» («Маленький Мук»), «Александрийский шейх и его невольники» («Карлик-Нос»), «Харчевня в Шпессарте» («Холодное сердце»). Фантастическое и реалистическое в его сказках. Характеристика его стиля.
Г. Гейне. Романтическое и реалистическое начало в его произведениях. Эволюция эстетических принципов от «Лорелеи» до «Германия. Зимняя сказка».
Творческое взросление Генриха Гейне (1797-1856) и его гражданская позиция. Ранние поэтические сборники: «Тридцать три стихотворения» (1824) («Лорелея»), «Путешествия по Гарцу» (1826), «Книга песен» (1827). Реализация романтических принципов. Подходы к интерпретации поэмы «Германия. Зимняя сказка» (1844): социальный, символический, психологический.
Реализм как идейно-художественное направление в искусстве. Романтизм и реализм. Основные принципы реалистического искусства.
Реализм как метод: основные черты, история развития. Возрожденческий реализм, просветительский реализм, критический реализм. Реалистический метод и человеческая личность. Противопоставление романтического героя и реалистического героя.
Литература «местного колорита». Понятие, особенности, представители.
«Местный колорит» как литературоведческий термин. Областническая литература Германии. Творчество Ф. Рейтера, В. Раабе. Т. Шторм как представитель неоромантической, реалистической и областнической литературы. Периодизация его творчества. Особенности новеллистики Шторма («Иммензее»). Роман «Всадник на белой лошади»: жанровая специфика, особенности архитектоники романа, особенности героя романа.
Эволюция драмы конца XIX – нач. ХХ вв. «Новая драма»: идейные, эстетические и художественные принципы.
Теория «новой драмы». «Новая драма» в отличии от «старой драмы». Вклад Хенрика Ибсена (1826-1906) и Герхарда Гауптмана (1862-1946) в развитие «новой драмы». Натурализм и раннее творчество Герхарда Гауптмана («Перед восходом солнца»). Романтическая традиция в новой драме («Потонувший колокол»). Философская драма «Перед заходом солнца». Символическая составляющая драм Гауптмана.
Символизм в Германии. Кружок Стефана Георге. Судьба творчества Стефана Георге.
Распространение символизма в Европе. Стефан Георге (1868-1933). Поэзия как абсолютная доминанта его творчества. Философская основа сборников «Гимны» (1890), «Паломничество» (1891), «Книги пастухов» (1895), «Год души» (1897). Восприятие творчества С. Георге в Германии первой пол. ХХ в.
Страны Европы и Америки в первой половине ХХ века: экономическая ситуация и научно-технический процесс. Философские и культурологические концепции в духовной жизни Европы и Америки первой половины ХХ века.
Экономические и социальные изменения на рубеже веков. Научные составляющие, определившие концепцию ХХ века. Мировые войны ХХ века и их влияние на культуры. Философские идеи, получившие распространение в начале ХХ века.
Модернизм как тип культуры. Многообразие модернистских течений.
Экспрессионизм как течение в искусстве и литературе. Творчество Бертольта Брехта.
Жанровые особенности экспрессионизма в художественном искусстве и литературе. Творчество Бертольда Брехта. Значение его пьес «Трехгошовая опера» и «Мамаша Кураж и ее дети».
Новеллистическое творчество Томаса Манна.
Жизнь и творчество Томаса Манна. Увлечение философией Ницше. Судьба творческой личности в эпоху декаданса. Новеллы Т. Манна «Тристан», «Смерть в Венеции», «Тонио Крегер»: своеобразие, скандальность.
Натурализм как художественно-литературное направление.
Особенности натурализма как направления в литературе и искусстве. Принципы натурализма. Художественное произведение как научное. Методы натурализма. Человек в натуралистическом искусстве.