Эпоха Возрождения в культуре Европы.

Хронологические границы и стадиальное место эпохи Возрождения в европейском историческом процессе.

Социально-историческая обстановка в Западной Европе. Рост городов и усиление влияния средневекового бюргерства; процесс формирования европейских наций, национальных государств, языков и литератур.

Ренессансный гуманизм как новое течение в культуре Западной Европы. Проблема античного наследия в Средние века. Расширение умственных запросов, рост образования и светской городской культуры как условие и причина возникновения движения за возрождение греко-римской древности. Основные особенности ренессансного гуманизма. Гуманизм и средневековая культурная традиция. Синтез христианской идеологии и античной учености как основная цель ренессансного движения. Возрождение гуманистами античных знаний о природе, античной философии, риторики, поэтики и поэзии. «Подражание» древним и «соревнование» с ними. Проблема культурного и лингвистического двуязычия. Учение гуманистов о сущности человека; «природа» и «культура»; специфика ренессансного антропоцентризма; идея «универсального человека» и задачи ренессансной педагогики. Гуманистические представления о природе поэзии и о миссии поэта. Гуманисты и католическая церковь. Роль и место ренессансного гуманизма в духовной жизни эпохи; его историческая судьба.

Понятие о Реформации. Причины возникновения реформационного движения. Религиозный, социально-политический и культурный смысл борьбы протестантов с папской церковью. Учение о человеческой личности. Влияние Реформации на духовную жизнь эпохи Возрождения, ее соперничество с ренессансным гуманизмом и ее историческая роль. Деятельность Мартина Лютера.

Развитие мистических учений как реакция на кризис схоластики. Влияние мистицизма на культуру и литературу.

Причины расцвета пантеистической натурфилософии в эпоху Возрождения; понятие о натурфилософской картине мира; ее близость обыденному миросозерцанию эпохи и отражение в литературе. Отношение натурфилософии к официальному католицизму, к мировоззрению реформаторов и ренессансных гуманистов.

8. Немецкая литература эпохи Возрождения. Народная литература эпохи Возрождения.

Бюргерская литература; ее связь с традициями средневековой сатирической дидактики. Возникновение и популярность «литературы о глупцах». Сатира и морализм в «Корабле дураков» Себастиана Бранта. Северное Возрождение и деятельность Эразма Роттердамского. Эразм как создатель «христианского гуманизма». Его позиция по отношению к католической церкви, схоластической теологии и к Реформации. Антидогматизм, рационализм и просветительство как сущность эразмианства. Значение филологической деятельности Эразма (критическое издание Нового завета и др.) для выработки «гуманистического богословия». Латынь как язык Эразма-писателя. Его философско-публицис-тические сочинения и эпистолярное наследие. Гуманистическая педагогика. Художественные произведения Эразма. «Похвала Глупости» как философская сатира. Образ Мории. Прием парадокса и характер смеха в «Похвале». Бытовая сатира и воспитательная программа в «Разговорах запросто». Эразм и европейская гуманистическая «республика ученых». Влияние Эразма на философскую и литературную мысль XVI–XVII вв.

Феномен «народной книги». «Легенда о докторе Фаусте» Иоганна Шписа как пример народной книги: особенности построения, связь со шванками, историческое и легендарное. Мораль книги.

Культура барокко. Роман Гриммельсгаузена «Симплициссимус».

Особенности культуры эпохи барокко: варианты значения термина, культурно-исторические события, способствовавшие возникновению этого типа культуры, основные черты. «Высокое» и «низовое» барокко. Барочная метафора. Поэзия Андреаса Грифиуса: Тридцатилетняя война и трагедия Германии в этой войне как основные темы творчества.

Барочный роман. Жизнь и творчество Якоба фон Гриммельсгаузена. Роман «Симплициссимус» как характерное явление литературы низового барокко. Ситстема образов, хронотоп, связь с другими жанрами (народной книгой, плутовским романом и др.) Гротеск и сатира в романе.

Эпоха Просвещения в Европе.

Просвещение как культурная эпоха. Социальные и философские основы Просвещения. Энциклопедисты. Научное знание как основа просветительского мировоззрения. Классицизм как стиль в искусстве. Принципы классицизма. Значение античности для классицизма. Система канонов в искусстве.

Драматургия Г. Э. Лессинга.

Готхольд Эфрайм Лессинг как представитель классицизма в немецкой литературе и как драматург, преодолевший классицизм. Значение его теоретических трудов «Лаокоон» и «Письма о гамбургской драматургии». Лессинг как создатель мещанской драмы. «Мисс Сара Сампсон» и «Эмилия Галотти» как примеры мещанской драмы: следование и отступления от классицистического канона. «Минна фон Барнхельм» как социальная комедия. «Натан Мудрый» как философская драма.

Наши рекомендации