Германо-скандинавская мифология.
Германо-скандинавская мифология.
Памятники устного поэтического творчества. Соотношение эпического начала с мифом, сказкой и малыми поэтическими формами (прорицания, заклинания, магические формулы и т. д.). Вера в магическую силу слова и отождествление поэтической функции языка с магической и сакральной. Ранняя скандинавская словесность. «Старшая Эдда» как основной источник знаний о скандинавской мифологии. Особенности представлений о мире и человеке в «варварской» модели средневекового сознания. Германо-скандинавский пантеон.
Песнь о Хильдебранте» (VIII – XI вв.) как памятник германской эпической поэзии раннего средневековья.
Место песен о героях в общегерманском героическом эпосе. Тема судьбы. Специфика героического характера. Исторические события и легендарное воплощение.
Немецкий героический эпос «Песнь о Нибелунгах».
«Песнь о Нибелунгах» – наиболее значительный памятник немецкого героического эпоса. Слабая историческая основа поэмы, опирающейся на архаические германские предания. Соотношение «Старшей Эдды» и «Песни о Нибелунгах». Сочетание в поэме черт рыцарского романа, богатырской сказки и собственно эпоса, связанные с этим особенности хронотопа. Специфика образов Зигфрида, Хагена, Кримхильды. Своеобразие основного конфликта поэмы, осуждение ее творцами феодальных усобиц. Общая концепция истории и человека в «Песни о Нибелунгах», соотношение в ней язычества и христианства.
Куртуазный эпос в Германии.
Становление рыцарского романа. Его соотношение с эпосом, сказкой. Творчество Кретьена де Труа как начало сюжетных основ рыцарских романов. Формирование в его произведениях классического канона средневекового рыцарского романа. Своеобразие структуры (двучастность), специфика конфликта. Система персонажей и их функции. Особенности хронотопа. Проблема взаимодействия рыцарского, куртуазного и христианского идеалов и различное разрешение ее в романах кретьеновского типа, в романах о Тристане и Изольде и в романах о Святом Граале. «Парцифаль» Вольфрама фон Эшенбаха. Своеобразие романов, основанных на преданиях и легендах о Тристане и Изольде. «Тристан и Изольда» Готфрида Страсбургского. Специфика проблематики, характер конфликта. Особенности системы персонажей и хронотопа в «Тристане и Изольде».
5. Некуртуазная средневековая литература Германии.
Поэзия вагантов. Значение для ее развития античной и библейской традиции, а также народной смеховой культуры. Влияние куртуазной лирики. Известные нам имена и основные жанры. Ключевые темы и образы.
Животный эпос. «Роман о Лисе».
Шванк как жанр. Сборники шванков «О Тиле Уленшпигле» и «Шильдбюргеры».
Место карнавала в жизни города. Народная смеховая культура (М. М. Бахтин) и ее соотношение с культурой официальной. Истоки карнавала и связь с первобытным мифологическим сознанием. Проявление народной смеховой традиции на разных этапах средневековой словесности (в раннем эпосе, в драматургии, в лирике).
Происхождение средневековой драмы. Ее связь с литургией и с народной карнавальной традицией. Восприятие античной драмы средневековым сознанием. Церковь и театр. Возникновение городской драмы. Литургическая драсма, моралите, миракли, мистерии, фарсы. Их жанровое своеобразие. Черты, объединяющие фарс и шванк. Связь фарсов и фастнахшпилей с народной смеховой традицией Средневековья.
Миннезанг и майстерзанг.
Куртуазная лирика. Образ Прекрасной Дамы. Значение творчества трубадуров для зарождения европейской лирики на народных языках. Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Творчество Вальтера фон дер Фогельвейде, соединение в его стихах куртуазного канона и особенностей немецкой народной лирики. Майстерзанг как явление в литературе. Творчество Ганса Сакса.
Эпоха Просвещения в Европе.
Просвещение как культурная эпоха. Социальные и философские основы Просвещения. Энциклопедисты. Научное знание как основа просветительского мировоззрения. Классицизм как стиль в искусстве. Принципы классицизма. Значение античности для классицизма. Система канонов в искусстве.
Драматургия Г. Э. Лессинга.
Готхольд Эфрайм Лессинг как представитель классицизма в немецкой литературе и как драматург, преодолевший классицизм. Значение его теоретических трудов «Лаокоон» и «Письма о гамбургской драматургии». Лессинг как создатель мещанской драмы. «Мисс Сара Сампсон» и «Эмилия Галотти» как примеры мещанской драмы: следование и отступления от классицистического канона. «Минна фон Барнхельм» как социальная комедия. «Натан Мудрый» как философская драма.
Гейдельбергский романтизм. Семейный и художественный тандем Людвига Ахима фон Арнима, Клеменса Брентано и Беттины фон Арним. Особенности новеллистики гейдельбергского романтизма: «Изабелла Египетская» А. фон Арнима, «Из жизни одного бездельника» Й. Эйхендорфа, «Удивительная история Петера Шлемиля» Шамиссо.
Отличие гейдельбергского романтизма от йенского. Творчество Людвига Ахима фон Арнима (1781-1831) и Клеменса Брентано (1778-1842). Значение сборника фольклора «Волшебный рог мальчика» (1806-1808 гг.). Развитие категории ужасного в литературе гейдельбергского романтизма: ужасные образы «Изабеллы Египетской» (1812) Арнима, трагедия раздвоения личности в «Удивительной истории Петера Шлемиля» (1813) Адельберта Шамиссо (1781-1838). Творчество Йозефа Эйхендорфа (1788-1857). Принцип «лирического в прозаическом» в его новелле «Из жизни одного бездельника» (1822-1823).
Литература «местного колорита». Понятие, особенности, представители.
«Местный колорит» как литературоведческий термин. Областническая литература Германии. Творчество Ф. Рейтера, В. Раабе. Т. Шторм как представитель неоромантической, реалистической и областнической литературы. Периодизация его творчества. Особенности новеллистики Шторма («Иммензее»). Роман «Всадник на белой лошади»: жанровая специфика, особенности архитектоники романа, особенности героя романа.
Страны Европы и Америки в первой половине ХХ века: экономическая ситуация и научно-технический процесс. Философские и культурологические концепции в духовной жизни Европы и Америки первой половины ХХ века.
Экономические и социальные изменения на рубеже веков. Научные составляющие, определившие концепцию ХХ века. Мировые войны ХХ века и их влияние на культуры. Философские идеи, получившие распространение в начале ХХ века.
Модернизм как тип культуры. Многообразие модернистских течений.
Германо-скандинавская мифология.
Памятники устного поэтического творчества. Соотношение эпического начала с мифом, сказкой и малыми поэтическими формами (прорицания, заклинания, магические формулы и т. д.). Вера в магическую силу слова и отождествление поэтической функции языка с магической и сакральной. Ранняя скандинавская словесность. «Старшая Эдда» как основной источник знаний о скандинавской мифологии. Особенности представлений о мире и человеке в «варварской» модели средневекового сознания. Германо-скандинавский пантеон.